"Покажи мне, как ты играешь классику, и я скажу, кто ты". Гастроли Алма-Атинского русского театра драмы в Москве

Выпуск №6-166/2014, Гости Москвы

"Покажи мне, как ты играешь классику, и я скажу, кто ты". Гастроли Алма-Атинского русского театра драмы в Москве

В первых числах ноября на сцене МХТ им. А.П. Чехова прошли гастроли Государственного Академического Русского театра драмы им. М.Ю. Лермонтова г. Алма-Аты. Со времени прошлых гастролей прошло уже семь лет. Обновился репертуар, некогда молодые актеры заняли ведущие позиции. Гости привезли четыре спектакля - премьеры последних двух лет, свидетельствующие о разнообразии интересов и богатых жанровых возможностях труппы.

Гастрольную программу открыла постановка художественного руководителя театра народного артиста Республики Казахстан Р. Андриасяна «Вишневый сад» А.П. Чехова - спектакль академический и даже несколько старомодный. Его основную прелесть составляет прекрасный актерский ансамбль. «Отчего это все со всеми замучились?» - хочется сказать о героях фразой из другой чеховской пьесы. В равной мере вызывают щемящее чувство Раневская (засл. арт. РК Н. Долматова), и Лопахин (В. Багрянцев) - натуры страстные, но неспособные понять друг друга; неприкаянная Шарлотта (засл. арт. РК Т. Банченко), нервно исполняющая свои фокусы; неловкий, говорящий глупости Гаев (засл. арт. РК В. Гришко), вечно невпопад появляющийся Симеонов-Пищик (засл. арт. РК А. Креженчуков), заботливый Фирс (засл. арт. РК В. Толоконников, хорошо знакомый зрителям на всем постсоветском пространстве по роли Шарикова в к/ф «Собачье сердце»). Один из самых сильных образов спектакля - Варя в исполнении А. Темкиной. В черном закрытом платье, подтянутая, деятельная, она говорит отрывисто, жестко: «Если бы были деньги, хоть немного, хоть бы сто рублей, бросила бы я все, ушла бы подальше. В монастырь бы ушла». Она и впрямь монахиня, добровольно принявшая аскезу.

Располагает к себе сценографическое решение сада Э. Гейдербрехтом. Художник сотворил вишневый сад из полиэтиленовых полос, висящих на заднем плане с условно прорисованными на них контурами веток и цветов. Пробивающийся сквозь пленку свет дает ощущение объема и легкости, тумана и ирреальности сада. В финале же полосы бесшумно опадают на сцену бесформенными свертками, как лежит на переднем плане угасший Фирс. В обращении с классической пьесой особенно заметна общая культура коллектива - культуру слова, с полным правом зазвучавшего на старой сцене МХТ, культура сценического существования.

Линию русской драмы, теперь уже современной, продолжил «Дом» по пьесе Е. Гришковца и А. Матисон - еще одна постановка Р.С. Андриасяна в содружестве с Э. Гейдербрехтом. Действие спектакля развивается в трех пространственных планах. На авансцене происходят встречи с друзьями, неприятные разговоры о займе. Второй план сцены занимает полукруг комнаты - квартира Игоря, где его ждет заботливая жена Оля (засл. арт. РК И. Лебсак). Когда почти все надежды на покупку заветного дома рушатся, действие переносится в глубину сцены за тюлевый задник: в воображении Игоря дом предстает в виде старинной усадьбы - в саду собирается «общество», гости и хозяева в белых костюмах, шляпки и зонтики, непринужденная светская беседа... «Игорь! Иди к нам!» - окликают его друзья, и видение обрывается, так и не став явью.

Наиболее интересной показалась мне сцена встречи Игоря (засл. арт. РК Д. Скирта) со своей бывшей однокурсницей Ветровой (засл. деят. РК М. Ганцева). Их диалог превращается в поединок, где противники давно и подробно знают сильные и слабые стороны друг друга. За деловым разговором угадывается подтекст воспоминаний о молодости, любви, и потенциальное сотрудничество даже сулит возможное восстановление некогда разорванных отношений. Предельно бытовая пьеса, к сожалению, не дает большинству актеров шансов глубоко психологически разрабатывать свои роли. Остается только гадать, почему именно «Дом» решил привезти театр - из желания ли составить конкуренцию двум московским постановкам этой же пьесы, или исходя из технической простоты спектакля... Может быть, другие спектакли репертуара, скажем, национальная классика «Восхождение на Фудзияму» Ч. Айтматова и К. Мухамеджанова или бессмертный мольеровский «Тартюф» выглядели бы более убедительно?..

