Почему уютно на обочине. III Театральный фестиваль "Московская обочина - 2013"

Выпуск №5-165/2014, Фестивали

Почему уютно на обочине. III Театральный фестиваль "Московская обочина - 2013"

С 4 по 10 ноября в Москве под эгидой и при содействии Союза театральных деятелей России, Интернет-портала PRO ART INFO и Управы Таганского района столицы прошел очередной фестиваль некоммерческих и негосударственных театров «Московская обочина». Он основан художественным руководителем «Театрального особняка», артистом и режиссером, заслуженным работником культуры России Леонидом Красновым.

Снова, в третий уже раз, обе сцены этого театра были предоставлены тем театрам Москвы, что ведут вынужденно независимое существование. Полтора десятка таких, преимущественно частных коллективов, включая хозяев, показали за неделю 15 спектаклей, зачастую одноактных. Кроме того, в программу вошли мастер-класс худрука Вологодского камерного театра Я.Р. Рубина «Вне предлагаемых обстоятельств», а также семинар для руководителей театров, режиссеров и административных работников «Источники финансирования некоммерческих и негосударственных театров» директора Содружества детских и молодежных театральных коллективов «Первоцвет» Л.М. Тихомирова.

«Художественная» часть программы вызвала весьма живой интерес множества зрителей, заполнявших оба зала и охотно остававшихся даже на обсуждения (фестиваль, как и прежде, конкурсный). Статусности творческому форуму придало и то, что каждый коллектив получил памятный знак и специальный Диплом участника за подписью Председателя СТД РФ народного артиста России А.А. Калягина. На сей раз, независимые театры играли спектакли по текстам В. Маяковского и С. Носова, Б.-М. Кольтеса и И. Бергмана, В. Ерофеева, Л. Петрушевской и О. Файнштейна, Х. Кортасара и

В. Зуева, В. Гуркина и Г. Ибсена, Э. Ионеско и С. Козлова, И. Бунина и И. Бродского. Столь широкий спектр репертуарных интересов отражает мощный культурный сдвиг, в результате которого многие произведения, явно некоммерческие, но существенные для развития театрального мышления, воплощаются нынче на независимых художественных пространствах.

Фестиваль спектаклей по подобным произведениям «Московская обочина» вовсе не «парад маргиналов», а один из способов консолидации практиков театра, оказавшихся в сложных условиях, но, вопреки всему, сохраняющих высокий творческий тонус.

Все началось со спектакля о судьбе великого поэта советской эпохи «Маяковский. Совершенно секретно» Театра-лаборатории «FUTURUM». Молодые артисты, стремясь раскрыть драматизм судьбы творца, старались рассказать обо всем сразу в последовательности, не поддающейся прямой логике. Начали с самоубийства поэта и милицейского дознания, поданного в саркастических тонах. Переключились на отношения Маяковского с любившими его женщинами. Вспомнили, «кратким курсом», его биографию. Наспех инсценировали трагедию «Владимир Маяковский», тут же разыграли ряд детских стихотворений. Поведали, тоже вкратце, о сложностях, связанных с премьерой «Бани», мимоходом вспомнили про смерть Блока и Есенина. Каждый фрагмент решался каким-нибудь новым способом: саркастическими комментариями, характерной игрой, приемами биомеханики, параллельным действию рисованием кошек на мятой оберточной бумаге, развешанной по стенам.

В этой «толчее мыслей» разобраться было сложно. Хотя некоторые сцены произвели сильное впечатление, например, допрос Михаила Яншина, или монологи некоего завистника, очень похожего на персонажей Булгакова и Зощенко, которого остроумно сыграл молодой артист Павел Рыков. Трогала и увлеченность артистов полетом собственной фантазии. Но общее впечатление оставалось невнятным.

