Томск. Золушка нового века

Выпуск №5-165/2014, В России

Томск. Золушка нового века

Рыба не знает, что такое вода. Она в ней живет.

Так и я не знаю, что такое любовь - я ею живу.

Мария Харитонова



Новый спектакль Сергея Куликовского, сначала приглашенного режиссера, а последние три года из семи, что он работает в Томской Драме, главного режиссера этого театра - «Pine Bar» по пьесе Дианы Балыко, шестнадцатый по счету и опять в новом жанре - «Сновидение с привидением».

Вы вспоминаете свое детство - себя в детстве? Вы хотели бы вернуться в то время, когда вы были маленьким и беззащитным, и не всегда был рядом тот, кто вас любил, а обидеть мог всякий, даже тогда, когда вы ни в чем не провинились и всем хотели добра? Или в вашей жизни не было таких минут, память о которых до сих пор жива в вашем сердце, и вы не ищете способ избавиться от этой непереносимой саднящей боли, до сих пор терзающей вас так, словно еще тогда, в детстве, с вас сняли кожу, и она так и не наросла, и вы, взрослый человек, так и живете беззащитным? Возможно, и не было с вами ничего такого, или было, но вы, счастливый, благополучно это забыли - было и прошло.

Но так получается не у всех. Думаю, у творческого коллектива спектакля «Pine Bar» не получилось - забыть. Но получился поразительный спектакль - яркий, ироничный, горестный, в котором каждый зритель может вспомнить себя прежнего и сравнить с собой теперешним.

Бабочка - это сначала неприглядная куколка, такой серый сверточек, из которого выходит воздушное создание с яркими крылышками и недолгой жизнью. Иногда это ночная бабочка. Вот и Золушка - сначала просто замарашка, а потом, если повезет, она станет принцессой и будет танцевать на королевском балу. Только недолго. Если она не убежит вовремя, быть ей Ночной Бабочкой. Все сказки рождаются из жизни, это потом люди пытаются сделать жизнь из сказки - «всякая реальность рождается из обломков иллюзий». Но к такому выводу надо прийти, а дети считают, что им уготовано счастье - как Золушке. Просто потому, что они хорошие, и никому ничего плохого не желали и не делали. Все мы родом из детства...

Все начиналось несколько лет назад, когда Сергей Куликовский и Диана Балыко вспоминали и записывали истории своей жизни, жизни своих друзей и близких. Это был не первый опыт их совместной работы. Вспомним пьесу «Психоаналитик», она рождалась таким же образом. Они доверили друг другу самое сокровенное о себе - то, что не забылось и по-прежнему радует и болит. Но пьеса еще не спектакль. Дальше авторство принадлежит только режиссеру, ведь с драматургом он уже договорился. И режиссер Куликовский в свой круг воспоминаний и сновидений втягивает тех, кому доверяет не только то, что пережил сам, но и то, чему был свидетелем и что не оставило его равнодушным. Все его спектакли - о любви и смерти. Только это ему интересно. С редкостной щедростью он делится авторством с теми, кто верит ему и идет за ним. В этом спектакле - режиссер по пластике Екатерина Авдюшина, и они вместе придумывают, как движением дополнить слово, как актрисе Олесе Латыповой «вытанцевать боль» своей героини, когда нет таких слов, чтобы ее выговорить. Да и слушателей у Марии не было - кому доверишь детские горести и страхи? Она не умела жить легко, и праведным ее путь не назовешь. Но она не ищет оправдания - она хочет быть услышанной и понятой. И слова, текст дополняют ее недосказанную танцем боль. Спектакль яркий - в нем всего два цвета. Красный и черный. Цвета страсти и горя, обретения и потерь. Сценографию на этот раз Куликовский не отдал никому, хотя у него есть круг художников, которым он доверяет свои замыслы. Минималистическое решение своего спектакля-сновидения в красном и черном он выносил и выстрадал: черные детали костюма актрисы, алое пятно полотнища, становящегося то ее шарфом, то юбкой, то символом счастья и освобождения. И символом страшной потери и предательства. Режиссер изменил сцену малого зала - снял покрытие и обнажил узкие доски, протравленные черно-серым. И тем выразительнее становятся несколько предметов, что составили жизненное пространство героини - кресло, барный столик, стул, балетный станок и - полотенце танцовщицы, с чисто английской символикой, его режиссер искал особенно долго - ведь Pine Bar в Лондоне, это Butterfly здесь - перед нами. Куликовский всегда сам выбирает мебель, ткани, обувь, одежду исполнителей для своих спектаклей. Достоверность рождается из мелочей.

Отдельного слова заслуживает музыкальное оформление спектакля, его режиссер всегда создает сам, музыка в его спектаклях еще одно действующее лицо, это отмечают и зрители, поклонники его творчества. Зачастую у него рождается сначала именно звуковой, музыкальный образ спектакля, становящийся смыслом, основной идеей всей работы. Так и в «Pine Bare» музыкальная тема, томительная и многообещающая, становится контрапунктом - сначала она и вправду обещает счастье и удачу, а потом возвещает о невосполнимой утрате. И юмористическую ноту он тоже передает музыкальным фрагментом, который становится смешным именно в контексте этой истории.

Это недолгий по времени спектакль, и напряжение его возрастает так, что ошеломленные зрители вопрошают - как, уже все? Хотя более определенный конец, чем у этой истории, трудно себе представить. Героиня счастлива даже тем, что у нее не получилось: для нее, неверующей, любовь - это предчувствие Бога, а к Богу у каждого свой путь. И, может быть, в спектакле зашифрована какая-то мысль, какой-то указатель этого пути - каждому свой...


Фото Анатолия ДРЕВАЛЯ





Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.