На сцене как в жизни / Ирина Баженова

Выпуск №3-163/2013, Лица

На сцене как в жизни / Ирина Баженова

В Московском музыкальном театре «На Басманной» прошел первый бенефис. Героиней праздника стала Ирина Баженова, самая яркая и обаятельная актриса театра.

Когда-то бенефис устраивался не только ради чествования артиста, обычно заслуженного патриарха труппы, но и для оказания ему материальной помощи - весь сбор от представления шел бенефицианту. Теперь редко какой театр может себе позволить столь красивый жест, но традиция заслуживает того, чтобы ее возродить. Это почти как день рождения: вроде тот же спектакль, много раз уже сыгранный, но букетов и аплодисментов в пять раз больше, а в финале зачитывают поздравительный паспорт и говорят хорошие слова.

Для бенефиса был выбран мюзикл «Как жить замужем» по пьесе Островского «Доходное место», где роль Фелисаты Кукушкиной, матери двух дочерей-бесприданниц, закреплена за Ириной Баженовой уже больше десяти лет. Ирина спокойно относится к течению спектакля: «Если сегодня сцена идет на 30 градусов, пусть идет на 30. Не надо увеличивать - будет день, когда она пойдет на 100 градусов. Это и есть живой театр». Казалось, какие могут быть сюрпризы? Но в этот раз мюзикл сыграли градусов на 200. Как потом признались актеры, волновались все ужасно. И монолог Жадова в исполнении Владимира Ющенко звучал особенно страстно, и Михаил Гуро в роли Белогубова показал чудеса импровизации, да и все были в ударе. Потом, на фуршете, поднимая в честь бенефициантки бокал, Михаил сказал: «Мы все любим Ирину, а она любит людей!»

«Труппа как лакмусовая бумажка», - утверждает Ирина. Здесь проверку проходят и профессиональные и человеческие качества. Баженова умеет сгладить острые углы, подбодрить, утешить: «Куда бы вы ни шли - на деловую встречу, на репетицию, на переговоры - вы не должны прийти с кислой физиономией. Кому приятно смотреть? Старайтесь, чтобы людям после встречи с вами не было хуже». Хуже! Наблюдая, как Ирина оделяет коллег конфетами и выбирает для них самую спелую черешню, понимаешь, что ей важно, чтобы всем было лучше.

Она и на сцене легкая, как в жизни. Органичная, как кошка, пластичная, естественная, умеющая пользоваться всеми возможностями своего бархатного голоса. Когда Кукушкина нежно предлагает чиновнику Юсову: «Пойдемте, я вас наливочкой угощу», - весь зал готов за ней пойти, оттеснив Юсова. Сценическое мастерство Ирина постигала в ГИТИСе.

- Сначала у меня ничего не получалось, а потом сразу стало все получаться. Нас учили, что такое сценическое действие. Мне казалось, что я действую на сцене. А мне говорят: «Ты пустая». Я говорю: «Как это я пустая, если я внутри разорвалась?». А в ответ: «У нас нет рентгеновского аппарата, чтобы понять, что ты переживаешь». Я же не знала, что это нужно показать! Но все эти проблемы остались в юности, - рассказывает Ирина.

Заветная мечта публики, чтобы в каждый спектакль, где играет Баженова, включали «колесо», которое она крутит в «Роз-Мари». Трюк Ирина исполняет блистательно, с присущей ей легкостью и непринужденностью.

- Сейчас, конечно, перед выступлением разминаешься, разогреваешься. Заботы, усталость - все это накапливается с годами, и надо себе напоминать: спину держать, подбородок поднять, носочек тянуть, животик в себя!

Ирина работает с наслаждением, ищет новые краски, думает, пытается определить, что бы ей еще хотелось сыграть. Она не отказалась бы в сериале сняться. «Не в дурном, нет, а в таком - романтическом, трогательном, с элементами комедии». Пусть будет и сериал, но в первую очередь сцена должна показать талант Баженовой. Ей нужны новые роли, яркие и главные, она достойна, чтобы спектакли ставили «на нее». Иначе возникает ощущение, что Баженова уже переросла театр «На Басманной».

Одно время Ирина от Московской филармонии работала в Италии. И там ей сделали предложение, от которого трудно отказаться.

- Мы договорились, что я приду на пробу в Ла Скала. Это называется там «проваре» - проба. И чего-то я испугалась.

- И не пошли?!

- Нет. Я струхнула, мне показалось даже, что голос пропал...

Возможно, миланская публика много потеряла, зато московская, несомненно, приобрела. Крики «браво» и любовь зрителей это подтверждают.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.