Открытия театрального атома. II Международный фестиваль "Театральный АтомГрад"

Выпуск №5-165/2014, Фестивали

Открытия театрального атома. II Международный фестиваль "Театральный АтомГрад"

В Димитровграде Ульяновской области прошел фестиваль театров закрытых городов.

Создавались эти города как научные центры, работавшие с атомными реакторами, долгие годы были засекречены, даже на карту не наносились. Театры, чуть ли не единственные культурные центры, были там любимы и посещаемы, зрители - в основном научная интеллигенция - не имели выбора, так как редко выезжали за пределы места жительства-работы. О тех временах в театрах вспоминают с ностальгией: театр и зритель понимали друг друга и были друг другу нужны.

Сегодня консервация в городах ослабла или вовсе исчезла, ученые-ядерщики получили возможность ездить на спектакли в столицу и ближние крупные города, а в зрительные залы пришли другие люди - в основном, те, кто работает в сфере обслуживания, пенсионеры. Возник своего рода парадокс: интеллигентного зрителя свой театр перестал привлекать, а режиссеры в борьбе за публику все больше ставят спектакли, что называется, для любителей сериалов. Причем именно театры сохраняют консервацию - работают в устаревшей эстетике, как будто в искусстве за последние десятилетия ничего не происходило.

У театров закрытых городов, переживших кризис и потерявших не только государственные льготы, но и своих интеллигентных зрителей, схожие проблемы - плюс проблемы всех малых городов. Поэтому возникновение фестиваля давно напрашивалось. Поэтому логично, что на фестивале оказались не только театры из городов с объектами атомной отрасли, но и из других малых городов.

«АтомГрад», придуманный директором Димитровградского театра драмы им. А.Н. Островского Андреем Шкаловым, поддержали Министерство культуры РФ, Государственная корпорация «Росатом», губернатор Ульяновской области С.И. Морозов, мэр Димитровграда Н.А. Горшенин.

Помимо спектаклей, неизменно проходивших при аншлагах, на «АтомГраде» проводились столь необходимые мастер-классы: по сценречи (К.Ю. Кузнецова, доцент ВГИКа) и сцендвижению (В.В. Белоусов, зав.кафедрой ЕГТИ) - для артистов, по менеджменту (Л.Г. Сундстрем, ректор СПбГАТИ) - для руководителей. Жюри (председатель - артист Юрис Лауциньш) обсуждало каждый спектакль, участвовало в круглых столах.

К сожалению, не все получилось, как планировалось и хотелось. Какие-то театры не оставались на весь срок фестиваля, хотя такая возможность была: торопились домой, потому что сезон не так давно открылся. Из-за наводнения не приехал театр драмы из Комсомольска-на-Амуре, из-за финансовых трудностей - «Тильзит-театр» из Советска. По разным причинам произошли замены в афише - на фестиваль попали не те постановки, которые были отобраны организаторами. В результате получилось то, что получилось: шесть спектаклей из тринадцати вызвали недоумение.

Бийский городской драматический театр («Эти свободные бабочки», режиссер М. Вороновский), Балаковский драматический театр им. Е.А. Лебедева из Саратовской области («Владимирская площадь», режиссер Л. Алексеев), Вышневолоцкий областной драматический театр («Аккомпаниатор», режиссер В. Коломак), ТЮЗ г. Заречного Пензенской области («Женитьба», режиссер В. Бояров), Железногорский театр кукол «Золотой петушок» из Красноярского края («Сказочки на лавочке», режиссер Е. Пермяков), Саровский драматический театр из Нижегородской области («Кадриль», режиссер С. Кутасов) продемонстрировали замшелую эстетику, отсутствие или невнятность режиссерской мысли, актерскую беспомощность или грубую игру с жимом, раскрашиванием, криком. Это тем более обидно, что почти во всех постановках на сцену выходили интересные актеры, которым, увы, режиссер не помог в работе. В чем здесь дело - в недостатке профессионализма или халтуре, не так уж важно. Результат - один.

Должна сказать, что видела живые спектакли в некоторых из этих театров - например, в Саровской драме, Железногорском «Золотом петушке».

Но в Димитровграде почти половина участников оказалась неконкурентоспособной, несмотря на то, что добрые зрители тепло принимали всех. Остается надеяться, что на фестивале руководители получили импульс для того, чтобы пытаться что-то изменить в жизни своих театров.

Не вполне фестивальные спектакли-шоу показали театры из Тольятти и Озерска.

