Личное дело Виталия Старикова (Белгород)

Выпуск №8-168/2014, Лица

Личное дело Виталия Старикова (Белгород)

Премьер труппы Белгородского государственного академического драматического театра... Неоднократный лауреат областной театральной премии имени М.С. Щепкина и обладатель наград российских и международных фестивалей... Автор и ведущий телевизионных циклов о культуре и духовной жизни Белгородчины... Профессор Белгородского государственного института культуры и искусств... Постоянный участник программ и акций Фонда Андрея Первозванного и Центра «Национальная слава России»...  Доверенное лицо Президента РФ Владимира Путина... 19 марта народный артист России Виталий Стариков отметил свой 60-летний юбилей.

Детство и юность Виталия Старикова прошли в городе Железноводске Ставропольского края. Именно там воспитанник театральной студии Дома культуры медработников впервые вышел на сцену. Руководитель любительского коллектива Галина Касьянова ставила с ребятней спектакли, которые показывали в санаториях и домах отдыха, а потом на вырученные деньги возила юных артистов в Москву и Ленинград. Представляете, что для мальчишек и девчонок из провинции значило побывать на спектаклях МХАТа, БДТ, увидеть легендарного руководителя Московского театра кукол Сергея Образцова, который лично провел для них экскурсию по музею, рассказывал о спектаклях и куклах, а потом пригласил на представление?

По совету Галины Николаевны Виталий Стариков поступил в Саратовское театральное училище. Сколько шишек довелось получить ему поначалу от педагогов старой театральной школы за свой ставропольский говорок! Чтобы соответствовать требованиям строгих наставников, студент Стариков брал словарь, переписывал из него слова в транскрипции, расставлял ударения и помногу раз повторял каждое вслух! И через год педагог по речи одобрительно сказала ему: «Ну, детунь, испра-авил, испра-авил!» Интерес к художественной декламации и дикторскому искусству возник, по признанию Виталия Старикова, именно тогда - в мучительном преодолении собственного несовершенства.

В труппе Белгородского драматического театра он появился в середине 1970-х и сразу же оказался занятым в главных ролях многих спектаклей репертуара. Этапной работой того времени стала для молодого артиста роль Сергея в «Леди Макбет Мценского уезда». По отзывам таллинских газет (щепкинцы гастролировали в Эстонии в 1980 году), роль Сергея «была сделана молодым Виталием Стариковым, что называется, с душой и кровью».

Казалось бы, все складывалось успешно и гладко. Но в начале 1980-х Виталий Стариков уходит из театра.

«Просто мне стало скучно, - вспоминает Виталий Алексеевич. - Когда в зале на спектакле находится 50 человек, это, знаете ли, противно. Когда режиссер ничего не дает молодым артистам в профессиональном плане, когда не получаешь удовольствия даже от большой роли, это неинтересно».

В этот момент и помогла параллельная - дикторская - профессия. На белгородское радио Стариков пришел сразу же, как поступил в труппу театра. Виталий Алексеевич до сих пор с улыбкой вспоминает свой радиодебют, когда он дрожал перед микрофоном, а ведущая эфира, успокаивая, держала его за руку и приговаривала: «Тихо-тихо, сиди...» Осваивать новую профессию было невероятно интересно! И после увольнения из театра Виталий Стариков уезжает в Ростов, работает на местной телестудии диктором, заочно учится на филологическом факультете Ростовского государственного университета и занимается в Институте Всесоюзного радио и Центрального телевидения у прославленных дикторов Советского Союза - Игоря Кириллова, Евгения Кочергина, Веры Шебеко, Анны Шатиловой.

«Евгений Кочергин приводил меня в студию программы «Время», ставил стул возле себя, и я сидел не в кадре, но буквально в двух метрах от ведущих, наблюдая, как они работают, - рассказывает Виталий Стариков. - Вера Шебеко, читая новость с листа, так выстраивала логику, что, казалось, будто она выдает огромную информацию на одном дыхании. Это мастерство великое!»

В театр Виталий Стариков вернется через несколько лет, когда режиссер Владимир Казначеев скажет ему: «Хватит. Поездил - возвращайся», когда сам ощутит острую тоску по сцене и страх потерять ее навсегда.

Вспоминая роли артиста конца 1980-х - начала 1990-х (Лопахин в «Вишневом саде», Ивен в «Страстях под вязами», Рабачев в «Светит да не греет», Митчел в «Трамвае «Желание»), невозможно не заметить, что в решении столь разных характеров Виталию Старикову удалось найти общую психологическую доминанту, прожить драму «мягкого человека», вовлеченного в жестокий круговорот жизни и вынужденного вопреки своей природе поступать жестко с теми, кто дорог. Позже у Старикова появятся заглавные роли в спектаклях  режиссера Юрия Чернышева «Князь Серебряный», «Тристан и Изольда», «Царь Федор Иоаннович», где прозвучат очень важные в перспективе актерской биографии Старикова темы нравственной победы человека в трагических обстоятельствах, величия любви и человечности. Они найдут свое продолжение и в спектаклях режиссера Анатолия Морозова «Месяц в деревне» и «Три сестры», где русские дворяне, интеллигенты, умницы Ракитин и Вершинин обречены были любить, страдать и отказаться от своего счастья. Потому что для обоих существует кодекс чести, понятие греха, и, несмотря на всю страсть, они вынуждены себя останавливать, сдерживать, жертвовать.

