Костюмы на фоне времени

Выпуск №5-165/2014, Театральная шкатулка

Костюмы на фоне времени

Герой чеховского рассказа «После бенефиса» - провинциальный актер - с вырученного гонорара планирует обновить свой сценический гардероб. Сорочки со стоячими воротниками, которые «теперь в моде». А главное, пикейную жилетку. «В крыловских пьесах, - рассуждает он, - нельзя без пикейной жилетки. Щиблеты с пуговками... тросточка».

Действительно, театральный костюм - не только важная часть сценического образа актера или, как писал А.Я. Таиров, его «вторая оболочка». Это еще интереснейшая область познания истории развития моды, общественных нравов, привычек. Когда прикасаешься к театральным реликвиям - костюмам эпохи Островского, Волкова, Щепкина, - реально ощущаешь тот самый аромат времени.

В списке достопримечательностей Костромы одно из почетных мест занимает Музей театрального костюма, который создан при Костромском драматическом театре им. А.Н. Островского. В России подобных ему нет, потому что в музейных фондах собрано более 100 экспонатов, среди которых немало действительно уникальных, представляющих художественный и исторический интерес. Костюмы, сшитые из тканей конца XIX - начала XX века, в том числе золототканых, с соблюдением канонов того времени, с применением соответствующей фурнитуры, отражают также и репертуарные предпочтения публики. По ним, как по учебнику истории, можно изучать не только летопись костромской драмы, но и русского театра. Но самое удивительное заключается в том, что это редкое собрание удалось сохранить. Так же как и великолепному зданию одного из старейших театров России, а он ведет свой отсчет с 1808 года, удалось избежать разрушительных перестроек и реконструкций. Сегодня спектакли играют в памятнике архитектуры постройки 1863 года. Через два года после возведения, театр пострадал в пожаре, но уже к 1867 году был восстановлен. Почти столетие спустя, в 1958-м, здание костромского театра пережило серьезную реконструкцию, но архитекторы и строители постарались максимально сохранить его исторический облик. Поэтому сегодня выставки театральных костюмов представлены костромскому зрителю в подлинном историческом интерьере.

Музеем театрального костюма заведует Вера Сергеевна Цыпляева. Самая первая экспозиция, небольшая по объему, но богатая по наполнению редкими экспонатами, была открыта в фойе театра в 2005-м, и уже через год костромские раритеты экспонировались в Турции, на VII Международном фестивале стран Причерноморья. К 200-летию Костромского театра драмы официально объявили об открытии Музея театрального костюма, а в 2010 году он получил отдельное здание на улице Симановского, 10. Но еще до того, как это произошло, в течение нескольких лет Вера Сергеевна Цыпляева вела исследовательскую работу по изучению коллекции, выявлению датировки костюмов и путей их поступления в театр, занималась реконструкцией тканей и деталей сценической одежды. Потому что многие экспонаты переходили из спектакля в спектакль на протяжении многих лет, переделывались для того или иного исполнителя и постепенно ветшали. Теперь они вернулись к зрителю в былом великолепии.

Семь выставочных залов Музея театрального костюма расположились на первом этаже и в полуподвале дома не менее уникального: во-первых, это памятник архитектуры конца XVIII века, во-вторых, здесь прошли детские годы выдающегося русского актера и театрального деятеля Федора Григорьевича Волкова. В перспективе планируется организовать отдельный зал, посвященный «отцу русского театра», как говорил о Федоре Волкове В.Г. Белинский, а пока с успехом проходят тематические выставки. Например, «Островский. Век XIX» представляет костюмы, в которых в разные годы актеры играли персонажей пьес А.Н. Островского (самый старый костюм относится к 1963 году), фотографии уже сошедших со сцены спектаклей, макеты декораций. Выставка «Сказки Пушкина» встречает зрителя в подвальном помещении музея, на редкость эффектном, поскольку здесь сохранилась кирпичная кладка позапрошлого столетия. Здесь все работает на образы сказочных героев - царский трон, старинный кованый сундук, приглушенное освещение.

В разные периоды на костромской сцене шел спектакль «Снегурочка», и этой интересной странице тоже посвящена большая выставка. Кроме ярких и добротных костюмов и замысловатых, с технической точки зрения, декораций, на выставке представлены рецензии из старых газет, которые как нельзя лучше обрамляют красивую историю спектакля «Снегурочка» в жизни Костромского драматического театра. Вот лишь небольшие фрагменты.

В литературной, политической и общественной газете «Костромской листок» за 5 декабря 1904 года первая полоса начинается с сообщения о премьере: «Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка», поставленная дирекцией нашего театра в бенефис В.А. Ланиной, собрала полный зал публики. Обстановка спектакля превзошла самые смелые ожидания неизбалованных костромичей. (...) Бенефициантка г-жа в роли Леля имела шумный успех и получила цветочные подношения. Вокальные нумера ее по требованию публики были биссированы. (...) Хоры были хорошо срепетированы, толпа вымуштрована».

