Омск. Из жизни Лицейского театра

Выпуск №8-168/2014, В России

Омск. Из жизни Лицейского театра

В Омске, который считают театральной столицей Сибири, десять профессиональных театров, и среди них большой любовью зрителей пользуется муниципальный Лицейский Драматический театр. Он очень маленький (в нем всего пятьдесят шесть мест), напоминает красивую, изящную шкатулку, в которой сцену украшают барельефы с изображением героев из спектаклей.

 Этот театр возник в 1994 году на базе театрального класса лицея № 66 города Омска. Первые театральные сезоны начинались с работы над спектаклями для детей, среди которых был так любимый всеми маленькими зрителями «Голый король» Е. Шварца. 7 октября 2014 года Лицейскому театру исполнится 20 лет. За эти годы он снискал любовь зрителей и стал участником и победителем во многих театральных фестивалях в России и за рубежом.

Репертуар театра очень разнообразный - здесь и водевиль, и фарс, и комедия, и драма, и классика и современная драматургия. В труппе театра, художественным руководителем которого является Сергей Тимофеев, выпускник Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина, около 25 человек. При театре есть несколько студий, где занимаются школьники от 6 до 18 лет. В каждой из студий есть свой режиссер-постановщик, режиссер-педагог, свой репертуар и свои зрители.

В театре есть Клуб для ребят от 16 лет, с которыми занимаются актеры Лицейского театра - учат тренировать память, работают над сценической речью, пластикой, танцем.

Я впервые встретилась с этим театром и посмотрела четыре спектакля, очень разных, по-своему интересных. На афише театра - зарубежная классика XVII века - пьесы Ж.-Б. Мольера и Тирсо де Молино. Классика всегда являлась школой актерского мастерства, что, в основном, продемонстрировали актеры Лицейского театра. Обе пьесы в стихах, что обычно является камнем преткновения для молодых актеров. Стихи рассчитаны на виртуозное владение голосом и безупречную дикцию, легкую и непринужденную подачу каламбуров и острот. Но, как ни странно, большинство актеров справились с этой задачей.

Пьеса Мольера «Шалый, или Все невпопад» (кстати, непонятно почему на афише утрачено ее второе название, наиболее точно определяющее весь смысл происходящего в этой комедии) вместе с «Любовной досадой» были первыми сочинениями будущего великого драматурга. Впервые она была сыграна в Париже в 1658 году труппой бродячих актеров, среди которых был Мольер, после чего труппа стала называться «Труппой Месье» по имени брата короля Людовика IV, поддержавшего актеров.

Пьеса «Шалый, или Все невпопад» имела большой успех у столичных зрителей, но скорее не из-за качества драматургии, а из-за актерского искусства Мольера, игравшего в ней главную роль - слугу Маскариля. Это и явилось началом знаменитого мольеровского театра, который воплотил суть и душу «Великого века» во Франции.

Комедию в стихах актеры Лицейского театра сыграли очень просто и легко, в хорошем ритме, где многочисленные эпизоды отбиваются музыкой, написанной Сергеем Шичкиным, и пританцовывающими актерами («хором»), которые движутся как в ускоренной киносъемке, когда быстро перематывается пленка.

Лелий (Игорь Коротаев) и Леандр (Александр Серов) влюблены в рабыню Селию (Ольга Быкова), которую держит у себя Труфальдин (Иван Притуляк), взявший девушку в свое время в залог у цыган. Все действие комедии построено на том, что слуга Лелия Маскариль (Евгений Точилов) пытается всеми мыслимыми и немыслимыми способами заполучить для своего хозяина любимую девушку, а Лелий по своей наивности и глупости постоянно все портит, нарушает все его планы, что приводит Маскариля в бешенство.

В спектакле, поставленном художественным руководителем театра Сергеем Тимофеевым, много выдумки, смешных ситуаций, и, конечно, стержнем спектакля, его движущей силой является Маскариль в исполнении замечательного актера Евгения Точилова. Чего только не придумывает этот хитрый и умный плут Маскариль! То он переодевается в женское платье, то представляется хозяином несуществующего отеля, то убеждает Леандра, соперника Лелия, в том, что Селия далеко не невинна, а скорее наоборот, но всякий раз, когда кажется, что уже дело в шляпе, вмешивается его недалекий хозяин и расстраивает все планы. И только случай в финале все расставляет на свои места. Появляется жених Селии Андрес (Евгений Трубкин), чтобы увезти ее с собой, но выясняется, что на самом деле он - пропавший сын Труфальдина, а Селия его родная сестра. Таким образом, Лелий получает в жены Селию.

