Мытищи. Абсурд в театре кукол

Выпуск №6-166/2014, В России

Мытищи. Абсурд в театре кукол

Поставить в куклах пьесу Эжена Ионеско «Лысая певица», в которой наиболее полно раскрыты принципы абсурдизма, - задача не из простых. Ведь в мире вещей действие превалирует над словом. Когда же текста очень много, а смысла в нем мало, кажется, что кукольные персонажи останутся не у дел. Но художественный руководитель Мытищинского театра кукол «Огниво» народный артист России Станислав Железкин с интересом относится к творческим экспериментам. Он пригласил в качестве режиссера-постановщика заслуженного артиста Молдовы Вячеслава Самбриша, который знает о драме абсурда не понаслышке, поскольку работает в театре имени Эжена Ионеско в Кишиневе. И ХXII театральный сезон ознаменовался выпуском премьерного спектакля высокого европейского уровня.

Действо «Лысой певицы» начинается прямо в вестибюле с небольшого перформанса. Артистка Елена Бирюкова предлагает зрителям экскурсию по зданию «Огнива», правда, отнюдь не искусствоведческого характера. Она говорит о прописных истинах, да так вдохновенно, будто открывает Америку: ах, посмотрите, какое зеркало, потрогайте - это подоконник, а вот стенд с фотографиями и т.д. Тем самым актриса напоминает, что свою первую пьесу Эжен Ионеско, один из основоположников абсурдизма, написал под впечатлением от самоучителя по английскому, и готовит публику к встрече с ее конформистскими героями.

Мир-перевертыш, в котором пластинки слушают на швейной машинке, ноги парят, не снимая носков и тапок, а ванну принимают вместе с аквариумными рыбками, несмотря на нелепость, кажется до боли знакомым. В нем, как и в нашей жизни, трудно быть услышанным, понятым, принятым. Околесица трюизмов, которую несут мистер и миссис Смит, их гости, показывает, насколько современные люди не умеют общаться, в каком катастрофическом отчуждении мы находимся, как трудно порой найти нужные слова даже для близкого человека. На сцене театра «Огниво» разворачивается трагедия текста, усиленная оригинальными мимирующими куклами, способными выражать самые разнообразные эмоции - от испуга до удивления, от восторга до смертной скуки.

Персонажи, хоть и очень схожи в общении, не просто имеют выраженную индивидуальность, но даже выступают в некотором роде антиподами друг друга, подчеркивая, что все немного абсурдны вне зависимости от характера. Угрюмый ворчун мистер Смит (заслуженный артист Московской области Александр Едуков) противопоставляется робкому мистеру Мартину (заслуженный артист Московской области Сергей Синев), а истеричная миссис Смит (заслуженная артистка Московской области Ирина Шаламова) - застенчивой миссис Мартин (заслуженная артистка России Наталья Котлярова). Но главные роли здесь отведены бравому капитану пожарной команды (Сергей Котарев) и находчивой служанке Мэри (Елена Бирюкова), которые буквально взрывают действие своим появлением, ведут себя эксцентрично, экстравагантно, добавляя спектаклю юмора и иронии. Однако есть в спектакле действующее лицо поважнее, хотя его никто не замечает, будто его и нет, как пресловутой лысой певицы. Это английские часы, которые бьют как попало. Художник-постановщик Андрей Севбо, знакомый мытищинскому зрителю по оформлению спектакля «Обломов. Сцены из жизни» (к слову, одна из его последних работ - балет «Мойдодыр» в Большом театре), представил их в виде игрока в крокет, пинающего шары от одного персонажа к другому. Отсюда и зеленый газон на подмостках, и наклон сцены как у глиссады.

Новый, четырнадцатый по счету, спектакль для взрослых Мытищинского театра кукол «Огниво» «Лысая певица», созданный при поддержке Министерства культуры РФ в рамках целевой программы «Культура России 2012-2016 гг.», изобилует режиссерскими и художественными находками, начиная от толстого слоя пыли, которым покрываются герои, до скрипучих дверей-шкафов и старого проектора, перематывающего часть вздора, озвучиваемого персонажем Сергея Котарева. Неизгладимое впечатление производит появление девочки Алисы, дочери четы Мартин. Кукла, доставшаяся молодой артистке Ольге Амосовой, хоть и жутковата, но интересна. Чего стоят ее большие глаза, один - красный, другой - белый, вращающиеся как живые. Впрочем, все куклы в спектакле, хоть и гротесковы, но очень естественны в своей пластике.

Мытищинской «Лысой певицей» запросто можно проверять интеллектуальное развитие зрителей. Режиссер-постановщик Вячеслав Самбриш и его ассистент заслуженный артист Молдовы Андрей Мадан не просто «прошлись по тексту», а вытащили на поверхность метафорическую суть произведения, нашли в нем социальный, психологический и даже реалистический смысл. Если убрать из жизни любого из нас стержень, получится как раз то, что мы видим на сцене. Все логичное, незыблемое, привычное рассыплется в один миг, оставив лишь механическое повторение одного и того же, таких же Мартинов или Смитов, с которыми не о чем говорить, ради которых не за чем рисоваться на пороге.

 

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.