Березники. Путь к свободе

Выпуск №6-166/2014, В России

Березники. Путь к свободе

Был конец октября, шесть часов утра и жуткая сырость. Не очень-то радушно встретила Пермь. Здесь меня ждала драматург, моя бывшая однокурсница Мария Огнева. Идея прогуляться по городу отпала сразу, как только мы вышли из аэропорта - растаявший снег еще не успел превратиться в лужу, но и на снег был уже не очень похож. И вся эта каша под ногами вмиг оказалась в нашей обуви. Поэтому единственное, чего нам хотелось, это быстрей сесть в теплый автобус до конечного пункта под прекрасным названием Березники. Восполнив сон, который отобрал у нас ночной перелет, в автобусе, а потом еще полдня на служебной квартире, мы пришли в себя и к вечеру бодрые появились в Березниковском драматическом театре. Два дня, поведенные в Березниках, погода была, как и прежде, неприветливой, из-за чего город удалось посмотреть лишь частично из запотевшего окошка троллейбуса. Единственным спасением стал театр, который сразу согрел нас теплой встречей и горячим чаем, окутал всеобщим приятным волнением перед премьерой.

Это было открытие сезона, спектакль «Строгановы». Режиссер БДТ Денис Кожевников, заинтересовавшись довольно богатой историей края, решил рассказать ее зрителю с помощью театра легко и интересно. Написать пьесу Кожевников предложил молодому драматургу Марии Огневой, выпускнице Ярославского театрального института и ныне студентке магистратуры В. Фокина и А. Могучего в СПбГАТИ. Огнева впервые заявила о себе на прошлогодней Независимой литературной премии «Дебют», выйдя в финал с пьесой «Шестая попытка», а ее одноактная пьеса «Костик» была представлена в основной программе фестиваля молодой драматургии «Любимовка-2013» и стала лауреатом Волошинского конкурса. Темы как таковой драматургу задано не было. Мария Огнева, приехав в Березники, просто осматривалась, знакомилась с театром, местностью. И неожиданно произошло волшебство или это просто фантазия разыгралась! Находясь в Усолье на экскурсии в историко-архитектурном музее «Палаты Строгановых», драматург вдруг почувствовала на себе внимательный взгляд. Это был взгляд Павла Строганова с копии картины работы Джорджа Доу. Огнева смогла увидеть в портрете живого человека и, восприняв это как некий знак судьбы, решила писать пьесу именно о графе Павле - знаменитом «русском якобинце» и ближайшем друге императора Александра Первого.

Отталкиваясь от «Строгановых», Денис Кожевников дал название целому театральному проекту «От Строгановых и Голицыных до наших дней». Но пока воплощены лишь «Строгановы» и поэтому речь о них. В этой пьесе - история жизни графа Павла Строганова (Усолье было главным селением Строгановых) и великого русского архитектора Андрея Воронихина, который, как известно, был выходцем из Усолья.

Все герои проживают свою историю - будь это главный персонаж или второстепенный, поначалу, казалось бы, незначительный. И жизнь у каждого трагическая, не по желанию драматурга, а по воле судьбы. Собрав некоторые любопытные факты об Усолье и его жителях, Огнева ни в чем не приукрасила историю. Но это вовсе не означает, что пьеса - «пересказ», лишь оформленный по драматургическим законам. Взяв за основу реальные события, Огнева по своему видению наделяет исторических персонажей личными качествами, особенностями характера...

Итак, премьерой «Строгановы» БДТ открыл новый 78-ой сезон. Конец октября, на улице не добродушно, пасмурно, дождь и противная слякоть, но для истосковавшегося по театру зрителя это не причина сидеть дома в тепле. На открытии сезона, на премьере - аншлаг. Называя пьесу исторической, нельзя назвать таковым спектакль. Жанр режиссер обозначает как «музыкальную фантазию на историческую тему».

Несмотря на то, что спектакль по сути своей драматический, музыкой он действительно насыщен, даже пропитан. Она аккуратно вкраплена в драматический текст. Композитором этих разнохарактерных - тонких, лиричных, подвижных, заигрывающих, страшных - мелодий стал Олег Яшин. А текст песен к ним, намеренно земной, понятный, простоватый, если это песни усольских жителей, написала Мария Сельчихина.

Декорации к спектаклю придумал художник Дмитрий Аксенов, обладатель «Золотой Маски», создавший вдоль всей сцены конструкцию огромной лестницы, словно уводящей в небо. Эта декорация воплотила в себе основную идею спектакля.

