"Золотая маска" оперетты. Краснодарский музыкальный театр

Выпуск №5-165/2014, Портрет театра

"Золотая маска" оперетты. Краснодарский музыкальный театр

Краснодарскому музыкальному театру - 80! Именно здесь поставили первую кубанскую оперетту, первое шоу и в 60-х показали хореографию XXI века.

А была ли Мадам?

Возникновение театра окутано легендами. Одна из них гласит, что в начале прошлого века некая мадам Амираго путешествовала со своей труппой по Северному Кавказу. Мол, с ее антрепризы все и началось. Однако историки не нашли никаких сведений о загадочной мадам. В документах того времени лишь упоминается ее однофамилец - руководитель бакинского театра. На самом деле первый театр оперетты появился в Армавире в 1933 году. Позже, когда Азово-Черноморский край разделили, его перенесли в краевую столицу в звании Краснодарского театра музыкальной комедии. Располагался храм искусства в здании, построенном купцом Лихацким специально для заезжих трупп, - на углу улиц Красной и Длинной, известный затем как кинотеатр «Россия». Он был украшен не только классическими фресками, но и оснащен по последнему слову техники: специально для него из-за границы привезли аппарат, освещающий фасад, в виде северного сияния, а в зале была разноцветная подсветка.

Открылся краснодарский театральный сезон опереттой «Холопка» в 1937 году. Кстати, и сейчас, в юбилейный год, в репертуаре будет эта пьеса в новом исполнении. Главная героиня - французская актриса. Именно поэтому власти в советское время неоднократно хотели закрыть его. И режиссеры шли на хитрость - «делали» женщину русской. Случались и казусы. В 1954 году актриса Евгения Белоусова, будущая звезда краснодарской оперетты, дебютировала в «Холопке». От волнения на репетиции вышла на поклоны, перепутав кулисы, приведя в растерянность коллег. Поднялся шум. Она стала извиняться. В этот момент к ней подошла костюмерша: «Женя, ты платье будешь надевать?». И только тут все заметили, что актриса-то в неглиже!

Театр работал всего несколько лет, но в его репертуаре в конце 30-х было аж 17 постановок! Среди них - оперетты «Голубая мазурка», «Цыганская любовь», «Мадемуазель Нитуш», «Гейша», «Веселая вдова». Блистал и актерский состав: Леонид Орлов, Александр и Эльвира Александровы, молодые Павел Герасимов и Евгения Туманова, элегантный Евгений Курочкин.


Война и... варьете

После объявления войны в 1941 году театр приостанавливает работу. Часть артистов идет на фронт, другие служат в Объединенном краснодарском краевом театре, а также в передвижном театре миниатюр в Сочи. Несколько актеров остались в столице Кубани. Им-то и объявили, что они будут служить в Кляйне-театре, обслуживающем немецких офицеров. Есть сведения, что судьба актеров, не поступивших на службу и не отправившихся в эвакуацию, оказалась трагичной. В 43-м немцы расстреляли режиссера Александра Елизаветского, а уходя из города, взорвали театральные здания.

Только после войны, в 1954 году театр обрел новый дом - он занял помещение бывшего кинозала «Колосс». Возрождение театра связано с именем легендарного директора Андроника Исагуляна. В репертуаре и классика - Кальман, Легар, Штраус, и современные сочинения - Дунаевского, Александрова, Милютина. В это же время дирижер Михаил Киракосов вместе с режиссером Григорием Спектором и художником Александром Чечиным поставили оперетту «У нас на Кубани». После подмостки театра увидели и другие произведения краснодарских авторов: «Любовь Оксаны», «Кубанские ласточки», «Девичья фамилия». В эти же годы в театре произошла смена поколений. Пришли молодые актеры - Клара Крахмалева, Евгения Белоусова, Нелли Роман, Любовь Рогова, Георгий Ухов, Иван Божко. А Валентина Кривошеина стала первой в крае заслуженной артисткой России.


Первое шоу и вино «Улыбка»

Впервые в 1960 году театр отправился покорять столицу. Москвичам привезли оперетту «Кубанские ласточки» наших авторов - на либретто Сергея Ольгина и музыку Дмитрия Фалилеева, Григория Плотниченко, Якова Верховского. У нее интересная судьба. Либретто написали по заказу крупного партийного деятеля Дмитрия Полянского. Он сам дни и ночи сидел с авторами и правил буквально каждую букву, чтобы текст пропустила цензура. И пьеса о простой жизни колхозников стала первым шоу на Кубани. Специально для него в Москву повезли Кубанский казачий хор, группу танцоров и даже кубанских девушек, которых одели в народные костюмы и посадили в зале - они были тоже частью этого яркого шоу. А еще самолетом доставили целую гору цветов, ими украсили сцену. В зале была жена Хрущева, маршал Буденный. Вернулись из Москвы со званиями. Оперетта пришлась по вкусу как рядовым москвичам, так и крупным чиновникам.