«Старый театр» под руководством режиссера Карена Нерсисяна показал свой давний спектакль «Страшилки обыкновенные» по Сергею Носову в жанре «сказок для взрослых». Артисты Дарья Казеева, Александр Милосердов и Константин Богданов темпераментно разыграли серию коротких анекдотов, порой абсурдных и парадоксальных, чьи логические связи обнаруживались не сразу. Но это входило в условия игры, обеспечивало «мерцательный» драматизм происходящего, его жанровую специфику. Ситуация душевного тупика, в которой, как ни странно, интеллигенция чувствует себя почти комфортно, была явлена артистами в оттенках интимной искренности и лиризма.

Моноспектакль Владимира Любовского «Ночь на пороге лесов» по Бернару-Мари Кольтесу (режиссер Евгений Касарский) произвел шоковое впечатление, на что был очевидный расчет. «Поток сознания» деклассированного существа, из души которого мутным потоком хлещет привычный ужас одиночества, воспроизводился столь натуралистично, резко, однозначно и предсказуемо, что индивидуальный темперамент артиста и его искренность не радовали. Не помогли взаимопониманию и глубокомысленные рассуждения про «обнуление параноидального сознания», индуистские медитативные практики и прочие модные темы и веяния, о чем после спектакля говорил артист.

Мастер-классом на тему взаимоотношений знаменитого режиссера и актрис, связанных не только производственными отношениями, стал спектакль «После репетиции» по И. Бергману, поставленный молодым режиссером Юрием Зайцевым. Артисты театральной группы «Переулок» Владимир Красовский, Дарья Кабанова и Яна Прокопив изысканные рассуждения великого режиссера Фоглера о сути творчества разыграли в жанре интимных диалогов, где тайные душевные движения обнажались с пугающей, но увлекательной искренностью, на какую способны только творческие люди.

Лидировал в этом трио виртуозный артист Владимир Красовский в роли Фоглера. Он создал образ художника умного, ироничного, очень похожего на чеховского Тригорина. Чеховские мотивы в пьесе очевидны, что помогает свободному движению актерских и зрительских ассоциаций, открывает тайны творческой кухни этих «священных чудовищ».

Столь же виртуозно была представлена «творческая кухня» Венедикта Ерофеева в моноспектакле «Москва-Петушки. Поэма». Изящный, пластичный и тонкий артист Сергей Карякин с душевной деликатностью, лирической иронией и моцартовским озорством поведал историю стихийно талантливого человека, чье восторженно поэтичное восприятие жизни находится в непримиримом противоречии с реальностью, поскольку свой уникальный талант Веничка растрачивает на саморазрушение. В убежденности, что «мы, легковесные, все одолеем», а «вздох и слеза всегда перевесят расчет и умысел», для него начало конца. И никакая «истома восторга» его не спасет. Прозрачность, невесомость, сияющая улыбка, другие признаки переживаемого вдохновения лишь усугубляют ситуацию.

Спектакль, созданный артистом для самого себя, произведение удивительно цельное. Москва, представленная наивными детскими рисунками, обезоруживающе искренние голоса детей-ангелов, изысканное музыкальное оформление (Уэйтс, Шостакович, Вивальди) создают для сюжета последовательный и смелый культурный фон, подчеркивая серьезность творческих намерений замечательного артиста.

Третьим моноспектаклем стал «Маргрит» по Хулио Кортасару, сыгранный Денисом Старковым (режиссер Константин Демидов, труппа называется Театркоторогонет). Герой Кортасара - родной брат Тома Уингфилда, сыгранного тем же Денисом Старковым в «Стеклянном зверинце» Теннесси Уильямса, показанном в прошлом году на Второй «Московской обочине» и признанном тогда лучшим.

Человек, тоже исповедующийся самому себе на грани безумия, новый герой артиста столь же беззащитен перед жизнью. Его сознание так же уязвимо, как рассудок гоголевского Поприщина. Но, упиваясь своим одиночеством, он беспощаден к себе: «У меня достаточно ума, чтобы начать его последовательно разрушать». В то же время, его гложут сомнения: «Надо ли рассказывать все это?» В результате родился образ героя лирического, мучениям которого сочувствуешь всей душой.

