Невероятный фестиваль!.. / IX Международный театральный фестиваль "Соотечественники" в Саранске

Выпуск №8-168/2014, Фестивали

Невероятный фестиваль!.. / IX Международный театральный фестиваль "Соотечественники" в Саранске

Именно так написала мне в sms одна из зрительниц Саранска, выразив в этих двух словах не только свое отношение к увиденному за восемь дней, в которые уместился IX Международный театральный фестиваль «Соотечественники». И она была права, потому что еще за две недели до открытия этот престижный театральный форум оказался под угрозой срыва.

Обычно афиша составляется более чем за полгода до открытия. Так было и на этот раз - открывать фестиваль должен был Национальный русский драматический театр имени Леси Украинки из Киева спектаклем художественного руководителя Михаила Резниковича «Наполеон и корсиканка» И. Губача. Но события на Украине не позволили театру приехать в Саранск - за две недели до открытия театр сдал билеты . Почти одновременно с этим известием раздался звонок из Ташкента - Молодежный театр с мюзиклом «Алые паруса» по роману А. Грина в лице своего руководителя Наби Абдурахманова сослался на то, что руководство республики не рекомендует артистам выезжать в Россию в такой острый момент.

Оргкомитету фестиваля «Соотечественники» не оставалось ничего другого, как обратиться за помощью к самым ближайшим соотечественникам - российским театрам. У всех уже был сверстан репертуар, проданы билеты - на отказы обижаться не приходилось, и вдруг два театра заявили о своей готовности что-то подкорректировать в афише, что-то заменить и все-таки приехать в Саранск, чтобы заступить на опустевшие места своих коллег, проявив высокое чувство театрального братства. Имена руководителей этих коллективов мы повторяли каждый день, словно молитву - благоговейно и благодарно: Сергей Соколов (директор прославленного «СамАрта») и Виктор Слободчук (художественный руководитель Белгородского академического драматического театра им. М.С. Щепкина).

Знаменательно, что фестиваль открылся спектаклем «СамАрта» «Василий Теркин», поставленного Александром Кузиным по поэме и стихам А.Т. Твардовского. Тема Великой Отечественной войны, так много значащая для всего советского народа, прозвучала высочайшей объединяющей нотой, напомнив о времени, когда мы были все вместе, не различая национальностей, отстаивая единые идеалы.

Это был сильный, волнующий, очень глубокий спектакль, в котором предельно отчетливо звучала высокая идея братства - в любые времена, в любых обстоятельствах, - выраженная в великолепных стихах, многие строчки которых повторяли, чуть шевеля губами, и зрители. Замечательный актерский ансамбль, существующий на едином дыхании в четко выраженной талантливым режиссером мысли, в великолепной сценографии К. Пискунова, музыкальном оформлении В. Тонковидова, световой партитуре Е. Ганзбурга, в тончайшем сплетении всех элементов в целостное чудо спектакля.

Когда-то Федор Абрамов сказал о поэме Твардовского (эти слова приведены в программке): «Обычно говорят про значение «Василия Теркина» на войне, но упрощают его роль после войны. Василий Теркин продолжал и после войны ковать братство и товарищество, дух, которым жили в войну и который продолжал оказывать свое вдохновляющее влияние». Своим спектаклем театр вновь доказал эту мысль о братстве и товариществе, которые и сподвигли театр «СамАрт» открыть фестиваль «Соотечественники» столь высокой нотой...

Что же касается щепкинцев со спектаклем Валерия Беляковича «Куклы» по мотивам пьесы Х. Грау «Сеньор Пигмалион», не будет преувеличением сказать, что зрелище - ярчайшее, изобретательное по форме, изысканное по музыкальному оформлению и вдохновенно сыгранное великолепной труппой Белгородского театра - произвело настоящий фурор! Подобного в Саранске не видели: незнакомое произведение с загадочным, довольно запутанным содержанием, с пронзительными монологами о сущности театра, о невозможности заменить живых людей самыми технически совершенными куклами, эмоционально, пластически безукоризненно и - повторюсь! - вдохновенно исполненное артистами, вызвало бурю аплодисментов зрителей и коллег из других театров. Справедливо было бы перечислить всех исполнителей, но поистине блистательно играли в тот вечер Вероника Васильева, Эвелина Ткачева, Надежда Пахоменко, Виталий Бгавин, Андрей Зотов, Игорь Ткачев, Иван Кириллов, Андрей Терехов, Игорь Нарожный, Антон Йовчев, Дмитрий Гарнов...  

