Счастливая монетка / Олег Волощенко (Днепродзержинск)

Выпуск №3-163/2013, Лица

Счастливая монетка / Олег Волощенко (Днепродзержинск)

Гаснет свет. Тишина. Начинается спектакль. На сцене появляется обычный с виду парень в футболке, джинсах - такой как все. Он называет пьесу, которую зрителю сейчас предстоит посмотреть, и подбрасывает монетку в воздух (как некий символ изменчивости фортуны, ведь монетку так легко уронить, как и фортуну выпустить из рук). Этот человек ни секунды не сомневается, что поймает монетку, и в самом деле на лету ловким движением ловит ее, уходя вглубь сцены, унося с собой все внимание зрителя, незаметно погружая его в атмосферу пьесы. Так начинается спектакль «Тартюф» великого Мольера. Парень с монеткой - Олег ВОЛОЩЕНКО - актер Днепродзержинского театра, любимец публики, обладатель многочисленных театральных наград, неоднократный победитель международного фестиваля «Классика сегодня».

Встретив Олега на улице, никогда не скажешь, что на сцене он - король. Там все принадлежит ему: восхищенные взгляды женщин, и не только: внимание мужской половины зала с не меньшей силой приковано к его игре. Зрители увлеченно следят за сценической жизнью Волощенко, смеются искрометности его шуток во время концертов, ведь Олег неизменный ведущий большинства из них, проникаются силой чувства во время исполнения песен (он еще и прекрасный вокалист). Этот эффект режиссеры называют сценической харизмой, смело предлагая ему роли любого диапазона. Слово, жест, взгляд - актерская работа Волощенко обречена на успех. Под натиском его обаяния устоять сложно....

Решение стать актером пришло как-то само собой. За плечами девятый класс - время определяться с профессией. Олег долго не думал, раздобыл газету с перечнем учебных заведений и устремил свой взгляд в будущее. Но на страницах печатного издания ничего окрыляющего не предлагалось, кроме разве что театрального училища. Подумалось, почему бы и нет. Ведь не случайно же чувствовал себя как рыба в воде, участвуя в многочисленных школьных мероприятиях. Да и математики здесь не предвидится, к этому предмету Олег не чувствовал склонности, куда лучше история и география. Неизведанные просторы будили фантазию мальчика, тянули ввысь, не потому ли в раннем детстве мечтал стать летчиком. Эх, мечты, мечты.... Об авиации пришлось забыть: в перечне вступительных экзаменов в летное училище была все та же коварная математика. Исходя из реальных обстоятельств и предпочтений, Олег поступает в театральный колледж. Не обошлось и без сомнений: в таком юном возрасте сложно быть в чем-то уверенным. Несколько раз порывался все бросить. Метался, раздумывал, но всегда возвращался. Преподаватели с пониманием относились к душевным колебаниям мальчика. Уже тогда видели в нем самобытного артиста.

«Но стоит увлечься, и все кардинально меняется», - говорит актер. Появляется неукротимая тяга досконально изучить все тонкости любимого дела. В детстве, например, тратил все свободное время и все карманные деньги, моделируя самолеты. Так и в театр ушел весь без остатка.

Первая роль - Лусиндо в пьесе Лопе де Вега «Изобретательная влюбленная». Свой старт на профессиональных подмостках вспоминает с легкой усмешкой: был тогда зеленым мальчиком, пытающимся убедить зрителя в том, что он благородный идальго. Похоже, самокритичность - отличительная черта Олега, если учесть, что эта роль принесла ему сразу две театральные награды.

И все же амплуа героя-любовника за Олегом так и не закрепилось. Сергей Чулков - режиссер, с которым Волощенко плодотворно работает уже больше 10 лет, вовремя увидел, что на этом поле актер не забьет своих решающих голов. Чувствуя в нем большой пока еще не до конца раскрытый потенциал, пробует в характерных ролях, которые должны проявить творческую индивидуальность Олега. Интуиция режиссера не подвела. Это было стопроцентное попадание.

Что дальше? - незабываемые роли, яркие перевоплощения. Вот он блестящий дворянин в «Даме-невидимке» Кальдерона, преданный друг, ревностно охраняющий честь своей семьи, прекрасно владеющий собой, с глубоко укоренившимся чувством собственного достоинства, непревзойденный в своем благородстве. Но разве можно забыть и яркий образ, созданный Волощенко в спектакле-притче Марии Ладо «Очень простая история»? В пьесе мудрость домашних животных, наблюдающих за ошибками людей и трогательно сочувствующих им, по-настоящему берет за душу. Волощенко играет самолюбивого, но такого обаятельного Петуха. Каждый его выход сопровождается безудержным смехом зрителя. И публика ждет очередного рассвета - чтобы Петух снова вернулся на сцену и поприветствовал зарю. Спектакль этот я смотрела несколько раз. И не в последнюю очередь благодаря игре Волощенко. Запомнилось, как во время действия актриса, играющая Свинью, вскарабкалась на возвышение (того требовала роль), но не удержалась и стала падать. Олег молниеносно среагировал и бережно подхватил коллегу по сцене.