Сложнее воспринимался почти непрерывный монолог явно психически неадекватной женщины М. из пьесы Людмилы Петрушевской «Стакан воды», поставленной в драматической студии «Театроль» режиссером Евгением Соловьевым.

Героиня Юлии Рихтер тронулась рассудком, родив тридцать лет назад мертвую двойню. Об этом она рассказывает не менее странной молодой женщине Л., промолвившей за все время лишь несколько фраз (артистка Анастасия Пастори очень точна в «отражении» жуткого монолога главной героини). Но сюжетный механизм пьесы слишком очевиден и нагнетание трагизма оставляет равнодушным..

Благими намерениями освоить нашу новую драму были движимы артисты театра «Турандот» Владимир Жуков и Владимир Чуприков, сыгравшие эксцентричную комедию Владимира Зуева «Икотка» (режиссер Ирина Глебова). В программке есть аннотация. «К полковнику в отставке приходит незнакомый мужчина. Он заявляет, что в нем живет икотка Варвара, которая жить не может без икотки по имени Андрейка. Кто такие эти икотки и почему они живут в нас?». Вооружившись интуицией и азартом, авторы спектакля попытались возвысить анекдот до притчи. Подобный соблазн, не хуже икотки, усложняет жизнь многим режиссерам и артистам.

Но по сути перед нами лишь очередная комедия для антрепризы, а претензии на модную «глубину высокого абсурда» обеспечивает режиссер, которому тут померещилось что-то сложное. На фоне уже освоенных театрами «Гипнотизера», «Ужина с дураком» или «Жизни с идиотом» и других произведений, суть которых некий «смутный объект желания», комедия В. Зуева выглядит вторичной. Хотя мастерство артистов, их остроумие в подаче почти клоунских игровых трюков увлекли зрителей.

Мелодраматические события в доме двух сестер на фоне военной Москвы происходят в повести О. Файнштейна «Кража, или Возвращение к любви», инсценировку которой на фестивале показал Независимый театр «Свеж». Спектакль придуман и поставлен Светланой Азарянц, которая сама играет, глубоко и драматично, одну из главных ролей. Ее героиня Алена, одержимая муками нереализованного материнства, оказывается самой интересной фигурой сюжета.

Приведя домой якобы заблудившуюся девочку, она повторяет свое недавнее прошлое, когда смерть матери сделала ее главой семьи, обременив ответственностью за судьбу младшей сестры. Тогда чувство долга выродилось в подобие диктата, а сейчас забота о чужой девочке, которую неизбежно придется вернуть родителям, стала манией. Это болезненное стремление влиять на чужую судьбу делает жизнь людей вокруг невыносимой.

В спектакле довольно точно воссозданы реалии московского быта военного времени, «вещный мир» эпохи. Есть эпизоды, сыгранные ярко и драматически насыщенно. Но все-таки жаль, что мелодрама в духе «женской литературы» возобладала. В жанре простодушной народной комедии выступили артисты Театра FM, показав свою версию известной пьесы Владимира Гуркина «Прибайкальская кадриль» («Страстной бульвар,10» о нем уже писал). Режиссер Михаил Фейгин, следуя авторскому намерению, поставил ритмичный, простой и веселый ансамблевый спектакль, где пятеро актеров разыгрывают анекдот в духе русского «Декамерона» (две соседки в порыве гнева и упрямства меняются мужьями, что возымело забавные, но поучительные последствия).

Получилась забавная поэма про мужское целомудрие. По Гуркину, если бабами движет зависть, то мужиками - невесть откуда берущийся самоконтроль. Обнаружить себя поутру в чужом доме - тяжелый стресс для обоих. Растерявшись в предлагаемых обстоятельствах, герои заново оценивают глубину своих сердечных привязанностей.

Шедевр западной драматургии абсурда - «Лысую певицу» Эжена Ионеско разыграли артисты Актерской экспериментальной мастерской «АктэМ» под руководством Андрея Дрознина. Молодые артисты вполне доверились тексту, внушив и зрителям свою заинтересованность. Парадоксальные сентенции вроде заявления, что «буря в море лучше, чем оргия в морге», их позабавили. Вспомнилась, однако, и другая сентенция: «Великое искусство должно быть скучновато». Со знаменитым критиком Кеннетом Тайненом не поспоришь.

