Архангельск. Полярные ночи в Архангельске

Выпуск №5-165/2014, В России

Архангельск. Полярные ночи в Архангельске

Когда десять лет назад я была в Архангельском государственном театре драмы имени М.В. Ломоносова, в нем шел капитальный ремонт, и спектакли игрались на других площадках города. В 2009 году ремонт завершился. А совсем недавно театр отметил свой 80-й сезон на этой сцене.

Я бы посоветовала каждому любителю театра побывать в этом грандиозном здании, являющимся памятником конструктивизма 30-х годов и, словно огромный корабль, вознесшимся над Северной Двиной. Стоящий к тому же в центре Петровского парка, примыкающего к городской набережной, театр является культурным центром всего города, притягивая к себе и публику, и интерес гастролеров, для которых показаться на этой сцене - вопрос престижа. Здешняя сцена действительно одна из самых больших и технически оснащенных площадок Северо-Западного региона. Сам же театр после ремонта стал являть собою зрелище поистине великолепное. Огромный зал, готовый принять всех зрителей города, огромные просторные фойе с мраморными колоннами, хрустальными люстрами и зеркалами, а еще - с фонтанами, играющими всеми цветами радуги. Первый этаж при входе встречает зрителя настоящим «театром фонтанов», приводящим в восторг каждого, переступившего порог этого дворца.

Да, театр драмы в Архангельске - место, куда хочется прийти, поскольку, попав сюда прямо из северной полярной ночи, ты оказываешься в царстве красоты, яркого света и праздника. Сюда приходят целыми семьями, приходит много молодежи, прогуливаются нарядно одетые парочки и старые театралы, помнящие прежнюю историю этого театра и доверяющие его нынешнему дню. Зал полон всегда, и на детских, и на взрослых спектаклях - что является неизменной местной традицией.

Архангельский театр позиционирует себя как «театр смелых проектов», готовый к любым экспериментам и самым креативным постановкам. Его внушительный и разнообразный репертуар представлен спектаклями самых разных российских режиссеров, завоевывающих призы на престижных фестивалях. Например, спектакль Петра Орлова «Лес» был награжден дважды, в Москве и в Ярославле. А совсем недавно, на московском фестивале «Славянский венец», я видела очень стильный спектакль Сергея Виноградова «Шекспир... Любовь». Проводит театр и свои собственные фестивали - в общем, жизнь в его стенах кипит, не затихает ни на миг.

Последние премьеры, которые удалось увидеть мне, также поставлены совершенно разными режиссерами в разных стилистиках и жанрах - являя собой три разных вида современного театра.

Без Степана Писахова, знаменитого северного сказочника, невозможно представить местный репертуар. В Архангельске культ Писахова; на проспекте Чумбарова-Лучинского, состоящего из сохранившихся образцов северного деревянного зодчества, ему установлен бронзовый памятник, и рядом - главному герою его сказок, фантазеру и балагуру Сене Малине, оседлавшему огромную рыбину и летящему на ней по морю. Гостям города непременно предложат зайти в музей Писахова, что находится неподалеку. А перед просмотром спектакля «Морожены песни о счастье» надо обязательно почитать эти сказки, впечатлившись их волшебством. Все они очень короткие, но невероятно емкие по содержанию и совершенно уникальные по сюжету и языку.

Спектакль этот поставил главный режиссер театра Андрей Тимошенко, выступив одновременно и в роли сценографа. А перед началом представления было устроено целое шоу с награждением победителей конкурса рисунков по сказкам Писахова. На сцену за призами выбегали и малыши, и старшеклассники - демонстрируя непреходящий интерес к этим сказкам в самых разных возрастных категориях.

«Морожены песни о счастье» - масштабное и очень красивое зрелище, исполненное северного колорита в декорациях, образах и костюмах. Гулкое пространство, утопающее в северных узорах, деревянные избы на шестах, «вечная» река как основа жизни. И «вечный» песенный хоровод с деревянными трещотками - как оплот и основа всего сюжетного движения. Из этой народной массы выдвигаются вперед герои, рассказывая о своем житье-бытье и удивительных приключениях своих соседей по селу. Главный повествователь - местный сочинитель и хохмач Сеня Малина (Иван Морев) - рыжий, вертлявый, вездесущий. И мы узнаем на сцене прочитанные ранее и взволновавшие когда-то сказки: «Северное сияние», «Уйма в город на свадьбу пошла», «Перепилиха», «Наполеон», «Девки в небе пляшут». И, конечно же, «Морожены песни» (у Писахова есть еще «Морожены волки» - как же обойтись без всего мороженого на севере!) - упоительная фантазия о том, что спетые песни на морозе замерзают, превращаясь в ледяные шары, завитки и иные фигуры, имеющие невероятную популярность в чужеземных странах, куда их даже транспортируют в сундуках. И образ этих «мороженых песен» был придуман неожиданно просто и точно.

Комедия М. Старицкого «За двумя зайцами», поставленная Александром Горбанем, стала местным хитом, вливающим драйв бесконечного веселья и оптимизма в северный архангельский климат. На спектакль съезжается весь город, в зале ни одного свободного места, зритель то и дело взрывается криками и аплодисментами, вдохновленный неистовой фантасмагорией, развернувшейся на сцене.