И спектакль Государственного русского драматического театра им.Ф.М. Достоевского (Семей) стал одним из событий, на которые так богат оказался фестиваль. Участники из Казахстана привезли инсценировку популярного у молодежи писателя Пауло Коэльо «Вероника решает умереть» (режиссер Олег Плаксин, сценография Виктора Шмидта). «Безумная фантазия», как определил режиссер жанр спектакля, в значительной мере относится, пожалуй, именно к режиссуре, противоречия и нестыковки которой во многом мешали полностью проявить себя очень сильным артистам: Людмиле Коротковой (Мари), Александру Сухову (Эдуард), Галине Беловой (Медсестра), Валентине Инешиной (Софи). Историю о «мире, где никто никому не нужен», стремление к суициду от безнадежности одинокого существования и неумения наслаждаться каждой минутой скоротечной жизни, ощущение лишь своей собственной реальности - вот круг тех современных и очень больных ощущений, в котором бьются сегодня отнюдь не единицы, а потому спектакль захватил зрительный зал, состоящий во многом из молодежи. Он оказался нужным и важным именно благодаря сильной, выразительной игре артистов...

Лирическая комедия Анатолия Крыма «Левушка» была сыграна артистами Государственного русского молодежного драматического театра «С улицы Роз» (Кишинев) с теми юмором и грустью, с которыми все мы ностальгически вспоминаем свое детство. Режиссер Юрий Хармелин поставил спектакль всего с тремя замечательными артистами - Вячеславом Азаровским (Левушка), Людмилой Колохиной (бабушка Роза) и Марией Мадан (бабушка Даша), сократив всех остальных персонажей. Органичность двух ярких актрис позволила им с удивительной достоверностью пережить малейшие оттенки взаимоотношений и состояний своих героинь, и очень важным представляется то, что главным героем сценического повествования было Слово - пронзительное литературное слово, великолепный авторский язык, заставивший зрительный зал буквально замереть от ощущения забытого ныне понятия. Нет, это не был «литературный театр» - это была высокая литература, освоенная и присвоенная театром, заставляющая сопереживать, грустить, смеяться и бесконечно радоваться происходящему на твоих глазах. И подобное действо заставляло задуматься об очень важном - неумении или нежелании многих русскоязычных театров, существующих в пространстве других стран, искать и находить современный, сильный и яркий материал для воплощения. И, конечно, тех театров, что работают в России... Может быть, до сих пор правят нами слова Пушкина: «Мы ленивы и нелюбопытны...»?

В числе участников был и Академический русский театр драмы им.Г.Константинова из Йошкар-Олы с двумя спектаклями - «Точка зрения по повести В.М.Шукшина (постановка Григория Лифанова, сценография Леона Тирацуяна) и «Солдатики» В. Жеребцова (постановка и сценография  Александра Сучкова). К сожалению, эти работы стали самым «слабым звеном» фестиваля «Соотечественники», потому что и очень интересный московский режиссер Григорий Лифанов, и яркий артист из Нижнего Новгорода Александр Сучков обратились к материалу, который звучит сегодня отчетливо несовременно. Это относится и к В. Жеребцову, чья пьеса устарела едва ли не в момент написания, и к признанному классику В.М. Шукшину. Может быть, если бы режиссер прочитал «Точку зрения» не как анекдот в духе телевизионных «Смехопанорамы» и «Аншлага», а потрудился найти некий современный ключ, спектакль и получился бы - артисты труппы интересны и явно способны на большее, чем просто плюсовать и раскрашивать все жирными красками. Во всяком случае, это относится к Надежде Репьевой (мать невесты), Юрию Синьковскому (отец невесты), Евгению Кудрявцеву (дед невесты), Виктору Гришину (Волшебник),  Фреду Кулеву (сосед), Сергею Васину (Непонятно кто), Дамиру Сафиуллину (жених), Ксении Немиро (соседка). Что же касается хотя бы относительной современности образов, для меня это были Волшебник, растерянный и способный лишь на то, чтобы от взмаха его волшебной веточки герои запели «Я люблю тебя, жизнь...», и Непонятно кто - вечный прилипала к любой компании, идет ли речь о сватовстве или любом другом мероприятии.

И в «Солдатиках» многое «вытаскивают» на своих плечах артисты - те же Сергей Васин (Бес), Антон Типикин (Алтынов, в Шукшине он играл милиционера), а также Елена Паршкова (Аня) и Игорь Новоселов (Хрустяшин). Режиссура здесь на нулевом уровне так же, как и подробная, забытовленная сценография, не столько помогающая, сколько порой мешающая артистам. И невозможно ответить на вопрос: о чем же этот спектакль? Какова, по словам А.А. Гончарова, «телеграмма в зал»?..

