Вершина Треугольника. V международный фестиваль современной хореографии "На грани" в Екатеринбурге

Выпуск №6-166/2014, Фестивали

Вершина Треугольника. V международный фестиваль современной хореографии "На грани" в Екатеринбурге

Екатеринбург - одна из «вершин» «Уральского треугольника», в который, кроме центра Свердловской области, входят еще Пермь и Челябинск. Города «треугольника» многое роднит; но кроме всего прочего, именно в этих трех городах существуют лучшие в России театры современной хореографии: соответственно, пермский «Балет Евгения Панфилова», Челябинский театр современного танца и екатеринбургские «Провинциальные танцы».

Помимо лидеров есть еще множество маленьких компаний, не столь устойчивых, но очень воодушевленных. Именно им, преисполненным энтузиазма, но зачастую не имеющим ни собственной сцены, ни финансирования, и адресован фестиваль «На грани». Ведь молодежи, дабы удержаться на плаву, необходима не только материальная поддержка, но и профессиональные знания, умение мыслить современными категориями, ощущение тренда и ощущение себя - в обществе единомышленников.

«На грани» - очень «рабочий» фестиваль. Конечно, он и праздничный тоже - особенно для зрителей, которые активно заполняли залы Театра музыкальной комедии, не боясь даже самых рискованных перформансов. А для участников фестиваль прежде всего - полезный. Именно так он был задуман, организаторы понимали, как важен для участников этого непростого процесса профессиональный разговор об их искусстве. Именно поэтому сюда везут премьеры и работы в формате work in progress, чтобы они стали предметом квалифицированного разбора. Поэтому в Екатеринбург приезжают не только танцевальные коллективы и их руководители, но и продюсеры, и директора хореографических компаний и центров из разных городов и даже стран - поговорить за круглым столом о насущных проблемах contemporary dance, об организационно-хозяйственных схемах, способах финансирования и многом другом.

Многие из работ, показанных на фестивале, созданы специально для него в рамках особых продюсерских проектов. Именно так появился спектакль «Lux Aeterna» («Вечный свет»), показанный «Балетом Евгения Панфилова» из Перми, который открывал программу фестиваля. Польский хореограф Александр Азаркевич поставил в Перми необычный балет: почти треть сценического времени прима театра Мария Тихонова... рассказывает в микрофон зрителю драматичную историю своих сложных взаимоотношений с миром на «языке», в котором нет ни одного понятного слова, а фонетика приближена к английской. Это не просто набор звуков, а выразительный монолог, произнесенный с таким артистизмом, что сначала кажется, будто звучит хорошо вычищенная запись.

После того как солистка с навыками драматической актрисы «рассказала» свою историю, зрителю ее «показывают»: четыре пары танцовщиков на сцене активно общаются (танцевальная часть спектакля весьма энергична), но прима остается в одиночестве - она слишком прекрасна и сложна, чтобы запросто «влиться в коллектив», занять свое место в мире.

Театры современной хореографии - как правило, авторские, во всяком случае, уральские театры - точно. «Провинциальные танцы» - это театр Татьяны Багановой, Челябинский театр современного танца - труппа Ольги Поны, «Экцентрик-балет» - детище Сергея Смирнова. Авторский театр - это прекрасное и сложное явление, которому, однако, легко «уткнуться» в определенный набор эстетических находок и в нем застыть, перестать развиваться. К счастью, руководители уральских театров осознают эту опасность и охотно работают с носителями иной эстетики - приглашенными, нередко из-за рубежа, хореографами. «Провинциальные танцы» в этот раз показали работу голландцев Йохана Гребена и Ури Ивги «Забыть любить». С западными постановщиками и балетмейстерами работали и другие коллективы, выступавшие на фестивале. Дебютант фестиваля «Диалог данс» из Костромы представлял спектакль «Cod unknown» в постановке испанца Гульермо Молины. Панфиловцы показались в перформансе «Swan» немки Рафаэле Гиованола. Челябинский проект WirtuS работал с американцем Эдди Окампо.

Судя по составу участников фестиваля, на Урале современная хореография становится чем-то вроде национального вида спорта: причудливые, радикальные, бескомпромиссные постановки contemporary dance в Екатеринбурге создают все - и академический театр оперы и балета в рамках dance-платформы, и ТЮЗ в содружестве с французской «Эмили Валантен компани», и студенты единственного в стране факультета современного танца Гуманитарного университета.

Зрители оценивают творения уральских коллективов на фоне высочайших образцов. Каждый год сюда приезжают выдающиеся представители contemporary dance из Москвы, Санкт-Петербурга и зарубежных стран. В этом году гостями фестиваля стали два балтийских театра с тремя сильными работами, которые, увидев, невозможно забыть.

Это, конечно, «Сон Саламандры» литовской танцовщицы и хореографа Лореты Юодкайте, представляющей арт-проект Arts Printing House, - ставший уже легендарным перформанс, который объездил весь мир и заработал множество международных наград. Поразительно пластичная Лорета (во время поклона она буквально складывается пополам, словно перегнутый лист бумаги) на сцене перевоплощается в мифическое существо, которое переживает метаморфоз - перерождение из одной стадии в другую. Как гусеница заворачивается в кокон, чтобы выйти из него бабочкой, так и Саламандра после того, как мучительно ползала по сцене, изламываясь всем телом, заворачивается в бумажный кокон, чтобы выйти из него сияющим стремительным духом огня.

Огромным эстетическим потрясением, даже шоком стала для фестивальной публики встреча с театром Fine5 из Эстонии. Коллектив под руководством Тийны Оллеск и Рене Ныммика показал большой, сложный, но поразительно гармонично организованный спектакль «Мандала», в котором образ цветной песочной мандалы становится символом быстротечной жизни и хрупкого искусства, а все отсылки к буддизму и прочим восточным практикам даны в предельно окультуренном, отстраненном варианте. «Мандала» - образец высокопрофессионального танцевального театра, в котором совершенно все - и свет, и фонограмма, и цвет костюмов.

У театров современного танца большое будущее. Достойную прозорливость проявил директор Свердловского академического театра музыкальной комедии Михаил Сафронов, который последовательно и упорно поддерживает современную хореографию. Именно его театр приютил в свое время «Экцентрик-балет» Сергея Смирнова и дал ему возможность полноценно развиваться. Именно здесь пять лет назад возникла идея проведения фестиваля «На грани», арт-директром которого была приглашена известный критик Лариса Барыкина. Несомненно, фестиваль «На грани», имеющий и свое лицо, и свою аудиторию, не затеряется среди других фестивалей этого направления, останется по-уральски особенным и, хочется надеяться, - долгожителем.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.