Рецензия на постановку «Снегурочки» товариществом драмы и комедии, опубликованная в «Поволжском вестнике» 5 октября 1908 года в целом доброжелательная, но содержит ряд строгих замечаний: «Хорошее в общем исполнение нарушалось двумя дефектами. Во-первых, в момент появления весны из озера сильно трещала подававшая ее снизу машина под сценой; - надо смазывать! Во-вторых, г. Альгин (Мизгарь), которому мы советуем на будущее время при входе во дворец Берендея не пренебрегать этикетом, отдавать царю поклон, хотя бы и менее глубокий, чем остальные, а также не держать перед Берендеем носа выше чалмы. Не надо забывать, что Берендей всеми любимый царь, а Мизгирь, хотя и богатый посадский гость, - все же его подданный, да еще проштрафившийся». И уж совсем негативная, особенно по отношению к пьесе, рецензия в «Северной правде». Впрочем, удивляться не приходится, ведь уже наступил 1927 год: «"Снегурочка" - это сказка Островского для детей младшего возраста, не отличающаяся глубиной своего содержания. Достоинство пьесы - ее красочность, фееричность, эффектность серьезно продуманных постановок. Пожалуй, только благодаря постановочной колоритности и затеял этот спектакль наш гортеатр. Режиссура и труппа отнеслась вполне добросовестно к спектаклю, старательно счистив пыль с пожелтелых страниц застарелой весенней сказки. Досадно только, что более сознательные постановки не удостаивались той тщательной проработки, какую получил этот спектакль. (...) Только хореографическая часть была слаба, скомкана и напоминала спутанный клубок самых пестрых, робких и безритмичных движений. Неудачно подана группа слепцов-гусляров. Если бы гусляры не были на первом плане, может быть этот недочет не выпирал бы из рамок всей картины, и так назойливо не фальшивил на общем фоне».

Богатая коллекция костюмов к спектаклям по пьесам А.Н. Островского, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф. Шиллера, В. Шекспира и др., которыми располагает Музей театрального костюма, дает простор для творчества. В разное время рождались интересные выставочные проекты «Императорский театр в Костроме», «Русский костюм в зеркале сцены», «Цветение души» (костюмы из спектаклей по пьесам А.П. Чехова), «Предвестник революции» (костюмы из спектаклей по пьесам М. Горького), «Путешествие по сказочному лесу» и др. «Вторые оболочки» давно ушедших провинциальных актеров сегодня украшают и фойе костромского театра, а отдельные небольшие экспозиции буквально встроены в его старые стены. А точнее - в углубления, где когда-то располагались большие печи, которыми еще до 1956 года, то есть до современной реконструкции, отапливалось здание театра. Печи топились так называемыми полуплахами, а затем тепло поднималось по дымоходам в стенах, согревая артистов и зрителей.

Сегодня справа и слева от зрительного зала сохранились две такие печи. Долгие годы они были завалены техническим инвентарем и закрыты дверями. Потом хлам убрали, двери заменили большими стеклопакетами, а внутри поместили царский костюм, сшитый из старинной золототканой материи для спектакля «Валентина Мелентьева» по пьесе А.Н Островского. Вера Сергеевна Цыпляева рассказала, что когда в 20-е годы прошлого века закрывали церкви, а их имущество национализировали, в городской театр были переданы богатые церковные облачения. Подобные дары поступали также из заброшенных усадеб и разорившихся купеческих домов, и из всего этого великолепия шились театральные костюмы. Некоторые из них относятся к антиквариату. Яркий пример - мундир статского советника 4 класса, соответствовавшего по рангу чину генерала. До того как стать театральным, он служил парадным облачением для какого-то важного жителя Костромы, а после революции 1917 года в нем играли персонажей оперетт Кальмана. На подкладке мундира обнаружена соответствующая метка - «Кальман». Позднее в этом роскошном облачении на сцену костромской драмы выходил герой Л.Н. Толстого Каренин, а сегодня он представляет собой одну из жемчужин музейной коллекции. Причем, вещь настолько редкая, что второй известный экземпляр, по словам Веры Сергеевны, находится только в Эрмитаже.

Вторая сохранившаяся печь стала обрамлением для костюма из спектакля «Коварство и любовь», также сшитого из церковных тканей конца XIX - начала XX века. И, нужно сказать, что изысканное женское платье на фоне 200-летней кирпичной стены производит сильное впечатление. Словно прикасаешься к истокам театрального искусства, чувствуешь актерскую энергетику, наполнявшую когда-то зрительный зал, заставляя сопереживать происходящему на костромской сцене.

 

Фото Дмитрия ХОВАНСКОГО



Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.