Этот фантастический лубок не имеет ничего общего с чисто бытовыми трактовками сюжета Старицкого, к которым мы, в общем, привыкли. Виртуозно и стильно придуманное действо являет собою смесь цирка, мистерии и фарса, не скупящегося на эскапады, краски и трюки.

На заднике возникают старинные фото дореволюционного Киева и его обитателей: на семейных портретах столетней давности чинно сидят, глядя в объектив, благородные семейства с родителями и чадами. На сцене же рассказывается их жизнь - которая на самом деле оказалась радостной, беззаботной, хмельной и бедовой. Украина жила весело и сытно, и какие люди ее населяли - искрометные, неунывающие, авантюрные!

Густая панорама этой разгульной и легкомысленной жизни - плоть всего спектакля, который бурлит и шумит не переставая и не останавливаясь ни на секунду в бешеной круговерти движения. Всеобщий песенно-плясовой кураж охватывает всех участников сюжета, демонстрирующих мастерство вокала и танца, дикую гульбу без пределов и границ. И какое-то нутряное, природное веселье, находящее упоение и награду в себе самом.

Легкомысленные персонажи, полные радости жизни и рвения жить - Прокоп Серко (Александр Дубинин) со своей женой Явдокией (Гульсина Гусева) и дочкой Проней (Татьяна Боченкова), их дворовая девка Химка (Мария Беднарчик), Лымариха (Людмила Советова) с дочкой Галей (Мария Степанова) и целая вереница других героев - обладали бесконечным вдохновеньем к дурачествам и комизму. И все - ужасные шельмы и пройдохи, плутующие и обманывающие друг друга с виртуозностью фокусников. Паясничающиеся, кривляющиеся, циничные и одновременно простодушные, трогательные, забавные, молниеносные, стремительные - словно вышедшие из фильмов Кустурицы. У всех в крови азарт игры без границ, игры без конца и края.

Незадачливый жених Свирид Голохвастый (Дмитрий Кугач) - блестящий представитель всей этой стихии, самовлюбленный фат, от самоупоения абсолютно потерявший ощущение реальности. Простодушная самовлюбленность гонит его вперед и вперед без удержу, от одной невесты к другой. Его первая избранница Проня - вульгарная и алчная, длинная, как жердь, с несгибаемой жаждой вступить в брак. Вторая избранница Галя - лукавая и томная жеманница. У самого же Свирида - синдром «беды от нежного сердца», мгновенно тающего вблизи любой красотки. Он объясняется в любви, теряя рассудок и роняя слезы - независимо от того, кто из барышень рядом.

Тем временем обезумевшие от волнения родители Прони, с одной стороны, и родня Гали, с другой, затевают неслыханные свадебные приготовления, весь Киев стоит на ушах, ликует и поет, сотрясая сцену хмельным движением масс... Но все это, увы, ради неожиданно горького и саднящего сердце финала с разоблачением зарвавшегося жениха. Ведь всех становится очень жалко - и Проню в ее фантастическом свадебном платье, и тихую Галю, и их безвинно опозоренных родителей. И самого невольника страсти, впавшего теперь в экстаз саморазоблачения со всем безумием его пылкой натуры.

Впрочем, все кончится не так уж и плохо, свадьба состоится, и порция нового неистребимого веселья также - демонстрируя нам торжество неутомимой и жизнеутверждающей радости бытия, ставшей темой этого спектакля.

Постановка Романа Виктюка «Фуршет после премьеры» по пьесе В. Красногорова также у публики в фаворе, и зритель любит ее в том числе за то, что тут происходит непрерывный интерактив с залом. История о том, как после премьеры «Отелло» Дездемону обнаружили мертвой, как разгорелось захватывающее следствие по этому делу, как актрисы отчаянно пытались присвоить освободившуюся роль и чем все закончилось, разыгрывается непосредственно в зрительном зале. Никакой дистанции между спектаклем и публикой нет, действие со сцены переливается в зал, растворяясь в партере и амфитеатре, а зрители к тому же видят себя спроецированными на сценический экран - попадая прямо на подмостки.

Зрителю нравится оказаться в театральном закулисье, ему лестно быть допущенным к тайнам кулис и магическим театральным интригам, погрузиться в театральный «космос», недостижимый и манкий. Потому театр и впустил его к себе, подарив всем живую радость от этого внезапного соприкосновения. И таким образом сочинив «второй сюжет» этой пьесы.

Меж тем красавцу Отелло (Сергей Чуркин) грозит пять лет за непредумышленное убийство, и ему сочувствует даже сам Роман Григорьевич Виктюк, появляющийся на экране. А тело Дездемоны погружают в машину и выбрасывают возле ее дома. И вообще, как выясняется, при жизни она многим насолила, и каждый из присутствующих мог свести с нею счеты на сцене. Теперь же наступил долгожданный миг для двух стервоз, Эмилии (Тамара Волкова) и Бьянки (Елена Смородинова), которые наперегонки доказывают свое право на роль жены мавра, всячески молодясь и примеряя костюм убиенной... Конечно, все это театральная шутка - но очень забавная и вполне похожая на правду.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.