Говорить о высоком

Выпуск №6-116/2009, Событие

Говорить о высоком

15 февраля 1919 года в Петрограде было сумрачно и метельно. Но весь город знал о том, что вечером на набережной реки Фонтанки состоится открытие нового театра — Большого драматического, будет выступать Александр Блок, а потом покажут первую премьеру — шиллеровского «Дон Карлоса». Это известие многих взволновало и, невзирая на погоду и страх передвижений по городу зимой 1919 года, к театру потянулась толпа.

На сцену вышел Александр Александрович Блок и, как всегда, чуть откинув голову и полуприкрыв веки, своим глуховатым голосом, не разукрашенным яркими интонациями, начал говорить о назначении искусства, о новом театре, о его призвании высоким романтизмом наполнять души людей и звать их к возвышенным чувствам и мыслям.

А потом был спектакль, идея и пафос которого удивительно органично соединились для всех со словами Александра Блока, и как будто само по себе возникло это ощущение Театра-Учителя и Вдохновителя...

Иногда мне кажется, что это я была там в тот метельный вечер. Видела, слышала, впитывала и — прониклась на всю жизнь. Но это лишь грезы. На самом деле в тот вечер в фойе и зале Большого драматического театра на набережной реки Фонтанки была моя бабушка и запомнила все происходившее навсегда, влив в мою кровь эту великую и неистребимую любовь. Я похожа на нее, и, видимо, сходство внешнее определило и сходство внутреннее — во всяком случае, когда я ездила в Ленинград, бабушка, а вслед за нею и я, всегда очень волновались: попаду ли я в БДТ?..

С очень ранних лет я привыкла к тому, что этот театр — единственный, неповторимый, тем более, что там уже работал в то время Георгий Александрович Товстоногов. Я видела многие его спектакли, еще явно не «дотягивая» до них по возрасту, но каким-то непостижимым образом они входили в плоть и кровь, заставляя поверить в то, что только здесь со мной могут говорить, обращаясь непосредственно к душе, которая вся распахивается навстречу каждому слову, каждой мысли, каждой эмоции.

Судьба подарила мне счастливейшие годы общения с Георгием Александровичем и его великими артистами, и эти годы не могли не наложить своеобразный отпечаток на мою судьбу, на мое отношение к театру вообще. На протяжении долгих десятилетий я оценивала спектакли «по шкале БДТ». Потом поняла, что слишком мало кто может пройти это испытание и стала менее категоричной, но...

Но в глубине души всегда жило и по сей день живет то высокое измерение «Тремя сестрами» и «Мещанами», «Тремя мешками сорной пшеницы» и «Историей лошади», «Тихим Доном» и «Идиотом», «Дядей Ваней» и «Смертью Тарелкина»... Я могла бы перечислять спектакли Георгия Александровича Товстоногова долго-долго, и за каждым названием вставал бы для меня целый мир — мир, подаренный мне здесь и только здесь.

15 февраля 2009 года Большому драматическому театру, носящему имя Товстоногова, исполняется 90 лет. Сегодня Темур Чхеидзе, работающий здесь интересно и насыщенно, ставит шиллеровского «Дон Карлоса». И в день премьеры мне очень хочется подойти к этому зданию, войти в него, смешавшись с толпой, сесть в удобное голубое кресло, закрыть на миг глаза и — услышать глуховатый голос Александра Блока, который напомнит в нашем сегодняшнем желании отдохновения и бездумности о высоком назначении театра, о преемственности традиций, о том, что жить надо не низменным, а только высоким. Непременно высоким.

А потом раздвинется тяжелый занавес и на сцене предстанут герои Шиллера. Все будет как тогда, 90 лет назад. Соединятся в своей причудливой вязи времена, под ангелами, нарисованными на потолке, соберутся души всех тех, кто отдал свои жизни этим подмосткам, и после спектакля я выйду на набережную реки Фонтанки с ощущением, что вряд ли было в моей жизни что-то важнее, чем этот театр...

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.