Иркутск. Виктория - значит победа!

Выпуск №7-167/2014, В России

Иркутск. Виктория - значит победа!

На Малой сцене иркутского ТЮЗа им. А Вампилова состоялась премьера спектакля «Счастье мое» по пьесе А.Червинского в постановке актрисы театра Елены Константиновой. Это ее первая режиссерская работа и по оценке зрителей и местной критики очень удачная.

Посреди земли, посреди стылой холодной зимы, после тяжелейших бесчеловечных испытаний войной, среди бесприютства, сиротства, отверженности встречаются двое. Семен и Виктория. Каждый со своим миром, мечтами, идеалами, суждениями. Они разные. Объединяют их молодость и цель. У него - стать дипломатическим представителем морского флота СССР за рубежом, у нее - родить ребенка, причем обязательно девочку. С Семеном все понятно, цель ясна, патриотична. А у Виктории? Казалось бы, что за мечта - родить? Проза жизни. Но это для нас, прагматиков, живущих в начале XXI века. А когда речь идет о послевоенном 1947-ом, совсем не располагавшем к таким мечтам, когда был голод, разруха, и страна еле-еле начинала излечиваться от страшных потрясений, когда люди жили по карточкам и единственной мечтой было досыта поесть - желание родить ребенка было сумасшествием или просто блажью, абсурдом, нелепостью...

Но уже с первых сцен мы понимаем, с кем имеем дело. Вика - она именно такая. И сумасшедшая, и порой нелепая, и абсурдная, угловатая, смешная, парадоксальная, и не похожая ни на кого. Она - из ряда вон, она - другая, отличная от всех. Отдельная. Живущая в своем, придуманном мире.

Желание иметь ребенка продиктовано глубокой, застрявшей в ней мыслью о погибших родителях, желанием закрепиться на этой земле, пустить корни, желанием обрести кровную душу, родного человека, которому она будет рассказывать о бабушке и дедушке, которого будет держать за ручку, мечтать, петь колыбельные и целовать на ночь, которому передаст все тепло, что уже накопилось в ней самой.

Судьба Виктории изломана войной, но в этой хрупкой девочке, оставшейся сиротой, похожей на воробышка, живет страстная жажда жизни, живут радость, любовь, надежда, и эта мечта иметь ребенка только еще более укрепляет в ней силы. В этом слабом и хрупком теле бьется большое сердце сильного человека. Причем оптимизма, целеустремленности и дара поднимать планку жизнеспособности в других у нее хватит на нескольких человек.

Родить ребенка - это именно то, ради чего стоит жить, решила она. В этом ее не может переубедить никто, ни ее любимая директор школы «Лидочка Ивановна», где Вика работает пионервожатой, ни учитель биологии, добрейший Оскар Борисович.

Лидия Ивановна, в исполнении Людмилы Попковой, великолепна, она вписывается в контекст действия, словно ожившая фотография в раме, появляясь где-то конкретно, где-то отстраненно, комментируя события. Отсюда и тональность: то грустно-насмешливая, то серьезная, то очень усталая. И точность взгляда, оценки, отношения. Она, несмотря на отстраненность своего персонажа, внутренне живет с ними одной общей жизнью, незримо присутствуя почти в каждой сцене. Оскар Борисович в исполнении Владимира Привалова, это «чистейшей прелести чистейший образец» - наивный, добрый, тонкий, понимающий человек, светлая нежная душа, любящий искренней отцовской любовью эту странную девочку. Автор пьесы обделил его текстом, и он по ходу действия не произносит ни слова. Но его невозмутимо-ласковый взгляд, многозначительное молчание, отрешенные паузы, скорбно-виноватое выражение фигуры и робкие попытки оправдаться в сцене «допроса», учиненного Лидией Ивановной, говорят сами за себя. Это, как говорится, высший пилотаж - уметь быть интересным зрителю на сцене, даже когда ты молчишь.

Спектакль «Счастье мое» обречен на успех у зрителя, не алчущего режиссерских экспериментов. Елена Константинова выстроила традиционный психологический спектакль, помогая и доверяя актерам. И не напрасно доверяя. Спектакль затягивает, забирает постепенно в свою ауру. Он рассчитан на отклик, на сопереживание. Его герои - живые люди с живыми чувствами.

В главных ролях режиссер заняла молодых актеров, выпускников иркутского театрального училища (курс Геннадия Гущина) Анастасию Чеснакову и Антона Залетина. Впрочем, есть еще и второй состав исполнителей, которых мне только предстоит посмотреть.

Антон Залетин, на мой взгляд, на правильном пути к пониманию своего героя, к раскрытию его характера. Он нашел верные ключи. Он умеет слушать партнера, видеть его глаза, выдерживать паузу. За ним интересно наблюдать. Его герой в развитии. По ходу спектакля он меняется, ищет и расставляет свои акценты, делая это органично и довольно убедительно.

Молодая актриса Анастасия Чеснакова, обладая актерским темпераментом и обаянием, точным видением перспективы мизансцены, умело и интересно выстраивает цепь отношений с партнером. Ее игра заразительна, искренна, отважна. Она влюбляет в себя зал с первых минут появления на сцене. Ей веришь, ее слушаешь, за ней внимательно следишь. Она умеет подчеркнуть иронию, не напирая, не педалируя, и умеет сказать о сокровенном очень тонко, с легкой улыбкой. Ей присуще чувство меры в оценке и отношении к персонажу.

Гадкий утенок к финалу превращается в красивого лебедя, делая это только за счет внутренней напряженной жизни, внутренних оценок. Внешне она все та же, не меняется и одета так же бедно, как и в начале, но ее внутренний свет, который озаряет все кругом, ее чистая любовь, ее вера в добро и в свою мечту преобразуют и весь окружающий быт, и ее маленькую каморку в кабинете биологии, и ее саму. Она красива своей любовью. И она без сожаления, просто (хотя понятно, какая обида кипит внутри), говорит вслед Семену последние слова: «Беги, Сенечка, беги!». Она понимает, что быть вместе им не суждено. И она отпускает его, будто разжимает затекшие пальцы. Без истерик и слез. И только гулкий стук удаляющихся шагов отзывается в сердце.

И мы, зрители, готовы протестовать против такого конца, мы хотим, чтобы он вернулся, ведь нельзя вот так уйти, это несправедливо, малодушно, уйти в такой момент, когда у нее начались преждевременные роды. Но он уходит, не оглянувшись, оставив ее одну в этом неуютном, холодном мире.

И в утешение зрителям, как в той мудрой легенде, когда перед тобой безнадежно захлопываются все двери и окна, автор «открывает форточку», т.е. добавляет ко всему сказанному всего несколько последних фраз: «Родится девочка и хотя 7-ми месячная, но будет жить. Это, конечно, чудо, но она будет жить!»

«А как же иначе! - будто в продолжение авторских мыслей, говорил торжествующе, выходя из зала, пожилой зритель, - такую войну одолели, такие трагедии пережили и выстояли, конечно, будет жить! А имя этой девочки как? - повернувшись к молодой соседке, спросил он. - Виктория! - значит, победа! Такая не может не выжить, не победить!»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.