К 70-летию со дня рождения Ю.В.Кочергова

Выпуск №6-166/2014, Вспоминая

К 70-летию со дня рождения Ю.В.Кочергова

Мне повезло видеть многие его работы, начиная с самых ранних - 70-х годов - и до последних - в спектаклях, украшающих подмостки Кольцовского театра, поставленных выдающимся режиссером Анатолием Ивановым... Довелось работать с Юрием Васильевичем над фильмом о Бунине, который мы снимали для литературно-художественной редакции «Останкино» (в 1995 году). Общение с ним, его рассказы о собственной судьбе, нашем театре, впечатления о событиях в стране последних лет я хорошо помню. В дни 70-летнего юбилея о народном артисте России хочется напомнить и нашим читателям.

Более 40 лет этот удивительный актер премьерствовал на Воронежской сцене, где весьма насыщенно и успешно сложилась его творческая судьба. Можно сказать, что он вытащил счастливый билет, приехав в Воронеж в 1968 году. Тогда за плечами начинающего артиста была только учеба в музыкальном училище Краснодара и 4 года работы во вспомогательном составе Краснодарского драматического театра. Удача улыбнулась ему: он был принят в Театр имени А. В. Кольцова, которым руководил известный режиссер М. Гершт, где шли постановки, созданные П. Монастырским, А. Дунаевым, В. Добровольским и где ставили спектакли такие замечательные мастера, как В. Радун, В. Соловьев, Г. Меньшенин (чуть позже - М. Логвинов, А. Кузнецов, Ю. Лактионов), а среди актеров блистали заслуженные корифеи сцены, у которых было чему поучиться. Вскоре стало ясно, что повезло и театру, который приобрел талантливейшего артиста, ставшего одним из лидеров воронежских подмостков на многие годы.

Юрий Кочергов был из тех, кто способен учиться и впитывать в себя все лучшее, что помогало профессиональному становлению и восхождению к вершинам мастерства. Эта его способность совершенствоваться от роли к роли, сочетающаяся с великолепными внешними данными, обаянием и благородством, сделала его премьером, на которого десятилетиями охотно шла публика, у которого появились многочисленные поклонники с первых же его ролей на сцене. Повезло актеру и в том, что он пришел в театр накануне двух ярчайших творческих взлетов: первый был связан с именем режиссера Глеба Борисовича Дроздова и второй - еще, быть может, более значительный - с Анатолием Васильевичем Ивановым.

Одной из ранних запоминающихся работ Юрия Кочергова стала роль молодого председателя колхоза в пьесе В. К. Черных «Дело Боброва» (в постановке Глеба Дроздова). Щедро одаренный, влюбленный в жизнь герой Кочергова, бросающий вызов рутине и лицемерию, сумел донести до зрителя свою боль за дело, которому посвятил себя, и за судьбы людей, живущих рядом. Спектакль вызвал живой интерес. На него стремились попасть многие и, прежде всего, из-за главных действующих лиц - Юрия Кочергова и Людмилы Кравцовой. Зрители не могли остаться равнодушными к поступкам героев и их раздумьям о жизненном назначении человека, его долге перед собой и окружающими, перед прошлым, настоящим и будущим...

Еще более нашумевшей постановкой стала «Хроника одного дня» (Э. Пашнева и Г. Дроздова), где Кочергов сыграл Певца в пьесе, рассказывающей о трагических событиях в Чили. История военного переворота, во время которого погибли сотни людей и был убит президент Альенде, потрясла весь мир. Пьесу, написанную воронежским писателем Э. Пашневым и поставленную на подмостках Кольцовского театра Глебом Дроздовым, горячо принимали не только в нашем городе, но и в других городах страны, в том числе и в Москве, где ее неоднократно показывали во МХАТе. Успех постановки был столь велик, что о ней писали едва ли не все столичные газеты, а авторы и постановщики, в том числе художник Н. Гапонова и композитор Г. Ставонин, а также артисты В. Седов (Альенде), Ю. Кочергов (Певец) и Р. Мануковская (Вдова президента), были удостоены Государственной премии РСФСР.

Рецензии на спектакль отмечали не только вдохновенную публицистичность, но и выразительность сценического решения, искренность и необычайную эмоциональность. Песенно-музыкальную составляющую, также пленившую публику, незабываемо воплощал Юрий Кочергов, в персонаже которого угадывались черты чилийского народного героя Виктора Хары. На гастролях в Москве студенты университета Дружбы народов имени Патриса Лумумбы устроили настоящую манифестацию и, пораженные постановкой воронежцев, пели вместе с актерами песню «Мы победим!».

Во многих спектаклях 70-х - 80-х годов Кочергов сумел создать образы разноплановые, демонстрирующие широту его возможностей. Одни отличались открытостью, масштабностью, драматизмом, другие - мягкой лиричностью, музыкальностью, тонким юмором. Среди незабываемых были работы в спектаклях «Иркутская история», «Ханума», «На дне», «Жестокие игры», «Свадьба Кречинского», «Единственный наследник», «Дама-невидимка», «Моя профессия - синьор из общества», «Дядя Ваня», «Без вины виноватые».

Особым этапом в творчестве Юрия Васильевича Кочергова стали роли, созданные под руководством выдающегося режиссера Анатолия Иванова. Этот художественный руководитель кольцовцев, пришедший в конце 80-х годов, стремился придать театру новое дыхание, глубину и поэтичность. Пафосу и публицистичности, внешним эффектам он противопоставлял тонкость душевных переживаний. Его прежде всего волновала жизнь человеческого духа. Исповедальности, высокого смысла и, в то же время, легкости он добивался от своих актеров, и они, открывая новые грани своих талантов, проявляли себя трепетно и проникновенно. Русская и зарубежная классика стали тогда основой репертуара.

Во многих впечатляющих спектаклях 1990-х - 2000-х годов участвовал Юрий Васильевич Кочергов. Вот только некоторые названия этих постановок: «Коломба», «Иллюзии», «Не боюсь Вирджинии Вульф», «Романтики», «Резвые крылья Амура», «Там же, тогда же», «Женитьба Фигаро», «Доходное место», «Семья для женщины легкого поведения», «Канары - это в Испании, мама!», «Вишневый сад», «Лев зимой», «Собачье сердце»...

Спектакли воронежцев становились лауреатами отечественных и международных фестивалей. Их снимало Центральное телевидение, записывало радио. О них восхищенно писали известные критики. Перечитывая сегодня эти статьи, понимаешь, что большой вклад в успехи Кольцовского театра внес и народный артист России Юрий Васильевич Кочергов.

Последние годы, продолжая активно работать в кольцовской Драме, он принимал участие в спектаклях, осуществленных Владиславом Ширченко в Доме актера. Пронзительные дуэты с Людмилой Кравцовой в «Послевкусии», «Старомодной комедии» и особенно «Владимирской площади» всегда вызывали восторженные эмоции зрителей.

Внезапный уход артиста жарким летом 2010 года оставил ощущение шока и невосполнимой пустоты.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.