Магадан. Свет и тени последней любви

Выпуск №5-165/2014, В России

Магадан. Свет и тени последней любви

Два пожилых еврея, опустив головы, стоят спиной к зрительному залу. Просто стоят, но эти согбенные спины, словно придавленные всей безумной тяжестью старости, последних потерянных надежд, приковывают к себе внимание, заставляют мучительно замереть в тревожном ожидании всех, пришедших на спектакль «Последняя любовь» в Магаданском драматическом театре. И вот в этой финальной сцене, изумительно сыгранной двумя ветеранами магаданского театра, заслуженными артистами России Валерием Бунякиным и Алексеем Яновским, начинает завершать свою финальную игру свет. Фигуры мужчин словно превращаются в тени, растворяются в сгущающемся тумане жизни, все, люди и предметы, приобретает расплывающийся, неверный облик и еще раз молча напоминают о бренности всего живого, о тщетности вернуть молодость, любовь...

Свет в этом премьерном спектакле Валерия Мухарьямова по мотивам пьесы Исаака Зингера «В тени виноградника» играет свою, не просто важную, но и определяющую роль по ходу всего действия. Художник-постановщик Никита Сазонов и инженер по свету Денис Бородай, выполняя волю режиссера Радиона Букаева, добавили в этот творческий процесс свою фантазию, свой поиск. Вот на сцене, в квартире пожилого вдовца Гарри (А. Яновский), появляется новая соседка, светлая и нежная, Этель в изящном исполнении Светланы Окуневой. И все, чего касается эта женщина, приобретает свой свет. Она присела на диванчик - и по его контуру засветилась бахрома. Она коснулась старого торшера, где лампа не горела уже несколько лет - и он вспыхнул! Задник сцены, на котором нет рисунка, все время меняет окраску, как будто пульсирует, там появляются и исчезают странные геометрические фигуры, и вся эта цветовая гамма служит своеобразной одеждой сцены, в которую уютно и мягко были облачены персонажи спектакля.

Спектакль появился на сцене магаданцев благодаря творческой лаборатории молодых режиссеров под векторным и точным названием «Перевал», состоявшейся впервые в культурной истории Колымы весной 2013 года. Постановщики из ряда городов России, Москвы, Италии, показали зрителям несколько спектаклей. Среди зрителей было организовано голосование, которое выявило их максимальные симпатии именно к этому спектаклю. И через полгода прекрасно подготовленное сценическое произведение было представлено на Большой сцене театра и вошло в репертуар .

Драматическая аура спектакля насыщена до предела. И даже в те моменты, когда Гарри и его друг Марк (В. Бунякин) забавно подшучивают друг над другом, над своими национальными привязанностями и привычками, у зрителей не пропадает ощущение надвигающегося несчастья. Львиную долю сценического времени на сцене эти два персонажа, два пожилых человека будто развертывают панораму духовной жизни своего древнего народа, где веселье и шутки окрашены горечью и сомнениями, грусть - иронией и насмешкой, душевный бунт - смирением и покорностью , любовь - риском и в то же время опасением и осторожностью. Актеры, в том числе и С. Окунева, ничем не подчеркивали принадлежность своих персонажей к еврейской нации не было акцента, каких-то гротескных жестов, но было полное вхождение в свои роли, свои образы, великолепная игра мастеров сцены. Пожилые, уставшие от житейских проблем, друзья вдруг осознают, что еще можно все изменить, что любовь снова украшает их жизнь как в молодости. И крушение «последней любви» словно воздвигло перед ними уже непреодолимую стену, отрезающую стариков от того света, что принесла, подарила им очаровательная, волшебная и странная Этель. В начале я упомянул о том, что зал, ожидая трагический финал. замер в «тревожном ожидании». И хотя зрители на протяжении всего спектакля точно реагировали на все, что происходило на сцене, смеялись над шутками, забавными эпизодами, но ожидание надвигающейся беды создавало свою ауру, свое настроение. И этому помогала насыщенная смыслом игра света и тени, словно провожающая навсегда последнюю любовь. Я давно не видел, чтобы так искренне, с затаенным дыханием и со слезами, принимали зрители глубоко трагическое произведение, горькое представление, лишенное помпезности, фальши, но насыщенное именно любовью, хотя и последней.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.