Колонка редактора
Выпуск №4-164/2013, Колонка редактора

Дорогие друзья!
Вот и еще один год приближается к концу и, как всегда, хочется верить, что следующий - окажется милосерднее, лучше, щедрее на чувства добрые и мысли добрые...
2013 год был непростым: слишком много свершилось в нем неправедного и недоброго. Конечно, это относится не только к театрам, но смысл нашей жизни - театр, а потому мы говорим и думаем именно о нем, о чем бы ни думали и ни говорили.
Случилось так, что вышедшая год назад, к 100-летию выдающегося советского режиссера Бориса Ивановича Равенских, книга попала мне в руки только недавно. Мы плохо помним сегодня имя этого режиссера, стоящего особняком в ряду славных имен Мастеров ХХ столетия, не обращая внимания на слова Петра Фоменко: «Его забывать нельзя!» Вот уже несколько десятилетий нет Бориса Равенских, а разрозненные его мысли о профессии и о назначении театра, собранные в книге, звучат так, словно высказаны сегодня.
«Я смело берусь утверждать, что человечество вперед и выше ведут поэты и романтики. Я глубоко убежден, что задача театра - будить в человеке поэтический взгляд на мир, выражать только самое главное, философски обобщенное и образно точное. Как в поэзии. Так я мыслю суть театра... Добиться в театре смеха или слез, конечно, нелегко, но можно. Добиться аплодисментов трудно, но можно. А вот чтобы весь зал замер как один человек чтобы весь зал смотрел в одну точку, прислушивался к одному шороху, дышал одним дыханием - это настоящая задача для каждого артиста и режиссера. И чем больше будет таких минут в спектакле, тем тоньше, тем глубже, тем значительнее будет наше искусство».
Положа руку на сердце, ответьте сами себе: когда подобное происходило с вами в последний раз? Мы легко смеемся в театре над тем, над чем в принципе смеяться не стоит: над пошлостью, внезапно падающими с персонажей юбками или брюками, над откровенным шутовством ради шутовства. Мы труднее, но готовы заплакать над мелодраматической предсказуемостью сюжета и органичным существованием артиста в предлагаемых, нередко картонных обстоятельствах. А в финале аплодируем, скорее, по привитому в детстве чувству благодарности, нежели от души...
Очень хочется верить, что когда-нибудь вернется в театр это удивительное чувство, когда мы все начнем дышать одним дыханием, замирать в одном, общем молчании и внимать, внимать, внимать...
Отправить комментарий