В спектакле «Ключ для двоих» комедийное дарование Волощенко находит свое ярчайшее выражение. Олег играет неожиданно вернувшегося пьяного в стельку мужа. Проснувшись, герой не понимает где он и что он собственно такое, бесцельно шарит рукой по кушетке и натыкается на лисий воротник, который принимает за лисицу в обмороке. С помощью искусственного дыхания и непрямого массажа сердца герой Волощенко пытается вернуть к жизни воображаемую лисицу. Сцена реанимации лисьего воротника была просто неподражаемой.

В «Хануме» по пьесе Авксентия Цагарели Волощенко играет Котэ - молодого человека, который радуется возможности просто видеть свою возлюбленную. Казалось, ну что здесь можно сказать нового. Но актер по-своему раскрашивает образ, облагораживая его нежной трепетностью, какой-то детской восторженностью. И опять становится лауреатом театральной премии Приднепровья «Сичеславна».

Каждая роль - ответ самому себе: смогу ли я? А еще возможность открыть новые грани творчества, отточить свое мастерство. Работая над новым образом, Олег как бы вызывает себя на дуэль, и... всегда побеждает.

Масштабная роль Хора в спектакле «Антигона» по пьесе Жана Ануя, поначалу вызвала у актера массу вопросов, ведь ни с чем подобным еще не приходилось сталкиваться. Один человек должен был стать своеобразным гласом народа, комментировавшим происходящее театрализованное действо, а ведь в древнегреческой драматургии эти функции брала на себя целая группа танцоров и певцов. Глас народа, созданный Волощенко, получился мудрым, назидательным, и... непримиримо-жестким. Актер привнес в роль частичку себя. Вот так же он строг к самому себе, так же нетерпим и к проявлению фальши.

Среди любимых ролей Волощенко и образ Кочкарева в «Женитьбе» Николая Гоголя, и Аметистова в «Танго на закате» по пьесе «Зойкина квартира» Михаила Булгакова. Эти работы тоже увенчались успехом. Глубокое проникновение в роль и тонкий психологизм вызвали у зрителей эмоциональный отклик. В который раз профессиональное жюри отметило актерское мастерство Волощенко театральными премиями.

Получив роль, Олег, как правило, испытывает два рода чувств: или бешеный восторг - вот она новая возможность проявить себя, - или шок, который может даже вылиться в неприятие. Но вот что интересно и это уже стало правилом, отношение к роли «стерпится-слюбится» со временем превращается в искреннее и глубокое чувство.

Так было и с ролью Тартюфа. Еще Пушкин говорил «одна страсть, ведущая страсть образа раскрыта у Мольера всегда». Вот и выходило, что нужно было играть стопроцентное лицемерие без примесей, иначе не передашь стиль Мольера. Но перспектива быть на сцене только подлым обманщиком не слишком радовала.

Потом Олег отбросил в сторону эмоции и попытался ответить самому себе, что же подвигло драматурга на создание такого образа. Пришлось признать непреложную истину: в каждом можно найти частичку лицемерия. Нет человека, который не врет, каким бы чистым и светлым он ни был. В каждом неискоренимо желание приукрасить свою жизнь в чужих глазах, или беспричинно расхвалить окружающих, просто так, чтобы быть вежливым и приятным. И это в самом лучшем, в самом безвредном случае.

Осознав глубину этой роли, Олег сразу же почувствовал в себе прилив вдохновения и нашел необходимые оттенки, чтобы выразить лицемерие как всеобъемлющую страсть наживы за чужой счет. Работа над «Тартюфом» принесла Волощенко очередной успех, звание лучшего актера на 9-ом Международном фестивале «Классика сегодня».

В игре Олега чувствуется ирония. Сам актер называет ее «улыбкой сквозь слезы». Неуловимая, она живет в его глазах, прячется в уголках рта. Свозь призму таких непохожих ролей улыбка Волошенко бывает насмешливой, презрительной, нежной, светлой, простодушной, наивной, но всегда загадочной и всегда желанной.

На сцене он частенько хулиганит. К примеру, в роли Тартюфа немного шокирует зрителя откровенными проявлениями страсти. Возжелав Эльмиру, жену Оргона, в сцене признания герой Волощенко весь кипит, сексуальная экспрессия бьет ключом. Тартюф не в силах сдерживаться, изгибается, ползает, обволакивает женщину словно паутина. Но такое, казалось бы, форменное безобразие играет на руку актеру: подкупает зрителя, обезоруживает и покоряет.