Очень желанный в Саранске гость Владимир Гостюхин привез из Минского Театра-студии киноактера спектакль «Анна Снегина» по поэме С. Есенина в собственной постановке и в собственном исполнении (вместе с Ларисой Маршаловой и вокальной группой «Чистый голос», сценограф Андрей Меренков). Большая фотография Сергея Есенина на фоне березы, белые мощные стволы, уходящие словно в небо, и на пространстве сцены - человек в черной с вышивкой рубахе, просто и чисто повествующий историю Поэта и Анны. Этого оказалось достаточно, чтобы захватить переполненный зрительный зал силой Слова, великой русской поэзии, обладающей завораживающим объединяющим чувством. А когда звучали голоса группы «Чистый голос», казалось, что мы слышим какое-то неземное пение. Особенно - в финале спектакля, когда группа пела молитву, а Владимир Гостюхин повернулся спиной к залу, лицом к фотографии Есенина, и мы словно вместе с артистом молились о поэте трагической судьбы, чьи стихи с юных лет влекут нас своим пронзительным лиризмом...

Настоящим событием фестиваля стал спектакль гостеприимных хозяев - премьера «Горя от ума» А.С. Грибоедова в постановке артиста Государственного русского драматического театра Республики Мордовия Владимира Буралкина (художник артист театра Сергей Самарин, музыкальное оформление Сергея Каштанова).

Это одна из первых режиссерских работ молодого артиста, свидетельствующая о серьезных задатках и профессиональных способностях, которые необходимо развивать. Впервые мне довелось видеть на сцене своеобразный пролог истории - отъезд Чацкого из дома Фамусова с рекомендательным письмом за три года до начала событий, изложенных в комедии Грибоедова, «утверждение» Молчалина в кресле, где сидел до него Чацкий, смену времен года на прозрачном занавесе-экране, начало влюбленности Софьи. Подобный пролог словно распахивает содержание комедии в лирическое пространство, обогащая его, делая более внятными все взаимоотношения персонажей. Поистине блистателен Анатолий Свешников (Молчалин) с пластикой червяка, но с ухватками будущего хозяина жизни; очень выразительны и ярки Марина Рангаева (Софья), Юлия Егоркина (Лизанька), Ирина Абросимова (Графиня-бабушка), Ольга Вдовина (Графиня-внучка), Оксана Сизова (Наталья Дмитриевна), Сергей Адушкин (Фамусов), Алексей Тимин (Скалозуб). Еще не до конца выверен образ Чацкого у талантливого Сергея Самарина - особенно в самом начале; он слишком неуверен и от этого несколько вял, но во втором действии набирает силу и обещает через какое-то время играть интересно и насыщенно.

Спектакль покорил еще и тем, что очевидно - с каким наслаждением работают артисты в ансамбле, какую подлинную радость доставляют им импровизация, какие-то явно сообща придуманные детали. Он молод, свеж и тем завораживает, этот спектакль, с очевидностью демонстрирующий, какая сильная труппа сегодня собралась в театре. А просчеты... у кого их не бывает, к тому же в премьерном спектакле!

Завершался фестиваль на очень высокой ноте - гостями «Соотечественников» стал в нынешнем году Государственный академический театр им. Евг. Вахтангова из Москвы, сыгравший на сцене Государственного музыкального театра им. И.М. Яушева спектакль «Ветер шумит в тополях» Ж. Сиблейраса в постановке Римаса Туминаса. Пронзительная история трех стариков, обитателей приюта, блистательно воплощенных Максимом Сухановым, Владимиром Симоновым и Владимиром Вдовиченковым, захватила зал сочувствием, сопереживанием, вызывая и смех, и слезы. Равнодушных не было. Многие зрители впервые видели мастерство Римаса Туминаса, одного из лучших столичных режиссеров, так же, как впервые увидели не на экране, а на сцене хорошо известных им артистов и смогли оценить их искусство ансамблевого существования в очень сложном философском произведении, которое лишь по недомыслию или по незнанию можно называть в пространстве интернета бульварной литературой. Кое-кто, соблазнившись подобной «рекламой», «шел в комнату, попал в другую», и оказался втянутым в печальные обстоятельства жизни никому не нужных стареющих ветеранов Первой мировой войны, доживающих свои одинокие жизни в приюте.

...Долго зал не отпускал артистов со сцены, стоя аплодируя им, благодаря за высокое мастерство. Министр культуры Республики Мордовия Владимир Шарапов терпеливо ждал своего часа, чтобы объявить об окончании фестиваля, провозгласив обычное: «Здравствуй, Х Международный фестиваль «Соотечественники»!..»

А спустя час я получила sms-сообщение, давшее заголовок моей статье. Остался всего год на подготовку юбилейных «Соотечественников» - как мало...

 Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.