Предназначение Виталии Фридман

Выпуск №6-166/2014, Вспоминая

Предназначение Виталии Фридман

Виталия Семеновна Фридман - выдающийся театральный режиссер и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР ушла из жизни летом 2013 года. Ей было 98 лет.

Я познакомилась с Виталией Семеновной Фридман в 2009 году. Мы сидели у нее на кухне вместе с Николаем Дручеком, тогда главным режиссером Московского областного ТЮЗа, пили чай и говорили о театре. О Театре юного зрителя, которому Виталия Семеновна посвятила свою жизнь, основоположником, легендой которого она была. Удивительное дело - и в этом почтенном возрасте совершенно покорила нас Виталия Семеновна острым умом, точностью и цепкостью взгляда на мир, а главное - масштабом и обаянием личности, современностью суждений, юмором.

Виталия Семеновна родилась в Петрограде в 1916 году. В 1943-1948 годах училась на режиссерском факультете ГИТИСа (курс профессора Н.М. Горчакова). И свой дипломный спектакль, запрещенную тогда пьесу А.Н. Островского «Доходное место», пришла ставить в областной ТЮЗ.

Из воспоминаний Виталии Семеновны:

«В театре было пятнадцать актеров без высшего профессионального образования. И больше ничего. Я приходила домой и плакала ночами в подушку, приходила в ГИТИС и умоляла Горчакова отправить меня куда угодно, не могла я там работать, это же не театр! Но мой мастер сказал: « Таля, это будет один из лучших театров страны!» (смеется) Видимо предназначение. Я это так называю. Постепенно сделали театр с огромным штатом и возможностями - люди, техника. Создавали цеха - ничего же не было. Цеха у меня были замечательные! Осветители, гримеры, костюмеры, пошивочный цех, красильный... Я всегда работала. Я ни дня не была без работы. Вот есть у меня идея. Я хочу поставить « Снега Килиманжаро» Эрнеста Хемингуэя. Большой спектакль, с балетом, масштабный. Масштабности меня научил скульптор Эрнест Неизвестный. Натолкнул на эту мысль. Он сказал тогда: « В ваших работах есть масштаб».

Почти 40 лет (с 1948 по 1986 год) Виталия Семеновна руководила Московским областным ТЮЗом, выполняя свое предназначение. Благодаря ее неимоверной работоспособности, смелости, фантазии, профессионализму, театр в этот период входит в пятерку лучших театров страны. Она выводит на сцену живой оркестр, а ведь тогда это было невозможно - нельзя было в театре иметь оркестр. Но Виталия Семеновна добивается специального разрешения на это в министерстве. В театре появляется уникальное световое оборудование, позволяющее делать световой занавес (подобное в то время было только в нашем театре и в Театре на Таганке). Афиши театра рисуют победители конкурса плакатистов СССР. Основу репертуара составляют оригинальные произведения. Театр постоянно в поиске новых форм общения со зрителем. Виталия Семеновна много работает с современными авторами - Львом Кассилем (две пьесы для театра были написаны в результате творческого общения - «Великое противостояние» и «Чаша гладиатора»). С Сергеем Михалковым она сделала первый детский мюзикл в Советском Союзе - «Дядю Степу». С Василием Аксеновым, другом Виталии Семеновны, сделан спектакль «География любви».

Аксенов любил театр, актеров, часто бывал и на репетициях и на спектаклях. Спектакли «Квадратура круга» и «Белеет парус одинокий» выпустила вместе с Валентином Катаевым. Визитной карточкой театра долгое время был грандиозный проект «Слово о полку Игореве», в котором была занята вся труппа. Это был первый сценический вариант памятника древней русской литературы. Узнав, что Игорь Стравинский написал пьесу по двум сказкам А.Н. Афанасьева и музыку к ней, Виталия Семеновна находит ее и ставит - впервые в СССР. Так появляется спектакль «История солдата» Игоря Стравинского. В репертуар входят и классические произведения. « Мещане» А.М. Горького - спектакль выпускается, когда в Москве это произведение еще никто не ставит, «Чайка» А.П. Чехова, «Страдания юного Вертера» по И.В.  Гете, «Коварство и Любовь» Фридриха Шиллера и т. д.

Из воспоминаний Виталии Семеновны: «Я выбирала всегда то, что хотела, что было мне интересно. Я могла этого добиться. Шла, конечно, на «обмен» - ставила программные пьесы, а потом то, что нужно мне, что я считала нужным сегодняшнему зрителю...»

С ней работают такие талантливые художники, как Михаил Сагадатский, Петр Белов и заслуженный художник РСФСР Александр Тарасов. Каждый спектакль был открытием новой образности, стилистической неповторимости. Яркую феерию «Аленького цветочка» Сергея Аксакова сменяла суровая, графичная аскетичность «Ранних журавлей» Чингиза Айтматова, иконопись «Истории солдата» сменяла чеканка «Слова о полку Игореве». Красота и размах костюмов и декораций «Аленького цветочка» вызвала на гастролях в Дании шквал восторга. Газеты на следующий день писали: «Это королевский театр!»

Кропотливо и дотошно Виталия Семеновна собирает труппу: «... Я никогда не брала актеров без высшего образования - некогда учить азбуке было. Мои актеры были из ГИТИСа, Щепкинского училища, Щукинского, «Гнесинки». Все были с хорошим слухом, голосом. Был индивидуальный подход. Я видела, что кому легче дается. Например, у этого актера высокая пластичность - значит, я строила ему роль через пластику. У меня были прекрасные актеры...»

Виталия Фридман поставила более 100 спектаклей. Осуществляла постановки на Всесоюзном радио, в том числе «Былое и думы по А.И. Герцену. Преподавала в Московском институте культуры.

Среди задач, которые ставила перед собой и театром Виталия Фридман, - создание и развитие «...Театра интеллектуального, несущего миссию воспитания духовности и нравственности. Театра музыкального, так как музыка является одним из самых эмоциональных компонентов спектакля. Театра высокой культуры слова великого языка русского. Театра пластической выразительности, так как пластика является универсальным языком для всех возрастов. Театра яркой и образной формы, воспитывающей чувство прекрасного. Театра Правды, Театра смелой фантазии. Театра, призванного способствовать гармоническому развитию личности ребенка, подростка, юноши...»

И такой Театр она построила, посвятив ему всю свою жизнь.

Низкий поклон вам, Виталия Семеновна, и светлая память.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.