 Спектакль озорной, веселый, актеры очень пластичны, хорошо двигаются, правда, иногда у некоторых есть проблемы с речью, особенно, когда их захлестывают эмоции. Но в целом в спектакле хороший актерский ансамбль, который справился и со стихотворной речью и со способом существования в этой не самой удачной пьесе Мольера.

«Ревнивая к себе самой» - комедия плаща и шпаги классика испанской драматургии XVII века Тирсо де Молино. Романтический юноша, приехавший из провинции в Мадрид, Дон Мельчор (Вячеслав Еремин) влюблен в свою будущую невесту Магдалену (Ольга Быкова). Невеста тоже полюбила будущего жениха, но, не желая в этом признаться, затевает утонченную интригу и доходит до абсурда, отправляя на свидание с ним свою дуэнью (Наталья Виташевская).

Очень естественно, искренне и изящно играет В. Еремин Дона Мильчора, проявляя свои пылкие чувства, свое бескорыстие и доброту. Магдалена Ольги Быковой достаточно сдержанна, но эмоции вырываются наружу, и она предстает перед нами смелой и находчивой, лукавой, грациозной и очень обаятельной. У Дона Мильчора есть ловкий, веселый и хитрый слуга Вентура в исполнении Евгения Точилова. Он изворотлив, проницателен и практичен, остроумно комментирует действие и поступки героев. И, конечно, в финале все проясняется и герои находят друг друга и свою любовь.

В спектакле красивая легкая декорация (Марина Шипова), на резном заднике изящные виньетки, легко поворачивающиеся расписные двери быстро меняют место действия, прекрасное музыкальное оформление Сергея Шичкина, хорошие костюмы. Вероятно поэтому спектакль, поставленный в 2006 году Вадимом Решетниковым, до сих вызывает интерес зрителей.

Пьеса болгарского драматурга Недялко Йорданова «Убийство Гонзаго», написанная несколько десятков лет тому назад, не потеряла своей актуальности и сегодня. Вот что говорит автор: «Моя пьеса «Убийство Гонзаго» прошла много перипетий и имеет сложную судьбу. Написанная около 30 лет тому назад, в эпоху тоталитаризма, в ожидании больших перемен, она сохранила свою актуальность и к счастью, и к сожалению потому, что тема «искусство и власть» оказывается общезначимой во все времена и в любом обществе... О вечных истинах написана эта пьеса, о нашем прекрасном и жестоком театральном мире...»

Красной нитью проходят в ней острые и вечные проблемы творцов и власти, выявляются важнейшие темы подлости и предательства, расчета, власти, лести и клеветы.

Бродячие актеры во главе с директором Чарльзом (Евгений Точилов), приглашенные в королевский замок в Эльсиноре, оказались в центре закулисных интриг. Гамлет просит их сыграть пьесу «Убийство Гонзаго», где говорится об убийстве короля, идентичном тому, которую совершил Клавдий, после чего женился на королеве Гертруде.

В спектакле (режиссер Сергей Тимофеев) соединены различные жанры - комедия, быт, трагедия, фарс и психологический театр. С самого начала музыка (Сергей Шичкин) вводит нас в зыбкий мир героев и их настроений - то тихая, нежная, едва уловимая, то в самые трагические моменты бравурная, но всегда тревожная, создающая с самого начала атмосферу беды. Декорации (Марина Шипова) - железные прутья, создающие образ клетки, в проемы которой входят и выходят актеры, наверху балкон, зарешеченные окна и свисающие веревки.

В спектакле созданы очень яркие образы актеров этой бродячей труппы. Евгений Точилов играет директора труппы Чарльза очень тонко и в то же время глубоко, все пропуская через себя. Он выразительно молчит, улыбаясь лишь уголками губ. Его жена Элизабет (Дарья Мегдан) искренняя, простодушная, любит Чарльза, ревнует к молодой актрисе Амалии (Ольга Быкова), яркой, соблазнительной, эффектной, которая в конце концов добивается влюбленного в нее Чарльза.

Офелия (Наталья Целевич) несколько аморфна, мало эмоциональна, а ее отец Полоний (Игорь Горчаков) ловко, со знанием дела плетет сети интриг и сам же в них попадает. Горацио (Вячеслв Еремин) очень светлый, жизнерадостный, беззаботно порхающий по сцене, очень пластичен внешне и внутренне. Но и он вступает в опасную игру и тоже борется за власть. И Полоний и Горацио ведут политические интриги, и каждый готовит свой государственный переворот.

