Двадцать лет спустя / Чувашский театр им.К.Иванова

Выпуск №3-163/2013, Гости Москвы

Двадцать лет спустя / Чувашский театр им.К.Иванова

Спектакли Чувашского государственного академического драматического театра им. К. Иванова в постановке народного артиста СССР, лауреата Государственных премий РФ и ЧР Валерия Яковлева, возглавляющего этот коллектив три с лишним десятилетия, я помню спустя долгие и долгие годы. В начале 90-х мне посчастливилось видеть во время фестиваля в Москве незабываемую «Ежевику вдоль плетня» Б. Чиндыкова, а потом в Чебоксарах оставившие сильное впечатление спектакли «Власть тьмы» Л.Н. Толстого и «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского.

С той поры минуло два десятилетия, но навсегда остался в памяти особый, мало на кого похожий почерк режиссера, органично соединяющего в пространстве своих спектаклей, казалось бы, далекие один от другого пласты - насыщенный быт и высокую поэтическую метафорику. Почти каждый из спектаклей Валерия Яковлева выстроен на сочетании сугубо «приземленной» сценографии с явным любованием подробностями быта чувашской деревни и высокой классической музыки, которую режиссер умеет расслышать очень точно и тонко. Да и труппа Чувашского драматического необычна в том плане, что увлеченно идет за режиссером, разделяя во всем и всегда его пафос, эстетические и этические устремления. Сильная, очень интересная труппа!..

На этот раз театр привез в Москву два спектакля - семейную мелодраму «Деньги глаза слепят» А. Партта и драму Д. Гордеева и Г. Кириллова «Голос печального вяза». Режиссером и сценографом этих спектаклей выступил Валерий Николаевич Яковлев.

Спектакли очень разные, сравнивать их трудно, хотя в обоих случаях речь идет о таких внятных вещах, как человеческое достоинство, умение старшего поколения противостоять «веяниям времени» и слышать голоса предков. «Деньги глаза слепят» - незатейливая комедия с элементами мелодрамы, придуманная режиссером и сыгранная прекрасными актрисами весело, заразительно, «вкусно». Достаточно вспомнить, как органично обживают они пространство выстроенной на подмостках избы, как каждая деталь реквизита находит свое естественное место. И какой смешной и грустный одновременно контрапункт возникает в сочетании этой истории о деревенской целительнице, ставшей популярным и модным врачевателем от всех болезней под влиянием соседской внучки, с музыкой Моцарта, очень тихо сопровождающей все действие, начиная с того волнующего момента, когда Альтук, уставшая от одиночества (поистине ювелирно ведет роль Вера Кузьмина!), приготовляется к смерти, а ворвавшаяся к ней соседка и подруга Матьусь (блистательная Нина Яковлева) звонит ее сыновьям, обманом заманивая их к матери.

К тому моменту, когда они приезжают, Альтук уже вовсю занимается врачеванием и сколачивает немалый капитал, на который и покушаются любящие детки, готовые на все, вплоть до воровства. Немалую изобретательность проявляют сын Гриша (Геннадий Большаков) и его жена Роза (Валентина Иванова). Зрительный зал радостно и открыто участвует в происходящем, немало веселясь от нелепых коллизий, но потом... Бросив на стол увесистую пачку денег, Альтук уходит в другую комнату - полная достоинства и горечи по несбывшимся мечтам о выросших детях, любовно поддерживающих мать и бабушку. А они, зачарованные видом купюр, и не смотрят на ее лицо, не осознают, что произойдет через несколько секунд: там, в невидимой нам комнате старая Альтук умрет, навсегда покинув этот жестокий мир, где царят не любовь и привязанность, а лишь корысть и деньги. И вновь зазвучит вечная музыка Моцарта...

После этого спектакля еще больше захотелось увидеть драму с таким поэтическим названием - «Голос печального вяза», но, к сожалению, пьеса Д. Гордеева и Г. Кириллова показалась досадно несовершенной: многое не выписано, не доведено до логического конца, а усилия режиссера, пронизавшего действие музыкой Дж. Верди и мифологическими мотивами (лесные духи-балерины, изумительная по выразительности старуха Шерпустан, замечательно сыгранная Любовью Федоровой, кажущаяся Духом леса, призрак убитого Симуна) не во всем оправдались. Слишком многое попытались вместить драматурги в свою пьесу: и далекое от нас время, 1953 год, и историю любви, и детективные элементы... Когда действие сосредоточивалось на характерах и судьбах, все становилось на свои места - четко и точно проявлялись характеры Ануки (превосходная работа Нины Яковлевой), Майкки (очень разнопланово и интересно сыграла Елизавета Хрисанфова), Маркися (Сергей Иванов)...

Но то, что театр после перерыва вновь приехал в Москву и собрал полный зал зрителей, долго и тепло аплодировавших после каждого спектакля, обменивающихся оживленными комментариями в фойе в антракте и по окончании, - самое главное событие. А для меня лично очень важной стала новая встреча с режиссером и артистами, которых я помнила и любила все десятилетия после первых наших встреч...

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.