Светлейший князь. / Александр Галко (Саратов)

Выпуск №7-167/2014, Лица

Светлейший князь. / Александр Галко (Саратов)

Разве можно забыть его холодно-блистательного Воланда? Или неудобного, непривычного Луку? И обтекаемого, «гуттаперчивого» Геннадия Панфиловича? Разве есть в нашем Саратове артист с большим темпераментом, скрытым и явным? Он давно и прочно занял место актера, идущего, как в старину говаривали, «первым номером».

Исполнилось 75 лет Александру Галко. Народный артист России, лучший актер России по версии журнала «Театральная жизнь» за 1988 год, лауреат Международной театральной премии имени Станиславского.


Философ слабеющего капитализма

В только что купленном плаще, с потертым чемоданчиком, напутствуемый добрыми советами матери и недоверчивым ворчанием отца, он ехал из далекого карельского поселка в Белоруссию, откуда его увезли совсем маленьким. Он так и пришел на экзамен в этом своем плаще, несмотря на жару... Его приняли. И совсем скоро однокурсники, смотревшие свысока, увидели, что «этот, в плаще» на сцене - и стройный, и красивый, что у него выразительный голос и что он умеет быть не только смешным, но и трагичным... Так описывают очевидцы явление нашего героя.

В 1959 году Галко заканчивает актерский факультет Белорусского театрально-художественного института. Работает в Брестском театре, Ивановском, Фрунзенском - русском драматическом. Получает звание заслуженного артиста Киргизии. С 1975 года Александр Галко - в Саратовском академическом театре драмы, уже без малого 40 лет.

Когда речь заходит о Галко, все сразу называют Воланда из инсценировки Булгакова. Слов нет, это был самый ироничный и жесткий мессир из известных мне. Полное попадание! Но когда у актера ролей много, у каждого есть самая любимая. Таков для меня его Эдвард-Иоганн-Луи Хоз из «14 красных избушек» Платонова, «ученый всемирного значения, председатель Комиссии Лиги Наций по разрешению мировой экономической и прочей загадки».

По пьесе Хозу 101 год. Актер играл старца с молодым насмешливым взглядом. Грим портретного сходства с Марксом добавлял гротескные краски: львиная грива «основоположника», огромная бородища. Роль Интергом, двадцатилетней спутницы любвеобильного патриарха, исполняла Валентина Федотова. Это был блестящий дуэт актеров, которые и в трагедии умеют найти комичную сторону. Тем более у такого невероятного писателя, как Платонов.

Увлекшись юной девочкой Суенитой, меняется и «великий философ слабеющего капитализма, блестящий мастер оппортунистических ухищрений» Хоз, утверждавший, что все страны для него «одинаково чужды и бесприютны». Работает счетоводом в «Красных избушках», не забывая иронизировать по любому поводу. Убивает преданную ему Интергом, когда та внезапно «перековалась» в партийную тетку.

- Вы надоели мне со своей юностью, энтузиазмом, трудоспособностью, верой в будущее. Вы стоите у начала, а я знаю уже конец, - устало бросит Галко-Хоз в финале очаровательной, но фанатичной Суените.

Был всего лишь 1987-й год. Смешной, трогательный, грустный, не всем понятный спектакль очень тогда известного режиссера Александра Дзекуна на сцене Саратовской драмы прозвучал грозным предупреждением. Очень старый, мудрый человек заранее знал, чем закончится эта игра во всеобщее счастье. Это была одна из лучших ролей уже народного артиста России Галко.

Сцена щедро давала роли своему любимцу. Чацкий и Герострат, Мелихов и Тузенбах, Фарятьев и Князь из «Дядюшкина сна»... А еще - Гитлер, Пушкин, Фуше...Гении и злодеи, классические умники, талантливые фантазеры. И всегда - неординарные личности, не вписывающиеся в привычные рамки.


Ужин на двоих

Галко - актер, много читающий, размышляющий, пишущий, и хорошо пишущий. Вот некоторые его мысли о своих героях.

О Пушкине: Что мне удалось? Не вызвать смех, неприятие, не скомпрометировать имя. Прочитал массу материала - писем, записок, дневников, рецептов, «сплетен». Я узнал, чем он мучился, болел, его маленькие слабости. И от этого мое знание и моя влюбленность в него стали во сто крат дороже. Подробности сделали его родным, близким, еще более любимым человеком.

О старом Князе: Мой Дядюшка лихорадочно убегал от смерти. Это был князь Мышкин, доживший до маразма. Он боялся смерти, чувствовал, что она бежит за ним, потому старался притвориться красивым, здоровым, танцевал, менял парики, чтобы смерть подумала, что это не он, и ушла в другую сторону.

О Мелехове: Мелехов все искал правду, а правда была в Аксинье, в ребенке, в солнце, которое поднималось. Мы усложняем себе поиск, пытаясь обнаружить ее где-то вовне.

О Луке: В Луке есть жалость. Жесткая, положим, не сострадательная. Желание дать человеку надежду. И как бы не звучало банально, это категория вечная. Человек без веры страшен. Лука не странник и не монах. Для него настало время понимания, что нельзя просто стоять рядом с человеком. Надо вытаскивать его, вмешиваться в жизнь.

Когда тогдашний главреж драмы Антон Кузнецов начинал ставить «На дне», Галко уже ушел из театра. Работал с Табаковым, было у него много разнообразных московских предложений. Но сложную роль Луки сразу согласился играть. На программке в день премьеры режиссер написал своему Луке: «Спасибо за еще один урок актерского мастерства, преподанный вами во время репетиций».