Импровизация стала неотъемлемой частью творческой манеры Олега. В рамках рисунка роли позволяет себе некоторые вольности. Жест, поза, ужимка - эти рожденные во время спектакля находки еще убедительней и ярче раскрывают образ. Олег любит создавать подобные ситуации, и видеть, как его коллеги принимают правила предложенной им игры, воодушевленно включаются в нее и в результате получается свежая оригинальная сцена. Выигрывают все: и актеры, которые выложились на полную и получили изрядную порцию адреналина, и зритель, наслаждающийся вдохновенным исполнением. Шанс заметить тонкие вариации в игре артистов, дирижёром которых является Волощенко, у зрителя появится только, если он вздумает еще раз посмотреть тот же спектакль. В любом случае, цель достигнута. Ощущение неповторимости, чем театр отличается, от, скажем, кинематографа, сохраняется. Волощенко ловко и смело экспериментирует, не сомневаясь в удачном исходе дела, так же уверенно, как в «Тартюфе» подбрасывает и ловит монетку.

«Важно не останавливаться на достигнутом, - раскрывает свою жизненную позицию Олег, - нужно ежедневно задавать себе вопрос, будешь ли ты сегодня лучше, чем вчера. Если что-то не нравится, выбор не богат: либо измениться, либо опротиветь себе».

Кого бы он ни играл, главного героя или второстепенного, злодея или благородного идальго, - зритель не сводит с него глаз. В ожидании чего? - Предвиденной неожиданности. Вот такой парадокс, в духе самого Волощенко. Если в рамках предложенной роли невозможно взлететь, актер будет ползать подобно змее, да делать это так, что публика взорвется от смеха. Олег из когорты тех, кто умеет удивлять. Все потому, что сам не разучился удивляться. Невозможно предсказать, что он выкинет в следующий момент: упадет на колени или скромно подарит залу свою великолепную улыбку.

Решение режиссера задействовать Волощенко в характерных ролях помогло сформировать в итоге его неповторимый почерк. С каждой новой работой актерское своеобразие становится все заметней, талант сверкает более яркими, можно сказать, волшебными красками. Присутствие магии в своей жизни Олег не отрицает. Что-то движет им: проникаясь ролью, вживаясь в образ, становится орудием каких-то внешних сил. «Объяснить невозможно. Это химия сцены. Отдаешься чувствам весь без остатка, не понимаешь, что ты делаешь, а потом вдруг щелчок... и получается роль. Магия на запредельном уровне, не иначе».

Советский театральный режиссер Алексей Попов как-то заметил, насколько «это сложно найти актера, который свободно, радостно, легко, активно и убежденно бы работал. Чаще всего это или самоедство, или безынициативность, пассивность, послушное следование за режиссером». В Волощенко замечаешь все те качества, которые когда-то искал и так ценил в актере мастер и теоретик театрального искусства. В Олеге чувствуешь творческую смелость: в нем, как вода в гейзере, бурлит актерская предприимчивость. О таких актерах говорят, что они способны сами сделать роль. «Стоит только задать направление, Олег тут же предлагает свое виденье образа, находит нужные актерские приспособления для наиболее интересного его раскрытия», - так описывает характер совместной работы с актером режиссер Сергей Чулков.

Мнения режиссера и актера могут не совпадать. Олег снова неустанно ищет. «Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых», - говорил выдающийся композитор Петр Чайковский. «Актер должен быть пахарем, работать только до седьмого пота. Если уходишь со сцены с сухой спиной, значит, можно было на нее не приходить, у тебя ничего не получится, чуда не будет, химической реакции не произойдет». В этом Олег уверен, а еще в том, что артист не должен подыгрывать вкусам зрителей. «Нужно вести за собой, своей игрой открывать новые миры, заставлять задуматься, посмотреть на себя со стороны, переосмыслить свою жизнь, и захотеть ее изменить во чтобы-то не стало, стать ну хоть чуточку лучше». Когда Олег видит горящие восторженные глаза зрителей и понимает, что сумел несколько сотен людей увлечь за собой, - это и есть награда работе до седьмого пота.

Так в чем же все-таки секрет успеха? Олег на миг задумывается и тут же отвечает, - в свободе от негатива. Зависть, чувство соперничества - убивают актера: испепеляют внутренние ресурсы, помогающие ему творить. Олег благодарен судьбе за то, что лишен такого рода переживаний, ничто не мешает ему искренне говорить со зрителем. «А еще, - добавляет Олег, - в умении отрешиться, оставить всякие попытки понравиться. Актер должен быть честным перед зрителем: открыть свое сердце, обнажить свою душу и тогда возникнет эта магия, откроются живительные ключи, дающие силу, энергию, вдохновение, спектакль пронесется на одном дыхании - и как-то неожиданно раздадутся овации и на тебя обрушится любовь зрителя».

Жизнь актера - нескончаемая череда встреч с публикой. В этом смысл и в этом радость. Перед выходом на сцену Олег каждый раз сгорает от нетерпения: как если бы целую вечность не виделся с дорогим человеком и вдруг узнал, что свидание сейчас состоится. Свет гаснет. Тишина. Спектакль начинается.... В воздух взлетает монетка.



Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.