Драматический театр «Колесо» им. Г. Дроздова привез «комедию в стиле «Хаос. Женщины на грани...» (так в программке). Режиссер Екатерина Корабельник и художник Маргарита Аблаева выстроили на сцене хайтек-студию, поместили слева рок-группу «Сидней», ставшую непосредственным участником действия. Пьесу популярного финского драматурга Мика Мюллюахо, автора трилогии, первая часть которой, «Паника. Мужчины на грани нервного срыва», также идет в нескольких российских театрах, поставили и сыграли в Тольятти с драйвом, с репризными выходами талантливых артистов. Добротно поставленный и мастерски представленный спектакль несколько спрямляет и обедняет пьесу про трех вроде бы благополучных, но совершающих неадекватные поступки подруг - женщин, переживающих кризис среднего возраста. Застенчивая, нескладная учительница София (Елена Барамикова), влюбчивая красавица-психотерапевт Юлия (Елена Радионова) и несколько грубоватая, но ранимая журналистка Эмми (Галина Злобина) рассказывают друг другу о себе, рассказы с юмором иллюстрируются условно разыгрываемыми сценками - актрисам ассистируют Андрей Амшинский и Андрей Чураев, исполняющие по несколько ролей и ловко меняющие маски. Получился очень качественный, нестыдный кассовый спектакль. Если бы на фестивале вручался приз зрительских симпатий, возможно, его получил бы «Хаос».

Озерский театр драмы и комедии «Наш дом» тоже обратился к современной драме - сказке для детей и взрослых «Птица Феникс возвращается на землю» Ярославы Пулинович. Режиссер Екатерина Гороховская тоже посадила на сцену музыкантов, рассказала историю путешествия бессмертной птицы Феникс по имени Феликс (Евгений Гуралевич) и кошечки Тоси (Юлия Баканова) ярко, с юмором, но без психологических нюансов, без развития характеров и отношений. Хотя не хватило театральных чудес, разнообразия в использовании видео и прочих эффектов, театральная атмосфера была создана. Не все актеры были точны. Из лучших - эпизодически появившийся воробей Серега - Михаил Комарицких, пара влюбленных попугаев - Елена Лагодич и Владимир Азимов. Исполнители главных ролей (Евгений Гуралевич - актер, обладающий энергией, обаянием, внутренне пластичный; Юлия Баканова умеет быть трогательной и смешной) не показали процесс возникновения любви между столь разными существами, но саму любовь все-таки сыграли. Хотелось бы, чтобы театр продолжил работу над этим зрелищным спектаклем.

Лысьвенский театр драмы им. А.А.Савина привез «Ночь Гельвера» Ингмара Вилквиста в режиссуре Александра Баринова, жесткую социальную драму. В последние годы пьеса стала у нас популярна: актуальность ее безусловна. Лысьвенская постановка - емкая, точно передающая замкнутость пространства отдельно взятой комнаты, за стенами которой происходит нацистский шабаш, вторгающийся в мир героев. Дом перестает быть крепостью, люди, с их любовью, комплексами и проблемами, лишены права на частную жизнь и жизнь вообще. Художник Ольга Вологина создала живую среду, режиссер придумал важные говорящие детали, атмосфера напряжения поддержана звуковой партитурой (музыкальное сопровождение Владимира Белобородова, постоянно находящегося на сцене и как будто наблюдающего со стороны за происходящим). Но главное в этом спектакле - актерский дуэт Натальи Мироновой (Карла) и Игоря Безматерных (Гельвер). Миронова-Карла наделена внутренней силой, нереализованной жаждой любви - и хрупкостью, в ней угадывается надлом и даже обреченность, говорит она с какой-то нежно обволакивающей интонацией. Безматерных - красивый, фактурный актер, его Гельвер - большой ребенок, не ведающий, что творит, но и мужчина. Нюансы психологических отношений проработаны, актеры играют не только любовь приемной матери и сына, но женщины и мужчины, любовь, построенную на одиночестве, изгойстве и чувстве вины. Но и на сострадании, жертвенности. Герои обречены - нацистский режим истребляет «неполноценных», но драма шире - союз «малых сих» в принципе невозможен в мире, где нет места любви.

Пьеса Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас» уязвима, но театрам, как правило, удается - история семьи в ней органично переплетена с историей страны, есть народные характеры, любовь. Военные и послевоенные события, разрушившие идиллическую деревенскую жизнь, узнаваемы, трогают зрителей. Режиссер Сергей Андреев уже ставил «Саню, Ваню...» в своем Кудымкарском театре, тот спектакль имеет счастливую фестивальную историю. Вариант Северского театра для детей и юношества покоряет ансамблем индивидуальностей. Кроме предсказуемо великолепных работ Татьяны Угрюмовой (Александра), Евгения Казакова (Иван), Ларисы Окишевой (Софья), в этом спектакле удивительно играет Сергей Иванов - Римас, за сдержанностью, немногословием которого - трагическая судьба его народа. Римас благороден, по-настоящему любит Александру, но остается чужим в уральской деревне. Режиссер акцентирует тему другого, лишь намеченную в пьесе через «закадровые» образы нескладного немца, убитого Иваном, и «хорошего» особиста, давшего ему совет не возвращаться домой. Иванов делает своего Римаса не менее главным героем в любовном треугольнике, обозначенном драматургом в названии, но не прописанном с такой подробностью, как Саня и Ваня. В Северске умеют играть любовь, создавать атмосферу, существовать на сцене абсолютно органично, но, помимо этого, спектакль приобретает расширительное философское звучание.

