В тишине сада. Издательские проекты Театра им.Евг.Вахтангова

Выпуск №6-166/2014, Событие

В тишине сада. Издательские проекты Театра им.Евг.Вахтангова

Две новые книги, в центре которых - Государственный академический театр им. Евг. Вахтангова и его знаковые персоны - вышли в издательстве «Театралис». «Вахтанговские легенды» написаны актрисой театра Галиной Коноваловой, «В саду Римаса Туминаса» - Гражиной Байкштите. Издательские проекты не только итог плодотворного сотрудничества Вахтанговского театра и журнала «Театральные Новые извести - Театрал», но, как подчеркнул во время презентации директор театра Кирилл Крок, важное событие для понимания происходящих внутри театральных процессов.

Автор «Вахтанговских легенд», по сути, и сама женщина-легенда. Галина Львовна Коновалова поступила в 1934 году в школу при Театре им. Евг. Вахтангова, и с той поры это единственное место ее актерского служения. В начале 1990-х Галина Львовна написала исторический очерк о довоенной истории Вахтанговского театра «Это было недавно, это было давно», потом на протяжении ряда лет вела авторскую рубрику в журнале «Театрал». Теперь воспоминания и зарисовки, сформированные в отдельные главы и проиллюстрированные по-настоящему уникальными фотографиями из фондов Музея Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова и личного архива Г.Л.Коноваловой приняли формат добротной книги. Судя по не очень большому тиражу, совсем скоро она станет библиографической редкостью.

«Вахтанговские легенды» это погружение в очень далекую историю, но она абсолютно живая и осязаемая благодаря легкой, немного ироничной манере, в которой автор рассказывает о театре и его людях. Вместе с Галиной Коноваловой мы идем по Арбатским переулкам, по которым первые вахтанговцы шли на свои спектакли, знакомимся с Леонидом Шихматовым и Верой Львовой, Осипом Басовым и Борисом Захавой, Борисом Щукиным и Рубеном Симоновым, Людмилой Целиковской и Николаем Гриценко, многими другими артистами, давно уже ставшими вахтанговскими легендами. Перелистываем страницы и, словно в фантастическом романе, легко переходим из одного времени в другое. Довоенный Арбат с еще уцелевшими храмами, премьеры 1930-х, фронтовые «гастроли» Великой Отечественной, во время которых артисты театра дошли до самого Берлина, непростые страницы из жизни вахтанговцев на рубеже столетий и сегодняшние «повороты судьбы» - именно так называется одна из последних глав книги.

Не менее сильное впечатление от прогулок по саду Римаса Туминаса - нынешнего главного режиссера Театра им. Евг. Вахтангова. Сад - это такой особый знак в судьбе Римаса Владимировича. Когда-то его семье приходилось часто переезжать с места на место, и всякий раз его отец расчищал землю для сада. Но не успевали окрепнуть саженцы, как снова приходилось собираться в дорогу. Прошло много лет. Римас Владимирович приобрел клочок земли, посадил деревья. Он говорит, что «когда ты можешь спрятаться в саду, исчезнуть, чтобы тебя не нашли, укрыться в тени деревьев, - лишь тогда сад становится САДОМ». И еще: «Сад - это театр, который нужно сажать, присматривать, лелеять...»

Книгу «В саду Римаса Туминаса» Гражина Байкштите писала на литовском, а перевод на русский сделал Олег Курдюков. Здесь множество фотографий - очень личных, из семейного альбома Римаса Владимировича, и тех, что отражают творчество одного из самых заметных режиссеров современности.

Гражина Байкштите и Римас Туминас дружны с юности. Возможно поэтому книга «В саду Римаса Туминаса» производит впечатление открытого и честного разговора. Говорят друзья Римаса Владимировича по ГИТИСу, актеры Вильнюсского Малого театра и Театра им. Евг. Вахтангова. Говорит сам главный герой, и, кажется, что в этих монологах и интервью открывается множество потаенных дверей. Детство - множество ярких вспышек и непростых периодов, поскольку Римас в 14 лет оказался в роли единственного кормильца семьи: разводил кроликов, работал киномехаником в сельском клубе. Юность - вечерняя школа и овладение профессией сварщика (между прочим, получил четвертую категорию!), потом учеба в Литовской консерватории и ГИТИСе. Творчество - первые режиссерские работы, время сомнений и настоящего успеха, смена театров и городов. И удивительные ощущения, когда Римас Туминас вводит нас в тот уголок его сада, где рождаются замыслы спектаклей, наполняются особыми знаками, символами. Например, «Вишневый сад».

«Иногда в финале моего спектакля появлялись не вишни, а ящики с яблоками. Яблоки собраны, их надо куда-то складывать. Они падали и невольно катились по сцене... Однажды, приехав в свою усадьбу, я увидел эти яблоки... Вошел в избу и увидел эти яблоки в каком-то странном свете, льющемся из окошек. Когда яблоки рассыпал, мне эта картина казалась очень красивой. А сейчас посмотрел: это словно какая-то жизнь в заточении... И тогда я в «Вишневом саде» нечаянно рассыпал яблоки из ящиков. И Фирс умирает среди яблок. А они, яблоки, тоже немые, как смерть, - словно его друзья или свидетели его смерти. Они тоже умрут, но они еще, еще, еще...»


 

В материале использованы фотографии из книг

«Вахтанговские легенды» и «В саду Римаса Туминаса»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.