Огненная атмосфера Достоевского. Лаборатория в Новокузнецком драматическом театре

Выпуск №7-167/2014, Мастерская

Огненная атмосфера Достоевского. Лаборатория в Новокузнецком драматическом театре

Новокузнецкий драматический театр открыл Год культуры РФ путешествием в художественный мир величайшего русского писателя - Ф.М. Достоевского. В январе на сценических площадках театра под руководством Александра Вислова прошла лаборатория «Достоевский FM. Современное прочтение». В программе были эскизы спектаклей по произведениям Достоевского «Бесы», «Идиот», «Белые ночи», «Дядюшкин сон» и читка литературно-сценической композиции  «Преступление и наказание 2.0» по мотивам романа. Постановку осуществили режиссеры Александр Огарев, Вячеслав Тыщук, Андрей Черпин, Баатр Колаев.

Этот творческий проект прозвучал неожиданно современно. Интенсивное погружение в глубинные пласты мысли и эстетики Достоевского оказалось увлекательным для молодежной зрительской аудитории и бесценным профессиональным опытом для режиссеров, актерского состава и всех служб театра. Имя писателя абсолютно сакрально для Новокузнецка: в городе находится литературно-мемориальный музей Достоевского (один из семи музеев мира). В 1856-1857 годах здесь, в Одигитриевской церкви, Федор Михайлович венчался с Марией Дмитриевной Исаевой. Лаборатория проводилась при участии музея, в который все и совершили этот путь к Достоевскому в первый же день. В контексте и перспективе лаборатории - подготовка к театральному фестивалю, посвященному 200-летию со дня рождения писателя. Для включения в репертуар наиболее удавшихся эскизов после каждого показа проводились вдохновенные обсуждения и голосование по трем параметрам, определенным цитатами из текстов Достоевского: «Пламенно принимаю», «Принять, но переиначить» и «Всеми силами души протестую». На обсуждениях зрители обнаруживали неподдельный интерес и к текстам Достоевского, и к особенностям постановок. Было высказано много точек зрения, задано много вопросов.

Первым эскизом стала работа Вячеслава Тыщука по эпизодам из романа «Бесы». Это оказался целостный и трагический спектакль, решенный в графически четких черно-белых тонах. Сценическим пространством с атрибутами декорации послужил интерьер гардероба для зрителей и металлические ящики для театрального реквизита. Герои обитали в них, закованные в прокрустово ложе своих рациональных идей. Недаром ассоциативный круг приводил зрителя к образу гробов, ведь из 39 персонажей романа погибло более трети. Исполнители были облачены в элегантные черные смокинги и котелки. Строгая лаконичность формы подчеркивала драматизм сюжета.

«Бесы» - шестой роман писателя, в котором автор исследует механизм разрушительных сил, способных разорвать страны, души и жизни. Судьбы героев романа стали вполне современным материалом для режиссерского высказывания. Из огромного пласта сюжетных линий, достойных отдельного воплощения, Вячеслав Тыщук со скульптурной точностью, словно резцом ваятеля, высек трагические эпизоды смерти Шатова и Кириллова, спровоцированных лидером кружка, «мелким бесом» Петром Верховенским. Подлое убийство простодушного, доброго Ивана Шатова (Дмитрий Трапезников) становится прелюдией к самоубийству заблудшего, но благородного Алексея Кириллова (Евгений Лапшин). Несмотря на то, что остальные роли по объему оказались небольшими, актеры (Мария Стринада, Анатолий Смирнов, Виталий Криницин, Александр Шрейтер, Игорь Омельченко) сумели сыграть и недостающие тексты диалогов, и даже целые биографии своих персонажей. Для «дирижера» этих смертей - Петруши Верховенского (Андрей Ковзель) человеческая жизнь явно ничего не значила, ему важно во что бы то ни стало осуществить свой план. В блестящем исполнении Андрея Ковзеля образ Петра Верховенского, беспредельного в своем бытовом цинизме, получает символическое прочтение и устрашает не меньше, чем масштабный дьявол. Таково одно из трагических пророчеств Достоевского: мировое зло перечеркнет ценность человеческой жизни и посетит нас в повседневном обличье - без души, но с фанатичной идеей.

Сценарную композицию Александра Вислова  по мотивам романа «Преступление и наказание» девять актеров читали как колоритную театральную полифонию. Актерский ансамбль показал возможности и объем будущего спектакля. В обсуждении участвовали старшеклассники и студенты, искренне заинтересованные современной театральной интерпретацией романа.