Как мелодраму поставила режиссер Юлия Ауг «Фронтовичку» Анны Батуриной в Русском драматическом театре им. Ф.М. Достоевского города Семей (Семипалатинск) из Казахстана. Жанр выдержан, история несчастливой любви молодых, но хлебнувших горя Марии Небылицы (Елена Дручинина) и Матвея Кравчука (Александр Сухов), демобилизовавшихся после Великой Отечественной, рассказана внятно, достоверно - некоторые натяжки, фрагментарность пьесы преодолены режиссером и актерами. В спектакле создан ансамбль. Художник Наталия Ерчихина очень простыми средствами сумела обжить большую сцену: кровати с панцирными сетками, веревки с бельем, разбивающие площадку на зоны, что позволяет режиссеру совмещать разные планы действия (минус - недостаточно последовательное использование экрана). Бездушное отношение к женщине, вернувшейся с войны, бесправие человека перед государственной машиной показаны без надрыва, сдержанно, почти документально, но история приближается к трагической ноте повести Светланы Алексиевич.

Самое сильное впечатление фестиваля - скромный спектакль для детей «Полторы горсти» театра кукол «Сказ» из Новоуральска. Как только на сцене появилась очаровательная, «как принцесса», и надежная, «как весь гражданский флот», стюардесса - Анна Кудисова, стало ясно, что спектакль понравится не только детям. А когда при объявлении дождя стюардесса развернула над самолетиком зонт, зал дружно расхохотался и был готов к театральным чудесам.

Грузинскую сказку, умело адаптированную для сцены Н. Осиповой, разыграли задержавшиеся из-за нелетной погоды артисты Наталья Бурдина и Андрей Данченко, введя тему вечного путешествия комедиантов по миру. В их безмерном чемодане, благодаря остроумию и мастерству художницы Людмилы Гусаровой, нашлось место и горам, и деревьям, и деревенскому плетню, и куклам - смешным и печальным. Понятное дело, что носатый пастух-рассказчик оказался вылитым грузином. Круглый барашек, весь в оборочках, как и полагается крошке, что едва вышел из пеленок, и его заболевшая мама-овца, рискнувшая подвергнуть сынка испытаниям, и нарядная свинья-невеста, похожая на аппетитную колбаску, и унылый волчок, угодивший в капкан, и хитрющая лисица не только говорили с узнаваемым акцентом - весь их облик указывал на национальную принадлежность. Добрая без сюсюканья, вовлекающая в происходящее без агрессии, поучительная без фальшивой назидательности, смешная без пошлости, эта сказка композиционно выстроена безукоризненно. Если зрители и отвлекаются на минуту от сюжета, актеры деликатно возвращают их к истории Барашка, отправившегося в одиночку в деревню за солью, чтобы помочь своей маме. Хотя камерный спектакль игрался на большой сцене, энергия артистов захватила зал, подарив счастье игры.

Хозяин фестиваля - Димитровградский театр драмы им. А.Н. Островского показал премьеру - «Ромео и Джульетту» Шекспира в постановке молодого режиссера Артема Галушина, выпускника РАТИ (мастерская Е.Каменьковича и Д.Крымова). Вместе с художницей Юттой Роттэ он попытался рассказать вневременную историю первой любви, которая неразрывно рифмуется со смертью. В мире спектакля не так важна вражда двух семейств, кланов, как общая вражда всего балаганного и вместе с тем нищего, безумного мира - любящим. Хотя режиссер и художник грешат избыточностью и эклектикой, в постановке бурлит энергия, много интересных актерских работ, особенно у молодых. Ведь в «Ромео и Джульетте» дебютировали аж девять молодых артистов, пришедших в театр в нынешнем сезоне! Хороши не по годам мудрый поэт Меркуцио - Александр Ильин (к сожалению, не удалась последняя сцена), Бенволио - Петр Таширов (увы, режиссер осложнил артисту задачу, сделав его горбуном, приволакивающим ногу), Рустем Шайдуллов - Капулетти, напоминающий сразу Райкина-Труффальдино и Чарли Чаплина, Мария Петрова - Кормилица (сумевшая органично оправдать и возраст, и непомерные толщинки)...

Поскольку это был фестиваль «атомных» городов, хотелось в оценке спектаклей дойти до атома. Атома, открывающего космос. И такой оценке соответствовали, увы, очень немногие. Но те, что соответствовали, - оказались на большой высоте. Открытия случились.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.