Посвящая жизнь театру. Юбилей у Алексея Дундукова (Воронеж)

Выпуск №5-165/2014, Юбилей

Посвящая жизнь театру. Юбилей у Алексея Дундукова (Воронеж)

Воспитанники этого воронежского педагога и режиссера, профессора Воронежской академии искусств, с успехом работают сегодня в Москве и Петербурге, во многих городах бывшего Союза. А его спектакли вот уже много лет пользуются искренним интересом поклонников Мельпомены... С 1972 года Алексей Константинович работает на кафедре мастерства актера, передавая свой опыт будущим артистам, радуя их и нас встречами с высоким искусством театра.

Его путь к театральным открытиям и откровениям начинался в Саратовском Дворце пионеров, где существовал детский театр, которым руководила Наталья Иосифовна Сухостав. Среди ее учеников были знаменитые Борис Андреев и Олег Табаков. Именно в этом коллективе получил Алексей Дундуков первые сценические уроки и первые роли.

Биография его прошла сначала через Саратовский педагогический институт, где Алексей Дундуков учился на факультете иностранных языков. Там и поставил он свой первый спектакль «Коварство и любовь» Шиллера. Успех постановки стал для Дундукова пропуском на режиссерский факультет Театрального училища имени Б. В. Щукина. Приемную комиссию во главе с ректором - Народным артистом СССР Борисом Евгеньевичем Захавой - изумил сам факт постановки сложной пьесы на языке оригинала.

Получение диплома режиссера совпало с предложением принять участие в становлении открывающегося в Воронеже Института искусств. Доцент Щукинского училища Борис Григорьевич Кульнев и профессор ГИТИСа Ольга Ивановна Старостина, создавая ряд театральных Школ в Советском Союзе и за рубежом, привлекали талантливую молодежь, которая должна была стать вместе с опытными артистами основой педагогических коллективов зарождающихся вузов.

Первое время Алексей Константинович Дундуков работал на курсе Народного артиста России Николая Вячеславовича Дубинского, а вскоре и сам возглавил свою первую актерскую мастерскую. Произошло это в 1973 году. Его коллегами в Воронеже оказались известные режиссеры - Глеб Дроздов и Владимир Бугров, Владимир Сисикин и Герман Меньшенин, позднее Анатолий Иванов и Александр Зыков; а также талантливые педагоги - Виолетта Тополага, Ирина Сисикина, Евгений Слепых, Ирина Сачко... Общение с ними и многолетнее сотрудничество обогатили творческий опыт Алексея Дундукова. Со временем он стал одним из уважаемых преподавателей театрального факультета, профессором, а в Воронеже получил известность еще и как интересный режиссер, чьи спектакли уже давно любят многие и многие зрители.

Среди постановок Алексея Дундукова особо запомнились: «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Ночь после выпуска» В. Тендрякова, «Дом» Ф. Абрамова, «Банкрот» А. Н. Островского, «Белые флаги» Н. Думбадзе, «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Дни нашей жизни» Л. Андреева, «Дети Ванюшина» С. Найденова, «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта, «Старший сын» А. Вампилова. В них режиссер продемонстрировал уверенное владение различными жанрами - от искрометной комедии до высокой трагедии.

Особенностью педагога стали бережная и вдумчивая работа с текстом, глубина и несуетность прочтения материала. При внешней простоте его спектакли были вдохновенны, «атмосферны» и эстетически выстроены. В них всегда присутствовали размышления о смысле человеческого существования и ответственности человека как за судьбу собственную, так и за время, в котором мы живем.

Впечатляющими и пронзительными оказались спектакли Алексея Дундукова в Воронежском ТЮЗе: «Мой красный велосипед» А. Яковлева и «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя. А в Доме актера - «Варшавская мелодия» Л. Зорина и «Двое на качелях» У. Гибсона.

Живой отклик у зрителей вызвали спектакли «Звезды на утреннем небе», «Над пропастью во ржи», «Том Сойер», «Конкурс» и многие другие, поставленные с выпускниками академии искусств последних лет. За педагогическую и режиссерскую деятельность профессор Дундуков награжден престижной театральной премией имени Михаила Царева и званием заслуженного артиста России.

Своих студентов Алексей Константинович всегда учил разрабатывать роль в мельчайших деталях, создавая при этом целостный, во всех психологических нюансах выстроенный образ, стремящийся к естественности, предельной искренности, исповедальности; воспитывал умение сокращать дистанцию между актером и зрителем для того, чтобы вовлечь зал в энергетическое поле сценического действия, побуждая публику к сотворчеству и сопереживанию.

Сегодня профессора Дундукова не может не беспокоить то, что русский психологический театр испытывает жесточайший прессинг театра коммерческого, эпатажного, претенциозного, спекулирующего внешними эффектами, изощренного в саморекламе. Алексей Константинович считает, что этому давлению должны более активно противостоять лучшие традиции русской школы переживания, опыт духовных исканий отечественной и зарубежной классики... На этом поприще он и работает вот уже много десятилетий.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.