Старый актер Бенволио (Александр Боткин) предупреждает Чарльза об опасности их появления в замке, так как его отцу в свое время отрубили здесь голову, и хорошо знает, что артисты - «пешки в руках королей». Это замечательная работа актера, который нигде не наигрывает (чем грешат некоторые актеры этой труппы), не повышает голоса, и только глаза выдают его тревогу.

Во время представления, когда актеры осмелились громко сказать об убийстве, измене и предательстве, то, о чем шептался весь двор датского короля, их арестовывают и бросают в тюрьму. В этой части спектакля, на мой взгляд, несколько смещены акценты. Роль Палача (Игорь Майоров), который ведет допрос, очень важна в пьесе. Этот допрос - психологический поединок предательства и верности. В спектакле актер, играющий Палача, подавляет своей физической силой, он огромен, брутален, колоритен. Но очень примитивен, делая акцент только на внешний рисунок образа и превращаясь в чистую функцию. А в сцене допроса под пытками Палач заставляет всех признаться, что они «грязные свиньи и участвовали в антигосударственном заговоре с целью убить короля». В этой сцене каждому участнику нужно предать самого себя. Очень проникновенна сцена, когда к распятому Чарльзу приходит Элизабет и, забыв о его измене, произносит трогательный монолог о том, что она всегда гордилась своим мужем, и что он не может быть «грязной свиньей», а должен быть верен себе до конца.

В финале в камеру приходит Горацио и объявляет, что час назад в замке произошли трагические события - убиты Гамлет, Лаэрт, отравлены король и королева и к власти пришел Фортинбрас. Актеры объявляются героями и приглашаются в постоянную труппу королевского театра, а Палач назначается Палачом нового короля. «Короли уходят, а палачи остаются», - эти слова являются камертоном спектакля Лицейского театра.

Замечательно, что Лицейский театр прикоснулся к творчеству Василя Быкова, поставив инсценировку, сделанную С. Тимофеевым (он же и режиссер спектакля) по повести «Альпийская баллада», в которой подняты проблемы мужества и верности долгу, героизма и людской памяти. Своеобразие прозы В. Быкова в том, что события войны даются в ней не широким эпическим полотном, а всегда через конкретные характеры и человеческие отношения.

После побега из австрийского концлагеря в Альпах, скрываясь от преследовавших их охранников с собаками, встречаются русский солдат Иван Терешко (Евгений Точилов) и итальянская девушка Джулия Новелли (Мария Токарева). На сцене очень простая декорация - изогнутые станки, превращающиеся то в мосты, то в скалы, то в узкие тропинки. Они создают иллюзию гор, по которым карабкаются Иван и Джулия, то взбираясь по их склонам, то ползая под ними. Эти станки переставляют две фигуры в масках, закутанные в плащи, - одна в белый, другая в черный, символизирующие борьбу жизни и смерти. В течение трех дней, во время побега, Иван делится с совершенно незнакомой девушкой, плохо понимающей русский язык, всем - куском хлеба, своей силой и стойкостью, заставляет ее, изнемогающую от усталости и боли, подниматься и идти дальше, в Триест, к партизанам.

Иван - суровый, резкий, простой белорусский колхозник и изящная итальянка Джулия из богатой семьи, смешно коверкающая русские слова, жизнерадостная, очаровательная, такие разные, но в условиях смертельной опасности, холода и голода как нежно и трепетно у них зарождалось чувство первой чистой любви. Какая замечательная сцена, когда они на альпийском лугу нашли землянику и кормят друг друга, а Иван приносит Джулии красные маки и, стесняясь, краснея, неумело преподносит их. Они оба боятся спугнуть это чувство, прикоснуться друг к другу, поэтому их любовная сцена такая тихая, осторожная, нежная.

Немцы догоняют их, и Иван, погибая, ради спасения Джулии, сталкивает ее со скалы.

Финал спектакля пронзительный - через много лет приезжает Джулия - Токарева с огромным букетом красных маков на то место, где погиб Иван, и рассказывает людям, каким был Иван Терешко, говорит, что у нее растет его сын Джованни и что ей выпало счастье разделить с ним три дня побега, любви и счастья.

Спектакль Лицейского театра прозвучал как героическая баллада о мужестве, героизме и любви.

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.