О Казанове с любовью / Королёвский ТЮЗ

Выпуск №7-167/2014, Молодая режиссура

О Казанове с любовью / Королёвский ТЮЗ

Премьерный спектакль Королевского Театра юного зрителя «Тысяча первое объяснение в любви Казанове» - довольно смелый и необычный совместный проект художественного руководителя ТЮЗа Ярослава Ермакова и хореографа Анны Карпухиной. В поэтической драме по третьей картине пьесы «Феникс» Марины Цветаевой большое внимание уделено пластической композиции, позволившей раскрыть языковую образность, яркую индивидуальность автора.

«Цветаевский текст - тяжелый материал для режиссера, поскольку он очень метафоричен, - считает Ярослав Ермаков. - Нужно проделать большую внутреннюю работу, прочесть много дополнительной литературы, чтобы хоть немного его расшифровать. То, что в прошлом веке считывалось людьми легко в силу схожести образования, интересов, сегодня кажется просто красиво соединенными словами. А надо сделать так, чтобы все эти библейские, антично-мифологические реминисценции, аллюзии понимались интуитивно, чтобы у зрителей во время просмотра выстраивался образный ряд».

Спектакль «Тысяча первое объяснение в любви Казанове» изобилует любопытными находками с самого начала действа. Из фойе ТЮЗа, пройдя по горбатому мостику и узкому коридору, напоминающему венецианскую улочку, публика попадает в мир безграничной фантазии и жгучих страстей. Ярослав Ермаков предлагает вслед за Мариной Цветаевой поразмышлять о том, как бы провел последние часы уходящего XVIII века Джакомо Казанова, если бы дожил до этого момента. Терзаемый сладостными воспоминаниями о прошлых блистательных любовных победах, изящно представленных артистами в танцевальной пластике, он решает сжечь все письма от бывших возлюбленных и покинуть замок Дукс графа Вальдштейна, у которого был смотрителем библиотеки.

Подчеркнуть, что действие происходит среди вечного сна нескольких тысяч книг, художник-постановщик Мария Некрасова решила с помощью букв латинского алфавита, «рассыпанных» по сцене, и среди них - вензель Казановы, автора всемирно известных мемуаров «История моей жизни», которые, к слову, он написал именно в Богемии. А на полу вполне логичным кажется изображение колеса рулетки, символа фортуны. Ведь к некогда непревзойденному герою-любовнику в новогоднюю ночь приходит прелестное юное, как наступающий век, создание по имени Франциска, дарующее Казанове свое сердце, а вместе с ним и надежду на счастье. Очистив разум, душу в беспощадном к былым признаниям и проклятиям пламени камина, Джакомо примиряется со всем и всеми, возрождаясь, будто Феникс. Этот мифологический мотив незримо проходит через всю постановку, подчеркивая глубинный смысл истинной любви и ее незатухающего огня.

В пережившем свое время старике Марина Цветаева показывает полную страстей и приключений жизнь неутомимого авантюриста. Ведомый поэтом исполнитель главной роли Сергей Меньшов отнюдь не похож на немощного дедулю. Он - «грациозный и грозный остов». Его Казанова поистине цветаевский - трогательный, романтичный, благородный, всю жизнь ищущий свой идеал, воплощенный в одной женщине. Обрел ли он его в рыжеволосой тринадцатилетней Франциске? Режиссер оставил финал открытым, предоставляя зрителю возможность самому решить, принесла ли эта встреча Джакомо самую чистую, возвышенную любовь или великовозрастный ловелас слукавил неискушенной девочке. Но одно несомненно - он обрел умиротворение и покой. Неслучайно сцена игры в жмурки, когда Франциска завязывает возлюбленному глаза салфеткой, обыграна с помощью шестиметрового куска полиэтилена, развивающегося по сцене морскими волнами. Они отделяют Казанову от призраков прошлого, преследовавших его долгие годы.

Замысел поэтически-пластического спектакля потребовала от занятых в нем актеров полной отдачи. Помимо Сергея Меньшова, ни на минуту не покидающего сцену на протяжении более двух часов, в постановке заняты еще четыре артиста ТЮЗа. На долю каждого из них выпало сразу несколько ролей. Так, Роман Лебедев играет Казанову в молодости и старого камердинера князя де Линя. И если в первой ипостаси мы видим обаятельного мужчину с неукротимой сексуальностью, то второй образ подкупает своей комичностью и простодушием. Ишхану Баширяну достались ернические роли князя де Линя и шута, вытворявшего на сцене акробатические трюки. Но больше всего этот молодой артист запомнился своим сочным баритоном. Ишхан Баширян проникновенно исполнил композиции на русском и итальянском языке, в том числе «Памяти Карузо» Лучано Паваротти.

Надо сказать, что музыкальная ткань спектакля весьма оригинальна. Там практически нет классических произведений (хотя от внимания меломана не ускользнет придворный менуэт XVIII столетия), зато достаточно готик-рока, нагнетающего атмосферу, подчеркивающего мрачный покой книгохранилища. Но самое удивительное: современная музыка не идет в противоречие с «галантным веком». А из вокальных номеров стоит также отметить лирическую песню Франциски «Мне это имя незнакомо» (композитор - Людмила Шумилина), исполняемую Татьяной Аксеновой и Мариной Никифоровой.

На сцене встречаются два Джакомо и две Франциски. Ведь в преддверии нового столетия прошлое, настоящее и будущее вполне могут сойтись в одной точке, как двенадцать месяцев С.Я. Маршака. Детскую наивность, невинность юного создания взяла на себя Татьяна Аксенова, а женскую страстность и красоту талантливо показала Марина Никифорова. Дуэтная история Казановы и Франциски на сцене ТЮЗа получилась эмоционально и визуально разнообразной. Перепады настроения, временный уход от реальности в воспоминания или мечты, первые признаки зарождающегося чувства интересно преобразованы в пластике.

«Меня так вовлекло это действо, что я даже слезу проронила, - призналась после премьеры директор Мемориального Дома-музея Марины Цветаевой в Болшеве Зоя Атрохина. - И современное прочтение пьесы ничуть не смутило, поскольку сделан спектакль очень талантливо. Особенно радует, что ТЮЗ не первый раз обращается к серьезным цветаевским произведениям, в которых есть и любовь, и философия, и магия высокого слова».

«Тысяча первое объяснение в любви Казанове» - всего лишь четвертая постановка Ярослава Ермакова. Однако уже сейчас можно говорить о том, что работы этого молодого режиссера привлекут в Королевский Театр юного зрителя думающую, читающую публику.


Фото Екатерины ЛАРИНОЙ

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.