Приручить и приучить зрителя... Алексей Орлов (Чайковский)

Выпуск №5-165/2014, Лица

Приручить и приучить зрителя... Алексей Орлов (Чайковский)

Алексей Алексеевич Орлов, главный режиссер Чайковского театра драмы и комедии пережил свой золотой юбилей и десятилетие творческого сотрудничества с чайковской Мельпоменой. Без громких салютов и победных реляций...

Постановочная практика хороших режиссеров-«варягов» сродни творческой деятельности опытного солиста филармонии: пианиста ли, скрипача, вокалиста - не столь важно. Безвыездно осесть в родном городе - проблема общая. Как, к примеру, удержать слушательскую аудиторию с тремя-четырьмя концертными программами «в руках»? Наступит же момент, когда предлагаемый репертуар слушателю приестся и концертный зал «подтает»! Готовить новые программы, при этом забывая старые? - Трудов жалко! Вот и выручают гастрольные турне. На гостевых эстрадных площадках музыкантами проигрываются те самые три-четыре концертные программы. Параллельно с концертами в городах и весях ими ведется интенсивная работа над новым репертуаром - для своего слушателя. Кому не хочется согреть душу у родного очага?..

Такова и творческая жизнь режиссера Алексея Алексеевича Орлова. Вроде бы его должности предполагали оседлость. По окончании им в 1995 году режиссерского факультета Челябинского государственного института искусства и культуры ему предложили ставить спектакли в Актюбинском областном театре драмы. А с 2000-го Орлов уже главный режиссер Североказахстанского областного русского драмтеатра им. Н.Погодина (Петропавловск-Казахстанский), затем - Государственного ордена «Знак Почета» академического русского драмтеатра им.А.С.Пушкина (Якутск). Известно, рукописи не горят. Но спектакли-то рано или поздно списываются! Вот Алексей Алексеевич, непоседа по натуре, и «тиражировал» свои лучшие работы силами театральных коллективов ряда городов Урала, Сибири и Казахстана.

Южную жемчужину Пермского края - город Чайковский - Алексей Орлов заприметил еще в 2003 году, в период постановки на сцене нашего театра мелодрамы Алехандро Касоны «Дикарь». Через год - новая встреча чайковцев с режиссером: в подарок им - спектакль «Очень простая история» по пьесе Марии Ладо. В обоих случаях акцент был сделан не на логику умственных построений, а на открытую простодушную эмоциональность. Этими «пробными шарами» А.Орлов изучил нравы и вкусы той части чайковской провинциальной публики, которая любит хлюпать носиком и украдкой смахнуть платочком слезу. Его чутье на зрителя оказалось абсолютным: обе «экспортные» постановки стали кассовыми. Недаром же шестью годами спустя А.Орлов возвратит «Дикаря» на сцену под названием «Третье слово».

«Приручение» зрителя началось с постановок трех комедий: «Месье Амедея» А. Рейно-Фуртона (2004), «Он, она, окно, покойник» (2008) и «Чисто семейное дело» (2009) Рэя Куни. Режиссер подал их публике, словно бокал юмористического коктейля с легкой философией и «клубничкой». Вызывая гомерический хохот, все они обладали эффектом релаксации.

Однако только развлекать публику, заигрывать с ней Алексей Орлов вовсе не собирался. Следующая, притчевая триада его спектаклей завершила этап «приручения» зрителя и перевела его в фазу «приучения» к серьезному театру. Это произошло не вдруг, не свалилось снежным комом на голову зрителя. «Очень простая история» в интерпретации А.Орлова тоже спектакль-притча, повествующая о тонкой грани между добром и злом, об опасной близости любви и смерти.

По-разному Алексей Орлов определяет жанровую принадлежность спектаклей этой серии. «Вожак» у него - «страницы жизни» (2010), «Страшный суП» - гротесковая комедия с драматическими элементами (2011), «Лавина» - притча (2011).

Нечто общее объединяет пьесы, избранные режиссером для своих постановок. В той или иной мере в них присутствуют аллегория, широта обобщения и поучительность. Причем для драматургов - Захарии Станку, Олега Богаева и Тунджера Джюдженоглу - важны не достоверность ситуаций, а значимость идеи и нравственный посыл. Если это не развернутые притчи или притчеобразность, так что же?

Притчевую иносказательность А.Орлов использует как форму конспирации политической («Вожак» и «Лавина») и мистической («Страшный суП»). В первом случае режиссер-гуманист, сгущая краски, выступил против тоталитаризма как орудия глобализации. Во втором - бичевал «червячное» мышление человека в преддверие апокалипсиса. Скорее всего, острое ощущение надвигающегося разлада в мире и породило у Орлова стремление к необычным сценическим формам, к метафорическому решению спектаклей, к гротеску и фарсу. Таким образом, постановкой этой притчевой триады спектаклей режиссер пытается ответить на главный волнующий его вопрос. Какова причина пассивности отдельно взятого народа или человечества в целом перед угрозой бедствий стихийных или «рукотворных»? И своим искусством Орлов борется с обывательской философией премудрого пескаря.

Премьерами «Вожака», «Страшного суПа» и «Лавины» закончился «варяжский» период творческих взаимоотношений режиссера с труппой театра и чайковским зрителем. 1 ноября 2011 года А.А.Орлов принял предложение стать главным режиссером Чайковского театра драмы и комедии. Наверно, такое решение далось ему не просто. В Сибири Алексея Алексеевича хорошо знали и ценили. Свидетельства тому - благодарственные письма губернатора Кемеровской области А.Тулеева и А.С. Борисова - министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия). Это - с одной стороны. А с другой, восхищение чайковцев («вчера Орлов приятно удивил!») и «Сей-Сеич» - в труппе театра. Возможно, корни уважительно-ласкательного псевдонима режиссера уходят в воззвание некрасовского «Сеятеля»?

Сейте разумное, доброе, вечное

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ.

Вот и сеет Сей-Сеич!..

Когда писались эти строки, у Орлова-режиссера опять началась жизнь на колесах. Как в песне Никиты Михалкова: «Так вперед, за цыганской звездой кочевой, // На свиданье с зарей, на восток!..». В переносном смысле, конечно. Алексей Алексеевич занят постановкой двух своих лучших «чайковских» спектаклей на выезде: «Тринадцатой звезды» по пьесе Виктора Ольшанского - в Петропавловске, в Алма-Ате - «Браво, Лауренсия!» Надежды Птушкиной.

Если Бог вдохнул в человека «варяжскую» душу - и не пытайся ее переделать!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.