Кто ты: раб или сатрап? "Пятая печать" в Московском историко-этнографическом театре

Выпуск №7-167/2014, Премьеры Москвы

Кто ты: раб или сатрап? "Пятая печать" в Московском историко-этнографическом театре

Московский государственный историко-этнографический театр подарил зрителям весьма неожиданную премьеру.

Ничего этнографического в спектакле «Пятая печать» по роману Ференца Шанты нет. Так, немножко чардаша, и только. Исторический контекст - Венгрия периода фашизма - также не является тут предметом исследования. В центре кадра - обыватель, маленький человек, тот самый, что составляет основу любой нации в любую эпоху.

В трактире за бутылочкой вина собираются по вечерам четверо добрых приятелей: столяр, часовщик, книготорговец и сам хозяин заведения, трактирщик. Неспешно катится заурядный разговор. К примеру, о телячьей грудинке: где достать, как приготовить... Ни дать ни взять - очередной выпуск популярной киносерии «О чем говорят мужчины». Отличие, однако, существенное, ибо за стенами трактира не нынешняя прагматичная Москва, а хортистская Венгрия, в которой хозяйничают «отморозки»-нацисты (нилашисты). Впрочем, о политике приятели предпочитают молчать. Лишь глухо упоминают об арестах соседей. Время, в которое закинуло их провиденье, внушает им отвращение и ужас. Но и это не обсуждается. Им ведь в этом времени жить, работать, растить детей...

Часовщик особенно молчалив, лишь иногда в шутку пикируется с книготорговцем. Но однажды он вбрасывает в беседу странную тему. Рассказывает притчу о несчастном, но честном рабе и его злодее-хозяине. И предлагает друзьям вопрос: если вы сию минуту умрёте, и Бог объявит, что готов опять подарить вам жизнь, но только в одном из двух вариантов нового воплощения: тот самый раб или тот самый сатрап, - чью судьбу предпочтете?

Ни один из приятелей ответить не может - они же все нормальные люди. Однако вопрос занозой впивается в сознание каждого. Теперь эта тема постоянно вплетена в их разговоры и размышления. А затем события принимают такой оборот, что этот дикий выбор становится неизбежен. И каждый из них этот выбор делает. И выбор этот - парадоксальный.

Зрители в спектакле располагаются вместе с актерами на сцене, которая в финале больше походит на эшафот. Однако, вот странность. Сходя потом с этого эшафота в зал, не чувствуешь себя подавленным, огорченным. Скорее наоборот, ощущение от спектакля - почти отрадное. И хочется воскликнуть: «Молодчина, маленький человек!» Потому что наш маленький человек, не умея и не желая быть ни рабом ни сатрапом, оказывается готов и в силах исполнить свою главную миссию на земле - остаться Человеком и тем самым сохранить наш вид как таковой.

Инсценировку романа сделал художественный руководитель театра Михаил Мизюков. Он же осуществил постановку. Актерский ансамбль, в принципе, сложился. Образы героев понятны, каждый персонаж наделен индивидуальностью, вполне определенным характером и человеческим обаянием. Теперь все это найденное и собранное в единое действо остается додумать, дорепетировать - словом, отшлифовать.

Спектакль пока еще весьма несовершенен, но уже впечатляет. Чтобы он засверкал и стал достоянием масс, может быть, было бы уместно вполовину сократить текст, выбросив из него длинноты и повторы, из-за которых даже тренированная актерская память периодически отказывает исполнителям, а публика уже в конце первого действия догадывается о том, каким будет финал. И, думается, все же неплохо было бы пересадить публику в зал. Возможно, впечатление присутствия внутри действия от этого станет чуть меньше, зато самих зрителей будет значительно больше. Это очень важно, учитывая серьезность темы и публицистичность высказывания, которое позволил себе театр.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.