Пустячок, а приятно... "Бал в "SAVOY" в Московской оперетте

Выпуск №4-164/2013, Мир музыки

Пустячок, а приятно... "Бал в "SAVOY" в Московской оперетте

Оперетту венгерского композитора Пала Абрахама (1892-1960) «Бал в "SAVOY"» (либретто Владимира Михайлова и Дмитрия Толмачева) впервые на московской сцене поставили в конце 50-х. Спектакль имел громкий успех, но был заклеймен в печати как «торжество пошлости» и снят с афиши. Его многие помнят как красивое, изящное салонное зрелище. Но все же некоторые артисты (Татьяна Шмыга и Владимир Шишкин, Василий Алчевский и Василий Зарубеев) охотно исполняли в концертах эффектные номера из него. В самом деле, броский танец «Кенгуру», озорной дуэт «Любовь пришла, сдавайся ей!», лукавая песенка «Закон Востока» или всеми признанный мировой шлягер «Танголита» любимы поколениями актеров оперетты.

Сложности начинаются с сюжета, поскольку типичная «комедия недоразумений» ни на что другое не претендует. Тем более что в своих отношениях эстрадная звезда Мадлен (изысканная и томная Елена Зайцева) и влюбленный в нее писатель Аристид (изящный и благородный Максим Катырев) явно сами запутались. Ради общения с любимой он выдает себя за официанта отеля, а она думает, что тот втерся к ней в доверие, чтобы украсть ее колье.

А еще на балу в роскошном отеле хочет выступить амбициозная, но наивная американка Дэзи - Василиса Николаева, уверенная, что сочинила мировой хит. В нее влюбляется безропотный «официант с дипломом» Анри - Владислав Кирюхин, чье имя и профессию присвоил Аристид. Эти четверо обеспечивают любовную неразбериху сюжета.

Есть еще знойный шоумен и почему-то музыкальный издатель Мустафа - Павел Иванов, похожий на волшебника Магрибинца из фильма «Багдадский вор», а также настырный администратор звезды Трэоли - Александр Маркелов, который тоже ведет себя как шоумен.

Все происходит на фоне венецианского карнавала, что дает повод организовать роскошное зрелище с эффектными номерами. На этом сосредоточились художники Владимир Арефьев и Светлана Логофет (костюмы), а также балетмейстеры Борис Барановский и Ирина Корнеева. Зрелище получилось красивым, четким, бравурным и ярким. Свою лепту вносит и дирижер Константин Хватынец, умело организующий в оркестре многообразную ритмическую структуру и лирическую палитру. Он, кстати, участвует в действии и как персонаж сюжета, некий эксцентричный композитор. А поставила спектакль известная актриса Татьяна Константинова, у которой явно есть чутье на специфический жанровый блеск.

Все вместе способствует сочинению ревю в стиле сверкающего брио, где сюжет значит совсем не много. Правда, российская традиция требует насыщать лирические отношения героев посильным психологизмом. Но сам венгерский композитор Пал Абрахам, долго живший не только в Европе, но и в Америке, хорошо усвоил принципы американского шоу, где всего должно быть много, кроме психологизма, который, в лучшем случае, лишь подразумевается. Потому сюжет здесь нередко имитирует конфликт, а диалог зачастую ни что иное, как передышка между номерами, блестяще придуманными и исполненными. Один из них, к примеру, броский стэп мистера Бима, замечательно станцованный (и спетый!) артистом балета Александром Бабенко.

Постановщики честно следовали определенной художественной логике. Получилось «ревю с сюжетом», где вовсе не перипетии важны, а праздничная среда, пряная атмосфера и беспечное настроение. При этом, важная для всех правда внутренних чувств никуда не улетучивается. Зрители с удовольствием проникаются незамысловатыми, но трогательными лирическими мотивами, любуются остроумными номерами, исполненными темпераментно и азартно, которые выглядят куда искуснее, чем в развлекательных программах уже надоевших корпоративов. Пустячок, а приятно...

 

Фото предоставлены театром

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.