Опасные связи / Театр имени Моссовета

Выпуск №8-168/2014, Премьеры Москвы

Опасные связи / Театр имени Моссовета

В театре Моссовета умеют соединять традиции старого доброго театра, современные проблемы, развлекательный театр для людей, против чего так яростно восстают «критики со вкусом». И вправду, зачем ставить спектакль в почти тысячном зале и думать о публике, не премьерной, а той, что ежевечерне, из года в год, порой лет по десять ходит на тот или иной спектакль? И при этом театр умеет сохранить качество - культуру постановки, внятность режиссерских решений,  высокий класс актерской игры.

Конечно, роман Шадерло де Локло, больше двух веков остающийся популярным, к высокой литературе не причислишь. Но история потакания безудержным страстям и низменным проявлениям человеческой натуры,  эротизм эпохи Буше и Фрагонара, вполне современная жестокость и безжалостность, вечная человеческая боязнь чужого мнения «что станет говорить княгиня Марья Алексевна?!», ловко закрученная интрига, яркие человеческие типы - все это делает роман актуальным, позволяющим завладеть вниманием публики.

Павел Хомский, многолетний и мудрый руководитель театра Моссовета, постановщик многих знаковых в истории этого театра спектаклей, идею создания сценической версии романа «Опасные связи» вынашивал давно. Сначала возникла мысль о мюзикле, но в конце концов, остановились на драматическом спектакле, поставленном по сценарию писателя и драматурга Кристофера Хэмптона, который лег в основу известного фильма Стивена Фрирза с Джоном Малковичем и Гленн Клоуз  в главных ролях. Премьера спектакля «Опасные связи» в театре Моссовета состоялась в конце 2013 года. Павел Хомский создал театральный вариант истории, сохранив пряный вкус любовных игр, простроив изысканные мизансцены, не заставляя зрителя разгадывать загадки, но поражая точностью психологических характеристик, эффектностью поз, неожиданностью ситуаций, остроумным решением фривольных сцен. Еще два важнейших момента определили успех спектакля - выбор актеров и роскошное оформление.

Когда-то Маяковский издевательски провозглашал устами своих персонажей - сделайте нам красиво, в Большом театре нам постоянно делают красиво. Сегодня антикрасота столь агрессивна, прозодежда навязчива, что буйство красок, яркость, даже вычурность, стиль или, по крайней мере, аромат эпохи встречаются аплодисментами. Мир вокруг нас стал монохромным, излишне рациональным, агрессивным, а порой пугающе антиэстетичным. Между тем цвет, форма, по-прежнему магически действуют на человека. Занавес - огромные веера, стиль - рококо, мотивы живописи Фрагонара, конструкции, лестницы, ажурные перила... Порой красота существует на грани кича - огромные кровати, скульптуры, но завораживают, «втягивают» в пространство спектакля (художник Борис Бланк). Ну а изысканность костюмов восхищает, ведь мастерица Виктория Севрюкова не только художник по костюмам, но и собиратель коллекции нижнего белья разных эпох, кажется, превзошла себя. Наряды героев  красивы, исторически точны, стильны. От множества костюмов, мужских и женских, дух захватывает. Хочется бесконечно разглядывать детали, следить, как струятся ткани, с какой естественностью и небрежным изяществом носят герои спектакля камзолы, юбки с кринолинами....

События, о которых рассказал Шадерло де Лакло, не перенесены бездумно в наши дни, но, оставшись в веке XVIII, оказались жгуче современными.  Спектакль «Опасные связи» - о природе зла. Не патологического, а обыденного, домашнего, ежедневного. Которое все более плотной стеной окружает нас. Когда смерть, убийство превращаются в реальность. И нет мук совести, страданий. Все просто, буднично, деловито, спокойно. Совесть спит. Нравственный закон внутри нас умер. На сцене - изысканный и порочный XVIII  век. Пряный привкус разврата, возведенного в философию жизни.

В спектакле много юмора, изящных двусмысленностей, пикантных сцен, не переходящих грань хорошего вкуса, забавных мелочей и фривольностей, но постепенно все отчетливее звучит тема разбитого сердца и человеческого отчаянья. Забавы маркизы де Мертей и виконта де Вальмона перестают быть даже злыми шутками, а становятся жестоким играми. На кону - человеческое счастье, самоуважение и сама жизнь. Цинизм и бессердечие становятся социально опасными.

Александр Яцко в этом спектакле сыграл одну из лучших ролей. Его виконт де Вальмон мужественен, ироничен, обаятелен, циничен, восхищает ленивой грацией и артистизмом, с которым движется по дороге чувственных наслаждений. Но и его сердце оказывается в плену любовного восторга. Он совершает страшный поступок, когда предает свою любовь, холодно и презрительно осмеивает чувства мадам де Турвель (Юлия Хлынина), при этом раня самого себя в самое сердце.  Ему все кажется, что он бесчувственный экспериментатор, а он уже давно человек, научившийся сострадать и восхищаться. Он умирает не на дуэли, а в момент объяснения с мадам де Турвель, которую отталкивает и буквально уничтожает своими словами. Юлия Хлынина поражает глубиной чувств и искренним стремлением противостоять страсти. Но полюбив, безоглядно бросается навстречу избраннику. Тем безысходней и неподдельней ее горе, тем отчаянье ее глубже. Она не боится настоящего чувства в мире бездушных кукол и погибает, оплакав свою любовь.

Маркиза де Мертей Ольги Кабо  - воплощение зла, образец равнодушия и презрения ко всему.  Парадоксально, но пресыщенная злая дама образца XVIII века стала символом нашего времени. Безверие, жестокость, нравственная глухота и патологическая страсть к манипулированию себе подобными, которые отличают маркизу де Мертей - это ли не приметы нашего времени!?

Ольга Кабо, холодная и надменная, соблазнительная и циничная, демонстрирует новые грани своего дарования. Красивая актриса, она уморительна в характерных ролях, обворожительна в роли прелестниц, а вот теперь беспощадно разоблачает свою новую героиню. Исчадие ада, она - герой своего времени, человек без сердца и жалости. Она заставляет ужасаться нравственному падению этой женщины, напоминающей ядовитый цветок, который вначале поражает совершенством формы. При этом образ, созданный Кабо ни в коем случае не становится плоскостным. Это живая, из плоти и крови женщина, скопище пороков, дитя времени, утратившего идеалы.

Хомский скрупулезно прорабатывает партитуры ролей. Юная Сесиль (Анна Михайловская) мила, наивна и чиста. От того так смешны сцены ее соблазнения. Но позже она поразит твердостью в стремлении отстоять право на свой выбор. Роскошная и почтенная Ирина Карташова в роли мадам де Розмонд, тетушки Вальмона, восхищает мастерством, иронией, лихостью и легкостью, с которой  ведет свою партию.

Сцена гибели Вальмона меняет тональность спектакля. Ирония уступает место подлинной драме. Развлекая, завораживая, иронизируя, спектакль моссоветовцев рассказывает не об опасных связях. Это опасные игры, ставка в которых - жизнь.

 

Фото Михаила ГУТЕРМАНА

 

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.