«Строгановы» поставлены на молодых артистов, которых в труппе БДТ достаточно много. Кожевников отобрал около пятнадцати молодых людей и девушек для обучения на целевом курсе при Пермской академии искусства и культуры. Они пытаются осмыслить и по-своему прожить ту давнюю историю XVIII века, но такую близкую и понятную, такую современную, как бы абсурдно это не казалось на первый взгляд. В два часа мы успеваем побывать и в простом пермском селении Новое Усолье, куда юный Павел Строганов (Дмитрий Поддубный), обаятельный, воспитанный, не по годам смышленый, со своим французским учителем Роммом прибывает для ознакомления с работами солеварен. И в Париже, во время захвата революционерами Бастилии, в котором Строганов успел поучаствовать, и, по прошествии времени, в Петербурге, где уже взрослый граф участвует в войне все с теми же французами. Все три действия стилево отличаются друг от друга. Каждое из них идет как противостояние предыдущему. Первое забавное, деревенское, смешное. Там веселые песни тружеников-соленосцев, сельская простота и напыщенная смелость местной девушки Маруськи (Надия Ахунова), стеснительные признания в любви Воронихина и Аксиньи (Анатолий Берсенёв и Наталья Соколова). Самой запоминающейся, взрывной сценой первого действия стала встреча наглой, обворожительной русской красавицы Каменчихи (Марина Спирина) и скромного, приличного, в тот момент растерянного француза Ромма (Илья Третяк). Задействовав свое женское обаяние, открыв все свои «чакры», расправив шире плечи, купчиха пыталась взять француза и обворожительностью, и хитростью (в обморок падала), и силой, и на жалость давила, а очаровав, к груди прижимала трясущегося как заяц Ромма, у которого капли пота на лбу выступали от волнения перед такой женщиной. И вот она, кажется, добилась своего, а француз сбежал у нее из-под носа... Но, как известно, русских баб обижать не стоит, и пошла разъяренная и оскорбленная купчиха стрелять из своих ружей и пистолетов по всему селенью. Кончилось это плохо - два дня длился пожар. Сценой пожара и заканчивается первое действие. Звучит нарастающая, угрожающая музыка, бьют в набат, хором напеваются резкие, отточенные отдельные слова, будто вырванные из фраз. Сцена залита кроваво-красным светом, актеры хаотично, рывками управляют красными полотнами - огонь полыхает необузданно, страшно.

Этот момент один из самых массовых и масштабных в спектакле. Хотя таким же беспощадным, жестким по стилю и по надрыву должно быть практически все второе действие, происходящее во время ужасных кровопролитий в Париже во время французской революции. Правда, в пьесе все намного скромнее, чем в интерпретации режиссера. Французская революция для Огневой - это скромный клуб интеллигентов-революционеров «Друзья закона», куда вступает Павел Строганов, и где влюбляется в дерзкую обольстительницу Теруань де Мерикур в исполнении Софьи Демидовой. Но видимо, воплощение французского клуба зависит от того, как относится художник к революции. Денис Кожевников делает революционеров лишь частью толпы, где один похож на другого. Это агрессивно настроенное «стадо», все как один в черно-красных костюмах, в красных перчатках и черных очках, постоянно закрывающие лица руками, одновременно смеющиеся как по сигналу, кажутся непривлекательными, одноликими. Они как масса, где нет личностей, а есть безумие и глупость. Что-то похожее на ненависть, неприязнь к ним прививает нам режиссер.

Среди этой шумной толпы, не верующей ни во что, кроме своей идеи, случаются тихие, но трагические поворотные события. Это мучительная смерть слуги Строганова - добродушного, обворожительного своей простотой паренька Гришки (Василий Гусев). Умирает он на руках Андрея Воронихина, молодого художника, которого, приметив зарождающийся талант, Ромм взял с собой в Париж. Андрей тихо, умиротворенно объясняет умирающему значение горящего креста как креста на куполе церкви, сияющего на солнце, его красоты, говорит о Царствии Божием. Успокоившись, Гришка уходит на небеса, где его встречает Маруська, понравившаяся ему еще тогда, в Усолье. Маруська, облаченная в белое платье, словно ангел. Грустно, звонким голоском напевая песню о птице Сирине, она забирает его с собой, туда, где покой. Это, кстати, одна из точных находок Кожевникова, которой не было в пьесе. По этому спектаклю можно заметить важную особенность режиссера. Он очень умело ставит камерные, трогательные, лиричные, тихие сцены. Те, где присутствуют настоящие чувства, где нет толпы, а есть человек. Где нет множества технических приспособлений, а есть душа.

В силах ли Павел Строганов признать, что Воронихин его сводный брат, если это действительно правда и все Усолье твердит об этом? Равны ли эти молодые люди, если они из разных сословий? Кто больше свободен - крестьянин или граф? Может, у кого душа шире и кто в Бога верует? Кто знает, есть ли продолжение земной жизни на небесах? Именно Воронихин - художник, архитектор, построивший позже Казанский собор в Петербурге, раскрывает главную идею спектакля. Он успокаивает Гришку перед смертью словами о Царстве Божием, он, как и обещал в молодости своей возлюбленной Аксинье, строит в Усолье храм. Строит, несмотря на гибель девушки, строит во имя любви к ней. Именно проекция этого храма появится в финальной сцене на белом экране, подвешенном вдоль задника. Из-за экрана сверху вниз по ступеням, словно с небес, в белых одеяниях, спустятся Андрей, Ромм, Гришка, Аксинья, Маруська. К ним подойдут Павел и его погибший на фронте сын Александр (Василий Фадеев). И Воронихин скажет ему последние, самые главные слова о душе, о любви к человечеству и об истинной свободе, которая внутри каждого, путь к которой все ищут по-своему. А после все они спокойно сядут на ступени и пронзительно, под гитару, споют песню о той самой свободе, в которой любовь и всепрощение, душа и теплая грусть.

Похожая теплая грусть посетила меня по отъезде из Березников. К сожалению, с городом я так и не познакомилась, не познакомилась с Усольем. Но если состояние театра хоть чуточку отражает состояние города, в котором он расположен, то можно представить, что город дружелюбный, молодой, искренний. И дождь в последний день был уже добрей, слабее, а по дороге в Пермь и вовсе закончился. То ли город не был рад гостям, то ли специально подстроил такую сырость, чтобы я не смогла с первого раза осмотреться вокруг, и ради этого приехала в Березники еще раз. Кто же ее поймет, эту погоду?!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.