Саратов. Ужасный век... прекрасные сердца

Выпуск №3-163/2013, В России

Саратов. Ужасный век... прекрасные сердца

В Саратовском академическом драматическом театре премьера - дипломный спектакль по повести А. Пантелеева и Г. Белых «Республика Шкид».

Не припоминаю, чтобы спектакль будущих актеров имел у наших зрителей такой бурный успех. Написал инсценировку и поставил ее педагог театрального института Саратовской консерватории заслуженный артист Виктор Мамонов (руководитель курса - народная артистка России Татьяна Кондратьева). Это первая серьезная режиссерская работа известного театрального актера. Он же сыграл Викниксора - «отца-основателя» школы.

Роль эта у Виктора Ивановича была вынужденная. Перед самой премьерой случилось ЧП: какие-то негодяи прямо у театра напали на студента - исполнителя роли директора школы им. Достоевского - и жестоко его избили. Произошло это не на заводских окраинах, не глухой ночью - вечером в центре города. Парень попал в больницу, перенес сложную операцию. Его роль сыграл его учитель. История про разношерстную, бурлящую, вороватую массу беспризорников, превращаемую волей и талантом педагогов в сплоченную, энергичную группу интеллигентов, приобрела новую актуальность. Она мудро озаглавлена «педагогической поэмой». И в наши относительно мирные дни полным-полно брошенных или «запущенных», мающихся от безделья подростков. Но нет до них дела ни государству, ни нынешним Макаренко.

Викниксор - Виктор Николаевич Сорока-Росинский - не был никаким «Макаренко». Не перевоспитывал он трудом. Самостоятельность своим воспитанникам давал большую, это точно (первое школьное самоуправление в истории педагогики случилось именно в Шкиде), а также сумел всерьез увлечь их учебой. Недаром столько творческих людей вышло из школы Достоевского, и среди них писатели Григорий Белых и Леонид Пантелеев.

Как писал Пантелеев в письме школьникам, главное там «было то, что позволило С. Я. Маршаку в докладе на Первом съезде советских писателей сравнить нашу школу Достоевского с Царскосельским пушкинским лицеем. Мы учились - и учились охотно, без принуждения - по десять часов в день. Мы много и с увлечением читали. Изучали иностранные языки. Писали стихи. Было время, когда в нашей крохотной республике на шестьдесят человек «населения» выходило около шестидесяти газет и журналов. В течение целого месяца Гриша Белых и я выпускали газету «День» в двух изданиях - дневном и вечернем, причем в вечернем выпуске печатался изо дня в день большой приключенческий роман «Ультус Фантомас за власть Советов». В школе существовали издательства - «Факел», «Вперед», «Комар», «Зеленое кольцо» и др. Был музей, театр, где ставили «Бориса Годунова» и современные революционные пьесы».

В спектакле дипломников удалось воссоздать насыщенную культурную жизнь шкидовцев (в отличие от замечательного, всеми любимого, но более «хулиганского» фильма). Разлив самиздатовской стихии, театральная эпопея с «Годуновым», немецкие уроки, танцевальные и физкультурные занятия показаны отдельными сценками, часто - на языке пластики. Пластика, как известно, один из самых выразительных языков, он запоминается. Лаконично и точно поставлены сцендвижения Алексеем Зыковым и Ириной Борисовой. Ученическая масса слита в единый, синхронно движущийся организм.

Викниксор в исполнении Мамонова разнится с экранным героем. Здесь директор нерешительней, видны его колебания, сомнения. Он вообще не хочет браться за эту школу «для малолетних правонарушителей» и решается лишь под давлением железной «красной леди» Златы Ионовны. Остро играет ее студентка Настя Слюсарева. Директор Виктора Мамонова (как и сам актер) обладает такой харизмой, что при его приближении стихают самые буйные воспитанники. Правда, не совсем ясно, как остальным «халдеям» (воспитателям) удается эту буйную вольницу усадить за парты. Сокращения неизбежны при переводе прозы на язык сцены.

