Барнаул. Сотворенное чудо

Выпуск №6-166/2014, В России

Барнаул. Сотворенное чудо

Моноспектакль - такой театральный жанр, который не часто встретишь в репертуаре. Почему? Возможно, это связано с тем, что не у каждого театра есть подходящая сцена для такого спектакля: моноспектакль предполагает некую камерность, если хотите, интимность. Актер и зритель... Глаза в глаза...

А может быть, отсутствие в репертуаре моноспектаклей связано с некоей актерской и режиссерской робостью, нерешительностью. Наверное, нужно точно знать и понимать, что хочешь сказать зрителю, уметь «держать» зал, пусть и небольшой, но целых полтора часа, а то и больше. Только актер и зритель...

В спектакле этого жанра исполнитель полностью раскрывает все грани своего актерского и человеческого таланта. Пожалуй, моноспектакль - это проявление настоящего профессионализма и личностной зрелости артиста. Безусловно, это некий способ самовыражения. А к этому нужно прийти, созреть.

В репертуаре Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина с 2009 года надежно закрепился моноспектакль актрисы Галины Зориной «Эдит Пиаф», идущий на Малой сцене. Это спектакль-исповедь, в основу которого легла автобиографическая книга известной французской певицы «Моя жизнь».

«Я не Эдит Пиаф, и говорить от ее лица - это очень дерзко», - отмечала в 2009 году актриса. Но зритель ясно видит уже после первых десяти минут спектакля, что эта женщина с мятущейся душой и обнаженным сердцем, рассказывающая о таких непростых моментах своей жизни - это Пиаф, она сама!

На сцене, оформленной как «черный кабинет», минимум декораций: вешалка с каким-то костюмом, чемодан, который приносит актриса, стул в центре светового круга. Все действие происходит у ног зрителя. Кажется, что слышно, как Она переводит дыхание. А еще музыка, время от времени звучащая откуда-то сверху. И голос... Ее голос, поющий знакомые всем песни. «Моя жизнь», ее жизнь...

Спектакль про Эдит Пиаф - рассказ о том, какие ошибки совершала женщина, во имя чего, как искупала грехи и почему? Это спектакль-память о великой певице и удивительно сильной женщине. Галина Зорина - опытная актриса, настоящий художник, тонко чувствующий и любящий людей. Наверное, потому прочитанная ею когда-то книга о жизни французской певицы уже не оставляла ее в покое, и в конце концов все накопленные ею и проверенные временем впечатления вылились в спектакль. Точнее, моноспектакль.

Сколько силы физической, эмоциональной, творческой потребовалось актрисе, чтобы ожила на сцене Алтайского краевого театра драмы ее Пиаф! Она говорит о наболевшем, сокровенном, включая свои эмоции и личные переживания. Это, без сомнения, сложно, но это осознанный шаг зрелого человека и мастера. Зрителям повезло, что замечательная артистка краевого театра драмы решилась создать свой моноспектакль. За этим решением большая ответственность. Моноспектакль Галины Зориной «Эдит Пиаф» - успешный спектакль, имеющий своего зрителя и сегодня.

Опыт создания моноспектакля «прижился» в краевом театре драмы. В 2013 году заслуженный артист России Михаил Переверзев создал свою индивидуальную творческую работу - моноспектакль по рассказам В.М. Шукшина. М.С. Переверзев - известный в крае пропагандист творчества Василия Макаровича, потому выбор материала для создания спектакля очевиден. Моноспектакль «Рассказы В.М. Шукшина» - это художественное чтение шукшинских произведений «Беспалый», «Осенью», «Горе», «Верую!» и других. Фотоматериал, видеоряд о Сростках и его жителях дополнили и украсили спектакль. В итоге получился доверительный разговор писателя В. Шукшина и современных жителей города о самом дорогом, о настоящем, «озвученный» талантливым артистом. Смотришь на зрителей и видишь удивление на их лицах: «Это Шукшин? Не помню такого рассказа... Надо перечитать».

Для детской аудитории 12-14 лет артист взял рассказы из цикла «Из детских лет Ивана Попова»: «Гоголь и Райка», «Бык», «Жатва», рассказы «Дядя Ермолай», «Солнце, старик и девушка». Современные школьники не только слушают и понимают Шукшина, они оказываются способными к сопереживанию героям Василия Макаровича. Реакция ребят самая разная: от испуганного ожидания неминуемой расплаты за содеянное героями из рассказа «Дядя Ермолай» до глубокого молчания от осознания того, что есть не только жизнь, но и смерть (рассказ «Солнце, старик и девушка»), от веселого смеха до слез: все-таки убили взрослые быка, пощадившего Ваську (рассказ «Бык»).

И снова восприятию сложного материала помогла камерность Малой сцены, концентрация зрителя на одном актере, общение актера глаза в глаза, душа в душу со зрителем. Так рождается общее размышление о любви, о жизни и смерти, размышление о вере в Бога и потере этой веры, о предательстве и верности. Это те темы, те вопросы, которые всегда волновали и будут волновать рано или поздно каждого человека.

Думается, что зритель, выбравший для своего досуга моноспектакль, тоже человек особенный. Как минимум, это человек думающий. Исполнитель должен взволновать поднятой темой, соответственно и сидящие в зале немногочисленные зрители (в краевом театре драмы Малая сцена рассчитана всего-то на 60 мест!) также начинают понимать, чувствовать, жить, наконец, в унисон с героем пьесы и непременно найдут для себя ответы.

Моноспектакль - это чудо, сотворенное только что! Потому что каждый раз - это новый спектакль, новое сценическое выражение, которое не повторится уже никогда!

А раз так, он будет востребован всегда. Всегда будет аншлаг.

 

Фото Андрея Луковского

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.