О служителе русскому драматическому театру / К 30-летию Дома-музея А.Н.Островского

Выпуск №8-168/2014, Выставка

О служителе русскому драматическому театру / К 30-летию Дома-музея А.Н.Островского

Выставкой, посвященной автору величайшего драматургического наследия - Александру Николаевичу Островскому, а также великой традиции русской сцены, зародившейся на подмостках Малого театра, по праву носящего имя «Дом Островского», Дом-музей А.Н. Островского на Малой Ордынке отмечает свое 30-летие..

В 1884 году в одном из писем Александр Николаевич написал: «Моя задача - служить русскому драматическому театру».  И драматург служил ему верой и правдой всю свою жизнь, ознаменовав своим творчеством новую эпоху Русского Театра, став, по сути, его реформатором и обеспечив репертуаром все театры мира до скончания веков.

Перед организаторами выставки стояла сложная задача - рассказать о такой масштабной личности в достаточно ограниченном пространстве нескольких выставочных залов. И им не только удалось раскрыть все грани таланта Островского, но и найти возможность представить контекст эпохи, в которой жил и творил драматург и режиссер. 

Выставка располагается в четырех залах. Первый посвящен предшественникам Александра Николаевича, без которых он бы мог и не состояться как драматург. Среди тех, кто оказал на него влияние и сформировал его как творческую личность, Владислав Озеров, Александр Сумароков, Александр Шаховской, Денис Фонвизин, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай Гоголь, Александр Грибоедов - властители умов и сердец человеческих. Рядом с их портретами - афиши, литографии, гравюры, иллюстрирующие историю постановок Малого театра, предметы театрального быта тех лет - немногочисленные «хранители» духа своей эпохи. Здесь же представлены и прижизненные издания произведений А.Н. Островского.

Второй зал раскрывает эпоху Александра Николаевича через истории постановок его пьес в Малом театре и галереи выдающихся актеров - создателей великих образов его драматургии. Здесь можно увидеть живописный портрет драматурга кисти Прова Садовского. Конечно же, первое место в актерской плеяде отдано красивейшим и талантливейшим актрисам. Любовь Косицкая, которая, собственно, и привела Островского на сцену Малого театра. Вернувшись после некоторого перерыва в театр и будучи еще достаточно молодой женщиной, она получила от Верстовского (тогда завтруппой театра) разрешение на бенефис на сцене Большого театра. Косицкая долго выбирала роль и в конце концов остановилась на пьесе тогда еще никому не известного Александра Островского «Не в свои сани не садись». Партнеры были  изумлены: «А кого вы будете играть, Любовь Павловна?» - «Дуню (16-летнюю девушку. - Авт.). Я актриса или не актриса?» И успех был потрясающим.

Дальше - портрет Надежды Никулиной, о которой Островский писал: «...блестящая инженю Никулина - совсем мое создание»; портрет Гликерии Федотовой, для которой в 1863 году Александр Николаевич вторично поставил «Грозу» и доверил ей сыграть роль Катерины (тут же на стуле висит кацавейка актрисы); Марии Ермоловой, не нуждающейся в особом представлении, многочисленные семейства Садовских, В. Живокини, Н.Музиль... Тут же несколько уникальных экспонатов - столик с подлинными вещами Г.Федотовой и детали костюмов к спектаклю «Гроза». Рядом - портреты Льва Толстого, Ивана Тургенева, Ивана Гончарова, Федора Достоевского и других.

Третий зал - это история Малого театра на рубеже XIX-XX веков. И надо отдать должное создателям экспозиции, которые нашли оригинальное решение - на примере постановок одной лишь пьесы «Снегурочка» проследили путь русского театра от Александра Островского к Александру Ленскому и Константину Станиславскому. Особым успехом здесь пользуются эскизы декораций и костюмов к спектаклю Ленского 1900 года.

Историю постановок пьес Александра Николаевича в ХХ веке иллюстрируют материалы по спектаклям, поставленным Борисом Бабочкиным, Игорем Ильинским, Эдуардом Марцевичем. В экспозиции также много эскизов декораций, фотографии, костюмы (например, Элины Быстрицкой из спектакля «Бешеные деньги» 1978 года), афиши и портреты. Среди наиболее примечательных - фотопортрет Веры Пашенной в роли Евгении в спектакле «На бойком месте».

Венчают экспозицию исторические изображения усадьбы драматурга начала 1980-х - 2000-х годов, где все вышеперечисленное, собственно, и можно увидеть.

С фигурой Островского связана целая эпоха в культурной жизни России 50-80-х годов XIX столетия. В день открытия выставки в музее собрались любители и почитатели таланта драматурга. По словам заведующей музея и куратора выставки Лидии Постниковой, им хотелось сделать что-то особенное. И судя по увиденному, им это вполне удалось.

 

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.