Представили «лермонтовцы» и европейскую драматургию. Современную лирико-философскую пьесу «Отель двух миров» Э-Э. Шмитта поставили режиссер, засл. деят. РК И. Гонопольский и актриса театра Н. Долматова. Современные костюмы (Л. Кужель) и минималистичная «деловая» сценография (С. Мельцер) - стойка администратора, пара офисных кресел и лифт - максимально приближают действие к зрителю, не дают отмахнуться, сославшись на фантастичность происходящего. Известно, что в критических ситуациях человек предстает таким, какой он есть на самом деле - кто-то проявляет совершенно неожиданные качества, кто-то остается верен себе. Все реально и все возможно в этом отеле на грани жизни и смерти. Здесь можно пересмотреть завещание, как делает это Дельбек (засл. арт. РК В. Гришко), а можно всю свою жизнь, как Мари (засл. арт. РК Н. Долматова). Молодой прожигатель жизни Жульен Портель (А. Митнев) влюбляется здесь в сильную духом Лору (К. Ермекова), а маг Раджапур (С. Уфимцев) находит себя в жертве - он возвращается к жизни, чтобы стать донором сердца для Лоры. Наблюдает за пациентами доктор С. (засл. арт. РК Т. Банченко) - и ей при исполнении служебных обязанностей дано стать мудрее и сердечнее. Каждый выбирает для себя. Текст пьесы насыщен философскими высказываниями, но все они так бы и остались сентенциями, если бы не актеры, пропускающие философский экстракт через сердце и душу, наполняющие спектакль искренними настоящими чувствами.

Завершал гастроли «Визит дамы» - недавняя премьера театра по пьесе Ф. Дюрренматта. Имена постановщиков - режиссера, засл. арт. РФ В. Еремина, художницы В. Останькович, композитора Ф. Латенаса - хорошо известны российскому зрителю. Спектакль получился по-столичному динамичным, зрелищным. Почти пустая сцена дала широкие возможности для построения многофигурных пластических мизансцен (хореограф Н. Новикова). Надо отдать должное и руководству театра, сумевшему вывезти на гастроли такой густонаселенный спектакль. «Визит дамы» поставлен в условной манере, и надо сказать, что алма-атинская труппа справляется с такой задачей ничуть не хуже, чем с предлагаемыми обстоятельствами психологического театра.

В основе спектакля две темы, развивающиеся параллельно. Режиссер не обедняет действие выбором одной из возможных линий, но переплетает их, играет на их столкновении. Одна из них - тема любви до ненависти, страсти, доходящей до безумия. Другая (она звучит по-брехтовски публицистично) - тема корыстного, бездушного общества, заслуживающего презрения. Клара Цаханассьян и вся ее свита разыгрывают в Гюллене смертельный карнавал, в который вовлекают всех жителей.

Альфред Илл (засл. арт. РК Д. Скирта), по чью душу приходит Клара, променявший когда-то любовь на благополучие, затравленный, все-таки находит в себе силы встать выше страха и достойно принять «правосудие». Д. Скирта обладает мягким сдержанным темпераментом, что придает его героям некоторую одноплановость (Альфред чем-то неуловимо напоминает Игоря из «Дома»), но в рамках своего амплуа актер органичен. Клару гротескно, в духе М. Чехова играет уже знакомая нам по «Вишневому саду», но представшая в ином качестве А. Темкина. Актриса мастерски отыгрывает физические увечья героини, но еще более точно она прорисовывает уродливую искалеченную душу Клары. Помните, как у Булгакова - «с тех пор, как добрые люди изувечили его, он стал жесток и черств»?..

«Визит дамы» прозвучал сильным финальным аккордом гастрольной программы Русского Театра Драмы, вызвав восхищение и чувство светлой грусти, что едва встретившись, уже приходится прощаться. И все-таки, отголоски этих на удивление теплых осенних дней еще долго будут отзываться яркими воспоминаниями у зрителей, а заряд воодушевления пригодится актерам на родине, чтобы на волне эмоционального подъема творить новые спектакли для будущих гастролей.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.