Та же формула пришла на память после спектакля «Враг народа» по Г. Ибсену, показанного Творческим объединением «Гнездо». Режиссер Александр Гнездилов поставил пьесу норвежского классика, написанную в 1882 году, в модном нынче жанре «чтения по ролям» и сам сыграл доктора Стокмана. Читка состоялась в уютном фойе «Театрального особняка», больше похожем на гостиную. Зрители сидели не только на мягких кожаных диванах вдоль стен, но и в креслах среди артистов. Приходится с прискорбием признать, что публицистический пафос пьесы заметно выдохся, во всяком случае, кажется таковым. Недаром сценические версии этой драмы на академических сценах радикально адаптируются и переписываются на нынешний язык.

В «Гнезде» получилась игра в одни ворота. Отсылки к сегодняшним политическим реалиям здесь слишком прямолинейны и поверхностны, а персонажи общаются, пикируясь сентенциями. Но театр, хотим мы того, или нет, давно перестал быть кафедрой.

Публицистическая драма ушла в культурный слой. За гражданские чувства нынче отвечают не пророки или герои, а медийные лица.

Совсем другой театр, интимно-лирический и сокровенный, явили артисты, собравшиеся в компанию ради того, чтобы разыграть несколько фрагментов поэтических сказок Сергея Козлова «Звуки и голоса». Режиссер, выпускница ВГИКа Наталья Харитонова тонко аранжировала всем хорошо знакомые истории про лесных обитателей - обаятельного Ежика (Олег Дуленин), который, правда, из тумана вышел, строгого Медвежонка (Анна Сарычева) и пышущего неуемной энергией Зайца (Елена Муравьева), трогательные и мудрые, перемежались грустными мелодиями живого соло виолончели - Марины Чурсиной и сопровождались изысканными видеоинсталляциями, придуманными Константном Виноградским, в основе которых цитаты картин Магритта. Все вместе создавало контекст философских размышлений о радостях мира и смысле бытия, вызывая глубокий отклик в зрительских сердцах. На жюри это тоже произвело очень сильное впечатление. Спектакль был признан лучшим на фестивале.

Весьма ярким было и «послевкусие» от сценической версии рассказа Ивана Бунина «Чистый понедельник», поставленной в Театре «Музея Человека» режиссером Анатолием Гуковым. Неожиданной и интересной здесь оказалась эксцентрическая аранжировка знакомого текста. Артисты Анна Троянская и Владимир Ширяев действовали и говорили не как персонажи салонной новеллы, а как люди нервные, уставшие, измотанные страстями. Особенно парадоксальным и острым оказался рисунок Анны Троянской. Ее богемная героиня, мятущаяся и непоследовательная, типичный персонаж «тусовки» прошлого века (действие происходит в конце 1913 года), все-таки искренне пытается найти свой духовный путь, в финале уходя в монастырь. Душевный надрыв, «извивчик» эпохи модерна, присущий характеру этой юной женщины, похожей на Сонечку Голлидэй, которая порой сама не знает, чего хочет, молодая актриса воплотила точно и беспощадно. Вместо томно-рафинированных рассуждений о свойствах страсти артисты убедительно раскрыли природу конфликтных отношений людей любящих, но по-разному понимающих суть любви.

Хозяева фестиваля, артисты «Театрального особняка» выступили в последний день со сценической версией поэмы Иосифа Бродского «Посвящается Ялте». Спектакль режиссера Леонида Краснова называется «Антидетектив» (так же, как обозначил жанр поэмы сам автор).

Зрелище ироничное, парадоксальное и остроумное, состоящее из поэтических монологов-показаний свидетелей некоего убийства, будучи, по сути, шуткой гения, так и было воспринято зрителями - изысканным финальным «десертом» в обильном меню этого праздничного пира.


Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.