Тема духовного пути человека совершенно по-разному интерпретировалась артистом в ролях князя Владимира («Креститель») и короля Генри («Лев зимой»). Если в «Крестителе» она раскрывается через возрождение личности, одоление стихии в самом себе, укрощение внутреннего зверя Христовой любовью, то в «Льве...», напротив, этот зверь съедает душу человека, всю жизнь жившего для себя, в свое удовольствие, предавшего любовь, лишившего себя любви, а значит, и Бога.

«Мне, как человеку православному, в каждой роли важно найти свой монолог, в котором утверждались бы важные для меня нравственные ценности, - говорит Виталий Стариков. - Ведь если актер выходит на сцену, он играет не только то, что было в X, XII или XIX веках, а то, что волнует его сегодня. В любом случае выходит-то на сцену не князь Владимир, не король Генри, не Ракитин или Вершинин, а Стариков. И говорит через своих героев, через предлагаемые обстоятельства о своих болях и тревогах. О себе».

Глубоко личным высказыванием актера и человека Виталия Старикова стала роль Несчастливцева в спектакле «Лес» в постановке Бориса Морозова. Не идеализируя своего героя, Старикову удалось создать образ живой, обаятельный, очень четко и точно акцентировать главное в характере нищего актера чувство человеческой и профессиональной чести. С каким спокойным достоинством на презрительную реплику «Комедиант!» он отвечал: «Что такого, что я актер?» Как твердо, резко ставил на место богатого барина, простодушно предложившего Несчастливцеву погостить в его имении и поразвлекать заодно! Насколько ярко и ясно давал понять артист Стариков одиночество артиста Несчастливцева, его чуждость «лесу» и трагическое осознание невозможности изменить жизнь искусством!

Человек во власти обстоятельств, но имеющий волю быть выше или ниже их - эта актерская тема звучит и в партитуре роли Ивана Прибышева из другого спектакля Бориса Морозова - «Завороженное семейство». Отец взрослой дочери и сына-подростка, завороженных идеями «новых» людей, в исполнении Виталия Старикова не просто наивен, простодушен и «сам обманываться рад». Нет! Зритель понимает - перед ним человек умный, сильный, волевой, но растерявшийся в новых «предлагаемых обстоятельствах» жизни. К тому же, на свою беду, Прибышев, каким его играет В. Стариков, не лишен рефлексии, русского интеллигентского комплекса вечной вины, стремления всех и вся понять и оправдать. За окнами бушует общественный прогресс - значит, стыдно оставаться в его арьергарде. А что при этом рушится дом и гибнет семья - значит, так надо: искупить, пострадать, кару принять. Но все очень логично в характере персонажа объясняет финал спектакля, когда Прибышев освобождается от сковывающего его волю и разум наваждения и предстает полноправным хозяином, отцом и мужем. Роль Старикова в спектакле по ранней пьесе Льва Толстого - пророческой и, увы, поныне актуальной - была отмечена за артистизм в воплощении русского характера на фестивале «Театральный Олимп» в Сочи (2011) и Золотым дипломом театрального форума «Золотой витязь» в Москве (2012).

Личностное отношение к своим героям, взгляд на события пьесы сквозь призму сегодняшнего дня делают актерские работы Виталия Старикова неожиданными и неоднозначными. Так, в его исполнении Гаев («Вишневый сад» в постановке Б. Морозова) с самого начала понимает, что сад будет продан за долги, знает цену своей пустоцветной жизни и шлейфу аромата пачулей, оставляемому сестрой. И прячет Леонид Андреевич горечь этого понимания и знания в спасительной самоиронии, в вышучивании других, в дурацком бильярдном жаргоне и нарочитых высокопарностях. Подвальный философ-скептик Сатин в спектакле «На дне» режиссера В. Беляковича свои пафосные монологи бросает в зал с явной снижено-ироничной интонацией, несмотря на правильность и красивость чеканных, звучных фраз. Не потому ли, что подобных трескучих фраз о величии свободного человека сам актер слишком много слышал на своем веку как с официальных трибун, так и с улиц и площадей?!

...Чтобы говорить со зрителем о волнующих проблемах, мало одного лишь владения приемами актерского ремесла. Нужен опыт жизни, опыт духовного осмысления ее, опыт общения с самыми разными людьми. Виталию Старикову в этом смысле повезло: профессия тележурналиста подарила ему возможность встреч с людьми искусства, религиозными деятелями, военными, медиками, тружениками моря (за участие в медико-просветительских экспедициях «Рубежи России» на Сахалине и Курильских островах наш земляк удостоен звания почетного гражданина острова Шикотан). Эти жизненные и профессиональные впечатления, безусловно, обогатили актерскую копилку Виталия Старикова. Наверное, белгородский зритель с таким интересом ждет и каждой новой работы народного артиста потому, что всегда чувствует за словами сыгранных им классиков и современников личное отношение, личное дело Виталия Старикова.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.