Эскиз спектакля «Генерал Иволгин»  по одной из сюжетных линий романа «Идиот» в постановке Александра Огарева абсолютно покорил зрителей многогранностью и талантом постановочного искусства режиссера. Александр Огарев признался, что Достоевский - его любимый автор, в котором он находит бесконечный драматизм жизни и вместе с тем безбрежный запас юмора. В материале заглавной роли буквально купался мастер новокузнецкой сцены Вячеслав Туев. По глубине проникновения в психологию героя не уступали ему и Олег Лучшев в роли Лебедева, Людмила Адаменко в роли капитанши Терентьевой, Виталий Криницин в роли Гани, Анатолий Иванов в роли Ипполита. В этом виртуозном эскизе отразилась не только невероятная мощь Достоевского, но и его истинно современная интерпретация - как в человеческом, так и в эстетическом аспекте.

«Белые ночи» в постановке Баатра Колаева разыгрывались в декорационном зале театра. Эскиз содержал напряженный внутренний заряд борьбы, непреодолимых столкновений женской и мужской природы, любви и характеров. По жанру повесть прочтена как притча о неосуществимости мечты и любви на земле, по стилистике - как коллаж, включающий всеобъемлющую реальность и игры подсознания. Под звуки прекрасных мелодий Франца Шуберта через всю историю параллельно темам разрушения и созидания проходит проникновенный лирический лейтмотив любви и недостижимости идеала. Красота и утонченный надрыв Насти в исполнении Веры Кораблиной дополнялась восторженным пылом Мечтателя - Евгения Котина. Нежность и нервность этого дуэта контрастировала с откровенным цинизмом Жильца (Андрей Грачев) и гротескным воплощением Бабушки-камикадзе (Октябрина Романова).

Огненным фейерверком завершил лабораторию «Дядюшкин сон» в постановке Андрея Черпина - столько было в этой работе оригинальной и тонкой проработанности, энергетического драйва, полифонической карнавальности, смеха и философской глубины! Актеры превзошли самих себя - во вдохновении и мастерстве. Пространство большой сцены было расширено зрительным залом, который тоже стал местом действия. Круговорот жизни и смерти, жизни и театра Андрей Черпин облек в удивительную форму своеобразного сценического рондо. Князь как бы и не умирает - он сходит со сцены в глубину зрительного зала - к любимым кумирам своей юности - Виконтессе и Наполеону. Роль князя неподражаемо сыграла заслуженная артистка Бурятии Ирина Бабченко, роль Марьи Александровны Москалевой с тонкой сатирой буквально прожила заслуженная артистка РФ Ирина Шантарь, Зину совершенно непривычно представила Екатерина Казанцева, новый артист труппы Игорь Омельченко порадовал публику куртуазной иронией подачи образа Наполеона. От нарядного вакхического буйства дам города Мордасова в исполнении не только женской, но и мужской части труппы невозможно было глаз отвести. По-настоящему комическим артистом явил себя Александр Шрейтер, гротеск и артистизм представил зрителю Анатолий Смирнов, аристократической тенью проплыла по зрительному залу Виконтесса в исполнении Илоны Литвиненко. Этот показ был последним, и режиссер поставил выразительную точку не только в своем спектакле, но и в финале лаборатории, когда вывел на авансцену зрителей, переместив актеров в зрительный зал, и оба «сообщества» горячо рукоплескали друг другу. Да и вся лаборатория оказалась в полном смысле слова театральной феерией, той самой огненной атмосферой Достоевского, в которую были вовлечены все ее участники и о которой писал Николай Бердяев. При этом прочтение бессмертных текстов писателя окажется абсолютно современным, если читают с душевными затратами. На заключительном обсуждении многие высказали предложения взять в репертуар все эскизы, невозможно было отдать предпочтение ни одной из этих работ, поскольку каждая из них оказалась по-своему неповторима. Практически единодушно зрители «пламенно приняли» эскизы, «всеми силами души» не протестовал никто.

Художественный руководитель лаборатории Александр Вислов отметил, что на сегодня это уникальная и первая в мировом театре лаборатория по творчеству Достоевского и что ее успех оказался несопоставимым с самыми смелыми ожиданиями.

А «под занавес» хочу сказать» печальное слово прощания. В качестве критика анализировала эскизы наш большой друг Александра Лаврова. Так уж вышло, что лаборатория «Достоевский FM. Современное прочтение» в Новокузнецком театре оказалась ее последней работой. Как всегда, очень глубокой, доброжелательной и одухотворенной. После одного из эскизов она вдруг сказала, что буквально ощутила, как на сценическую площадку словно снизошел сам незримый дух Достоевского. Ей это всегда открывалось - преображающая магия театра, магия любви, магия запредельного. Такой мы ее и запомним.


Фото из архива театра

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.