Поверх барьеров / Людмила Адаменко (Новокузнецк)

Выпуск №8-168/2014, Лица

Поверх барьеров / Людмила Адаменко (Новокузнецк)

Несколько лет назад питерский режиссер Алексей Слюсарчук поставил на сцене Новокузнецкой драмы утонченный и очень удачный спектакль по пьесе норвежца Юна Фоссе «Сон об осени». Все звезды удивительно сошлись на театральном небосклоне: и режиссура, и сценография (художник Елена Соколова),  и актерский ансамбль вызывали восхищение.  Но когда осенью вместе с облетевшей листвой отшумела премьера спектакля, стало ясно, что самым трагическим образом этого  «сновидения» стала Мать в исполнении Людмилы Адаменко. Внутренняя сила и подлинность материнских чувств, глубоко пережитых актрисой,  вывела этот образ на центральное место. Безысходное смятение героини звучало как щемящее соло трагической материнской любви. В тщетном стремлении преодолеть отчуждение Сына  актриса не обнажала чувства своей героини, она переводила ее страдания в мощный подтекст. В 2008 году Людмила Адаменко  получила за эту роль кузбасскую театральную премию  «Триумф».                                                                        На сцене Новокузнецкого театра актриса играет более четверти века. Сегодня это - большой мастер своего дела, занимающий в театре особую, духовную нишу. В  жизни она из тех, кого называют классическими женщинами. Великодушная и проникновенная, добрая и скромная, она может быть и неукротимой, непоколебимо отстаивать свои принципы и символ веры.  Она  человек   сильного темперамента и твердых нравственных критериев.  Поэтому ей близки классические и современные   героини мирового репертуара,   духовный арсенал которых она черпает из своей  внутренней  содержательности.      Некоторые из героинь  актрисы ассоциируются с очаровательными полевыми цветами, проникнутыми простотой и благородством, некоторые - с яркими экзотическими растениями парадокса и  эксцентрики. Актриса  создала своеобразную летопись образов тех женщин, которые живут исключительно на средства собственной души и не гонятся за удачей. При этом судьба может их вознаграждать, а может весь век продержать в черном теле, но сломить не может. Именно таковы ее Варя из  чеховского «Вишневого сада», Ангустиас  из  драмы Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы», Хелен Синклер из «Бродвея» и другие персонажи.                          Мастер психологической школы, Людмила Адаменко охотно  работает  и в гротеске,  тонко воплощая жанровое и стилевое своеобразие материала. Ее Турусина  в памфлете Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты» поражает парадоксальностью, Влюбленная в «Балаганчике» Александра Блока - глубиной символики, Агнесса в комедии Михаила Булгакова «Зойкина квартира» - виртуозной пародийностью. Актриса богато одарена природой, она музыкальна и пластична, хорошо поет и прекрасно читает стихи.  Среди  новокузнечан есть  большая аудитория поклонников  чтецкого искусства  Людмилы  Адаменко.                                                                                            Но больше всего она любит театр. Поэтому последняя по времени большая работа актрисы  -  Летиция  в эксцентрической комедии Питера Шеффера «Игра воображения» - поистине ее роль.  Как известно, после завершения процесса творчества (или его подобия - это уж как повезет) произведения искусства выбирают  свою траекторию движения, совершенно независимую от автора. Театральные постановки в этом ряду исключениями не являются.  Спектакль «Игра воображения»,  поставленный  Андреем Штейнером, сразу после премьеры тоже стал жить своей жизнью.  Более   четверти века эту пьесу Питера Шеффера ставят театры всего мира. По сути, это откровенная ода  - во-первых, искусству жить иллюзиями и, во-вторых, искусству театра. Театра тотального, призванного, по выражению главной героини,  воплотить принцип трех «О»: «освободить, одушевить,  озарить». 

     Сегодня любой спектакль - это высказывание режиссера. Считается, что любому режиссеру  всегда есть что сказать - urbi et orbi -  городу и миру, как говорили древние. Но в «Игре воображения» режиссер, паче чаяния, как-то ничего не сказал - ни городу, ни миру, ни даже самому скромному зрителю. Тончайший материал пьесы, сотканный из воздуха, постановщики спектакля сугубо утилитарно опредметили бытовым миром (художник - Светлана Пекарина). Огромный стол, коренастая лестница, деревянная гильотина, стреляющее устройство (a la пулемет) и даже фотографическое изображение Тауэрского моста как предела фантазии в финале. Право, вся эта атрибутика подошла бы в качестве  иллюстрации к среде обитания гоголевского Собакевича, но не к этому королевству иллюзий. Потому что  главная героиня   в  предметном мире не живет, она создает для себя и своих друзей другую реальность. Живой основой спектакля и проводником высказывания драматурга       оказалась исключительно игра актрисы. Воображение героини взлетает поверх всех барьеров, которые постановщики словно преднамеренно выстроили, чтобы помешать прорваться живому чувству. Вне метафорического и какого бы то ни было решения, повинуясь только интуиции, актриса создает свой сценический эквивалент пьесы.  Ее Летиция - совершенно свободная личность, ее мир - в ней самой, и по любому поводу она создает его заново. Возникает впечатление полной идентичности исполнительницы и персонажа.                                                                                                                                          И в театральных  буднях, и во всех своих ролях, Людмила Адаменко убеждает нас, что  самые важные сокровища жизни - вовсе не успех, деньги и карьерный рост, а наша  собственная индивидуальность. И театр, который преображает жизнь, дарит нам внутреннюю свободу, красоту и сильные чувства.


Фото из архива театра

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.