Отлично показана «великая буза» в самом ее разгаре, когда школяры мстят за увольнение «русачки». Красочно описана она и в книге: «А после обеда начался ад, которого не видела Шкида со дня основания школы. Во всех залах, классах и комнатах закрыли двери и устраивали из скамеек, щеток и стульев западни. Стоило открыть дверь, как на голову входившего падало что-то внушительное... Подставляли ножки, швыряли в голову книгами и чернильницами, били кулаками и дергали во все стороны...».

Малый зал саратовской драмы мгновенно превратился в арену баррикадных боев, свет погас, вой и крики усиливались. Мы сразу почувствовали себя внутри действия. Временами становилось так страшно, будто и мы, зрители, относились к племени «халдеев». А вдруг не разберут в темноте, кто есть кто?..

Викниксор с кучкой учителей прекращает бунт без вмешательства милиции. Конечно, хулиганы в жизни не перевоспитываются мгновенно, как в плохих фильмах. Впереди еще много конфликтов в спектакле (куда больше их в книге), подростки будут разрешать их сами, как в случае с Великим Ростовщиком (нигде не пережал в роли «жилы» Слаенова Александр Степанов), или с помощью директора, как в эпизоде с «лукулловыми лепешками». Трогательно показаны весна, первое весеннее тепло и первые шкидовские влюбленности (Девочки - Тони Маркони и Наталья Небалуева).

Нынче слова «комсомол» боятся, как черт ладана. И переростки из ШКИДы ходят по залу с пионерскими атрибутами, но никакого юнкома, как было на деле, они не создают. А ведь почти все там стали комсомольцами. Союз молодежи только зарождался в то время, и был еще очень романтизированным. Из них вырастут замечательные ребята - поколение мечтателей, которое крепко любило свою страну и верило в ее идеи. Многие погибнут за нее: кто на фронте, кто - в блокадную ленинградскую зиму, а кто - и в застенках НКВД.

Песни, написанные к спектаклю педагогом (бардом и гитаристом Виктором Мамоновым) и студентами, так хорошо вписались в эпоху, что кажется, будто они из тех лет. Хотя нет здесь одной, «коронной», как в фильме. Душераздирающе сиротская песня «Ах, зачем меня мать родила» в постановке выглядит бледнее.

Пал Ваныча, сильно заигравшегося с учениками педагога, в дипломном спектакле заменили Полиной Ивановной (превосходно справилась с ролью Мария Сумарокова). Есть другие неизбежные «женские» замены на курсе актеров театра кукол, где всего-то шесть мальчиков. Чтобы показать хотя бы главных шкидовцев, понадобились две травести. И Кристина Топчева, и Екатерина Репина играют замечательно. Однако схожие кепи и одинаковые повадки уподобляют друг другу колоритных Воробья и Мамочку, чего, конечно, быть не должно.

Удачно вписались в актерский ансамбль студенты других отделений. Запоминающиеся характеры создают темпераментный Цыган (Антон Козлов), импульсивный Японец (Мурат Абулкатинов), задумчивый Янкель (Богдан Илларионов), беспокойный Гога (Александр Овчинников), да и остальные ребята. Вернувшийся из больницы Илья Слюдачев (Викниксор) уже сам играет эту роль.

Печальной нотой отдает финал, когда директору сообщают о закрытии его школы и рассказывают о судьбе выпускников. То, чего не могли знать авторы увлекательной, приключенческой «Республики ШКИД». Взгляд через эпоху. Ведь Пантелеев и Белых написали свой эпилог через три года после создания повести, когда все шкидовцы были еще живы и здоровы. Спектакль дипломников получился смешным и грустным, трогательным и забавным - словом, настоящим, как настоящими были эти замечательные ребята, ставшими усилиями одного русского интеллигента из париев общества цветом его.

«Республику Шкид» показали на гастролях в Тамбове - переполненный зал (многие стояли) принимал ее с восторгом. В Саратове аншлаг в драматическом театре был все время, когда в афише значилась «Республика». В жизни все связано невидимыми нитями. Сейчас многие вообще не слышали о замечательной книге, ее авторах и героях. Но в Петербурге недавно открылась мемориальная доска на стене бывшей школы-коммуны имени Ф.М. Достоевского (Старо-Петергофский проспект). Восстановили-таки историческую справедливость. Спектакль же наших дипломников - как венок памяти великому Викниксору и его славным ученикам.

Фото Василия ЗИМИНА предоставлено театром


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.