Вместе с Табаковым они долго играли - в Москве и Саратове - двух великих интриганов Талейрана и Фуше. Как рассказывал Олег Павлович, «будущего партнера в пьесе «Ужин», исполнителя роли Фуше, я впервые увидел в театре на Таганке, где саратовский драматический театр играл знаменитую свою работу «Мастер и Маргарита». На сцене появлялись разные актеры, но мое внимание привлек немолодой высоколобый человек с умными глазами, играющий Воланда - Мессира. Мне приходилось смотреть не только в России, но и за границей немало инсценировок романа, но этот человек с умными глазами оказался наиболее близким тому Воланду, который сложился у меня при чтении любимой книги. Потом мы встретились в работе. На редкость терпеливый, трудолюбивый, и я бы сказал, партнеролюбивый человек».

Галко и киноартист опытный, сыграл роль разведчика в одном очень неплохом сериале. Но мы говорим тут о театре.


И белый, белый рояль...

Князь в «Дядюшкином сне» или Григорий в «Тихом Доне», мсье Амилькар в одноименном спектакле или Шут из комедии «Любовь - книга золотая», Банко в «Макбете» или Земляника в «Ревизоре», старый актер Реджинальд в «Квартете», а может, Старик в спектакле «Христос и мы» по роману Платонова «Чевенгур»? Какую из десятков своих блестящих ролей изберет Мастер для бенефиса, отрывки из каких спектаклей покажет? Мы терялись в догадках.

Бенефис не был похож на обычный поток славословий в адрес немолодых юбиляров. Ведущие вечера (ученики Галко, он профессор театрального института в Саратове) предупредили сразу: «Не хочется потрясать сцену звуками пустых фанфар». Никто и не потрясал. На сцене был только белый-белый рояль, за ним - легенда города пианист Анатолий Катц. Вышел Александр Григорьевич, невозможно элегантный в светлом костюме и туфлях, и - устроил вечер высокой поэзии.

Высокой не манерой чтения - именами, здесь прозвучавшими. Принято считать, что актер подает не автора, а себя в стихотворении. Галко читал просто, не педалируя голосом, не любуясь его неповторимым бархатным тембром. Как бы ставил последнюю точку в стихотворном послании автора, и была она тонально низкая. Актер подавал Слово. Бережно подносил залу, со сдержанным восхищением, как редкую розу в бокале. Увлекал своими поэтическими пристрастиями. Часто это была радость узнавания. Шекспир, сонеты? Целых семь! И этот, светло-горький: «Как тот актер, который, оробев,//Теряет нить давно знакомой роли». Пушкин, послания дамам? Что лучше этого шутливого признания с крепко спрятанной печалью: «Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад!». Бернс, ироничнейший сын Шотландии с его влюбленным Финдлеем. Юноша Лермонтов, гениально сказавший: «И скучно, и грустно, и некому руку подать»... И, поэт, который вообще жил без кожи, по определению артиста: «Вы помните, вы все, конечно, помните». Много самого любимого из Пастернака. А в финале, после Цветаевой, неожиданный прыжок через десятилетия к Симонову и его «великому стихотворению войны». На одном выдохе - «Жди, когда других не ждут, позабыв вчера»...

Голос Актера плыл над пространством сцены, над временем. Всесилен! Воланд восстановил рукопись сожженного романа - «Всесилен, всесилен!» - кричит ему Маргарита. Галко может восстановить в нашей памяти любой текст, мы будем так же замирать при рокоте его голоса и молча вставать на последних словах. Не считала, сколько раз вставал, приветствуя его, театр. Многажды!


Галчата прилетели

Во втором отделении именинник уселся в старинное кресло «мессира» - встречать своих «галчат». С 1978 года Александр Григорьевич одинаково талантливо существует в двух ипостасях - актера и педагога. Он жесткий учитель, отсев у него на курсе наивысший. Но уж если ты прошел галковский закал...что-нибудь из тебя обязательно вырастет. В 1997 году почти весь его курс пришел в Саратовскую драму, влив в нее свежую молодую кровь. В 2006 году Мастер стал лауреатом Международной премии Станиславского «За вклад в развитие театральной педагогики».

Галковцы, как хорошо известно, бывшими не бывают. Они прислали фильм-короткометражку с поздравлениями от мхатовцев - выпускников профессора Галко. Эстафету приняли ученики в разных уголках России. Вятка и Уфа, Белгород и Петербург, Самара и Ростов. «Жаль, виртуально», - вздохнула было я. И не успела подумать, как почти все «галчата» из Саратова и Москвы, иных городов и весей, оказались на сцене драмы, уютно расположившись у ног своего Учителя. И лично вручили свое послание любви.

По незабвенному образу, который давно стал классикой саратовской сцены, его зовут Князем Тьмы. Что не совсем точно. Вот отзыв одной из его многочисленных поклонниц, когда-то озвученный в прессе: «Александр Галко для меня - любимая тайна и магнит притягательности. Иногда мне кажется, что таким лицом, каким Господь и родители наделили Вас, обладал Дон-Кихот. Я знаю, Вы бы смогли сыграть одновременно и Пушкина, и Геккерена, и гения, и злодея. О, рыцарь! О, Галко!».

По шкале Александра Галко, Бог есть любовь, а мы, его поклонники и зрители, получили от него на юбилейном вечере такую дозу любви и тепла... хватит до следующего бенефиса.

«Прочтешь ли ты слова любви немой?//Услышишь ли глазами голос мой?» - прочел в самом начале вечера Светлейший князь нашей сцены. Главное не увидишь глазами. Только услышишь.


Фото Алексея ЛЕОНТЬЕВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.