Не только оперетта

Особая страница в жизни театра - балет. Благодаря талантливым хореографам сценический танец в опереттах становился сферой авторского самовыражения. Балетные номера были украшением спектаклей. С приходом в театр Светланы Хутыз, выпускницы ГИТИСа, этот вид искусства вышел за пределы дивертисмента. На сцене появились полноценные балетные спектакли «Кошкин дом», «Снежная королева». Именно в это время на Кубани рождается жанр, который сегодня называют современной хореографией.

В 1959 году в театр пришел главный хормейстер Валентин Трембач, за четверть века добившийся в своих работах самостоятельной роли хора (спектакли «Фраскита», «Цыганская любовь», «Цыганский барон», «Фиалка Монмартра», «Лира и меч»). Эту традицию продолжил Игорь Шведов, придя в театр молодым человеком, сегодня он вырос в настоящего профессионала.

А благодаря спектаклю «Донна Люция, или Здравствуйте, я ваша тетя» наши артисты стали известны на всю страну. Исполнителей главных ролей Владимира Круглова, Михаила Багаева и Юрия Дрожняка пригласили спеть в «Голубом огоньке». Шел 1972 год.

На сцене оперетты блистал в то время артист Юрий Дрожняк. По уровню популярности и таланта его можно назвать кубанским Муслимом Магомаевым. Билеты на первые ряды оперетты «Страсти Святого Микаэля», где он пел главную партию, моментально расхватывали поклонницы. Фанаткам очень нравилась его ария, со словами «Любите женщину, молитесь женщине...». В 1990 году состоялся его режиссерский дебют - музыкальная комедия «Ваш ход, королева!». На посту главного режиссера он поставил спектакли «Герцогиня из Чикаго», «Гейша», «Ах, высший свет!», «Не пришить ли старушку?». Примой этих спектаклей была незабываемая Людмила Чайкина. Эстафету главного комика у гениального Мартына Лусиняна принял Владимир Круглов. На него ходили зрители, и он никогда не обманывал их ожидания.

Владимир Генин - премьер труппы, кубанский Петр I. После роли императора в оперетте «Табачный капитан» его пригласили сыграть Петра I на празднике открытия фонтанов в Петергофе...
Где бы ни гастролировал театр, в Перми или Сочи, в Киеве или Ленинграде, его спектакли получали высокую оценку критики благодаря масштабным ярким работам дирижеров Валерия Хоруженко, Эриха Розена, режиссеров Тамары Гогавы, Юлия Хмельницкого, Яна Сонина.



Новый статус

1 октября 1997 года губернатор подписал постановление об изменении статуса краевого театра оперетты. Он стал Краснодарским Музыкальным театром, и с этого момента смог расширить границы творчества - за счет постановок опер и балетов. Молодую балетную труппу собрал главный балетмейстер театра Владимир Пак. За два года поставлено восемь балетов, среди которых: «Дон Кихот», «Браво, Фигаро!», «Тысяча и одна ночь», «Модерн-фантазия». Это время можно считать рождением оперного жанра на Кубани и первыми спектаклями стали «Запорожец за Дунаем» С.Гулак-Артемовского и «Кармен» Ж.Бизе на русском языке, где ведущие солисты театра Наталья Кременская и Вячеслав Егоров блестяще исполнили партии Кармен и Хозе.

Годом позже театр возглавил Дмитрий Саетович. Он вывел храм искусств на принципиально новый уровень, пригласив дирижера Большого театра Фуата Мансурова и режиссера Бориса Цейтлина. В репертуаре появились оперы «Севильский цирюльник», «Фауст», «Каменный гость». Как лирическую оперу поставили в театре «Фиалку Монмартра».

Главным художественным событием в 1999 году стала постановка новой версии оперетты Дунаевского «И вновь цветет акация». Старый сюжет переработал Михаил Бартенев, сочинил спектакль Борис Цейтлин. Вся труппа театра поехала представлять спектакль на Национальном театральном фестивале «Золотая Маска» в Москве. Спектакль был выдвинут экспертами в четырех номинациях на лучшую работу дирижера, режиссера, художника, лучший спектакль. Жюри отметило музыкальное решение постановки. На дворе 2013 год, а «Золотая Маска» оперетты является пока единственной на Кубани.

Вскоре состоялась еще одна премьера - оперетта «Петер и Пауль едут в сказочную страну» на музыку Ф.Легара, единственная оперетта золотого фонда венской классики, написанная для детей. Это была ее первая постановка в России.

28 февраля 2002 года на главной музыкальной сцене Кубани состоялся последний спектакль перед закрытием театра на капитальный ремонт. Решением администрации Краснодарского края музыкальный театр вошел в состав Краевого государственного творческого объединения «Премьера». И с этого дня началась новая творческая история театра.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.