Победили зайцы. Творческая лаборатория в Саратовском ТЮЗе им.Ю.П.Киселева

Выпуск №6-166/2014, Мастерская

Победили зайцы. Творческая лаборатория в Саратовском ТЮЗе им.Ю.П.Киселева

Девятая творческая лаборатория в Саратовском ТЮЗе им. Ю. П. Киселева под руководством известного театрального деятеля Олега Лоевского называлась «Четвертая высота. Шаг за шагом в будущее: драматургия для подростков».

Режиссерских эскизов на этот раз было немного - только три. Молодым режиссерам - участникам лаборатории достался очень разный драматургический материал. Опытный московский режиссер Наталья Шумилкина представляла «Дзынь» французского драматурга Натали Фильтон. Поэтичный текст о том, как маленькая капелька познает огромность мира.

Текст в основе своей притчевый, но очень уж шероховатый. Однако режиссеру удалось превратить его в театральную игру, где актеры сначала как бы неохотно, а потом все более увлеченно перевоплощаются в китайцев, в европейцев, в птиц и людей - всех тех, кого встречает в своем путешествии капелька по имени Дзынь. Актеры меняются ролями, мир вокруг тоже меняется - создается сценическое пространство, созвучное «Ростку» (тюзовский спектакль для самых маленьких), где показана живительная сила растений.

Выбор второго текста для экспериментальной лаборатории удивил. Но так захотел театр. Это старая, написанная для кукольного театра пьеса венгерского автора Дюлы Урбана «Все мыши любят сыр». Смешной, детский вариант вражды двух кланов, любовь мышат вопреки воле их родителей.

В пьесе были примитивные песенки Кота-оборотня - их заменили песнями петербуржца Александра Штерна, написанными для этого показа. Шлягеры не только украсили незатейливую сюжетную канву - они придали ей броскую форму. Исполняла песни актриса Ирина Протасова, обладающая хорошим голосом и общим чувством стиля.

Режиссер Евгения Никитина, окончившая в этом году курс Анатолия Праудина (Санкт-Петербургская академия театрального искусства), сделала все, чтобы история про войну Серых и Белых мышей выглядела как можно занимательней. Она перенесла действие к заднику сцены, усадив зрителей поближе, а Кота-оборотня поместила на колосники, где тот все время исчезает-появляется в разных эстрадных одеяниях. Остро поданы заумные и высокомерные представители «белой кости» (Артем Кузин и Марина Климова). Однако «серые» пока чересчур впадают в бытовизм, выступая в иной «весовой категории». Многие зрители проголосовали за то, чтобы «продолжить работу над спектаклем», по классификации Олега Лоевского.

Главным событием лаборатории стал режиссерский эскиз «Отрочества» по Льву Толстому (инсценировка написана популярным драматургом Ярославой Пулинович). Эскиз показал московский режиссер Алексей Логачев, выпускник мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова.

Эта одна из лучших в классической литературе повестей о поре взросления юной души. Переезд в Москву, когда резко меняется весь уклад жизни подростка, смерть матери, новый, «жестокий» гувернер, первая, полудетская любовь, первое предательство, непонимание, отчаяние - лавина событий обрушивается на Николеньку. Кажется, он сломается под их напором...

Не впасть в менторский тон или, не дай Бог, в слезливо-сентиментальный, но режиссер справляется с этой задачей. Из пьесы Пулинович он выбрал, в основном, линию горячо любимой мамы и сложные отношения с «французом». Почти нереально прекрасный образ маменьки«за фортепьянами» рисует актриса Виктория Самохина. А снижают градус чувствительности три зайца, они появляются на сцене как будто в самые неподходящие моменты. Но это только так кажется. Толстые, неуклюжие, точно карапузы, делающие первые шаги, смешные и трогательные, зайцы - как знак того, что уже не будет у Николеньки ни его Масловки, ни бездумной детской радости. Пьеса называется «Отрочество», пора взрослеть.

Игра актеров несколько холодновата, что киселевцам несвойственно. Такую задачу поставил режиссер. Новое наше поколение ироничное, и для ограничения «сантиментов» приданы действию эти зайцы.

Эскиз Логачева смотрится очень цельно. Возможно, если работа над пьесой продолжится (хотелось бы!), степень «чувствования» персонажей все же немного повысится. Есть у нас Руслан Дивлятшин - актер, словно созданный для роли мальчиков в мучительном их переходе в юность.

На лаборатории были прочитаны три пьесы и в режиме «застольной» читки. Пьесы местных авторов (актрисы театра Елены Красновой и сотрудницы литчасти Анастасии Колесниковой) и еще один текст Ярославы Пулинович. Пьеса Красновой «И наступит завтра» - бесхитростно-наивный рассказ о «жизни после жизни» четырех солдат, потерявших руки и ноги на кавказской войне. Пьеса Колесниковой «Что делал слон, когда пришел Наполеон» - занимательно-ироничная история дружбы обыкновенной английской девочки с бывшим владыкой мира. А. Колесникова, взяв за основу сюжет повести Марка Алданова «Святая Елена, маленький остров», сочинила свою, оригинальную «историю в истории».

Пьеса Пулинович «Бесконечный апрель» уже идет в нескольких российских театрах. Она посвящена истории жизни одного петербуржца, настоящего российского интеллигента - точнее, его воспоминаниям о прожитой жизни. Врожденная мягкость часто оборачивается беззащитностью, главного героя Веню всегда окружали люди, которые очень хорошо его интеллигентность использовали. Жалко, мы не увидели читки-показа этого драматургического материала. Режиссер нужен! Актерские застольные читки, без точного «глаза» постановщика, порою сбивают с толку. Я долго не могла разобраться «кто есть кто» в пьесе, не говоря уже о школьниках рядом со мной - они не слушали и занимались своим делом. Не всегда в таком формате свои задачи понимают актеры. Монолог героини актриса прочла в манере самой назойливой «тюзятины». Если нет возможности сделать режиссерский эскиз, лучше тогда моноэскиз - читку самого автора. Уж он сделает нужные паузы и акценты.

У нас побывала сама Ярослава Пулинович, приехали на лабораторию два молодых петербургских критика Ася Волошина и Павел Алексеев. Их выступления были содержательными и глубокими. Но зрительское обсуждение не было таким заинтересованным и бурным, как раньше. Отношу это не на счет текстов (они бывают разного качества), а к минимуму показов.

Саратовские актеры полюбили лаборатории Лоевского, очень их ждут, тотчас загораются, в три дня осиливают любой материал, легко импровизируют. До сих пор вспоминают (и я вместе с ними!) ту, шекспировскую, где царили тексты великого англичанина и - Алексей Бартошевич с его умным и точным постскриптумом. Но и на нынешней лаборатории встречались тексты, которые могут вырасти в спектакли. Режиссер нужен!


Фото Алексея ЛЕОНТЬЕВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.