Без пяти столетие... / К 95-летию БДТ им.Г.Товстоногова

Выпуск №8-168/2014, Выставка

Без пяти столетие... / К 95-летию БДТ им.Г.Товстоногова

К 95-летию Большого драматического театра им. Г. Товстоногова в Государственном центральном театральном музее им. А. Бахрушина открылась выставка «БДТ. Почти век». 

Большому драматическому театру - 95. (Могло быть и больше - впервые идея театра появилась в 1914-м, но испугала фигура Горького, да еще и война...). Без малого столетие, долгая и славная жизнь. Бахрушинский музей вместе с театром подготовил выставку, богатую и подробную, хотя для истории  БДТ ни выставки, ни журнального объема не хватит.

История эта делится на две части, с рубежом посередине прошлого века, и нам знакома скорее во второй своей половине; то, что было раньше, для многих теперь - область театральной легенды. Выставка делает легенду зримой; оживляет историю.

Театр родился в Петрограде, в первые годы революции, усилиями нескольких людей:  М. Андреевой, в ту пору - Комиссара по делам театров; артиста Н. Монахова - собирателя труппы; М. Горького - идеолога нового дела; затем в дело вошел А. Блок. Они были у руля, определили курс и запустили корабль в плавание.

Театр открылся 15 февраля 1919 года спектаклем «Дон Карлос» Ф. Шиллера и поначалу работал в Большом зале консерватории, но с 1920 года перешел на Фонтанку, в здание бывшего Суворинского театра, где и пребывает до сих пор (за вычетом последних лет реконструкции и кочевья, но с перспективой скорого возвращения в собственный дом).

Курс театра, задуманный еще до его рождения, был позже сформулирован и дополнен Блоком: «Большой Драматический театр  есть, по замыслу своему, театр высокой драмы, высокой трагедии и высокой комедии. Здесь мы находимся в атмосфере служения искусству большого стиля». И еще: «Мы не должны робеть перед великим старым и не должны чуждаться нового».

Театр эту программу выполнил.

На левой стене зала - его прошлое, с начала до середины 30-х годов; все подано крупно и выразительно.  В репертуаре  «великое старое»  (Шекспир и Шиллер, Бомарше и Мольер, Островский и Ибсен) соседствует с экспрессионистами и молодой советской драматургией.

Главные спектакли даны как бы в два яруса: наверху - мизансцены и лица актеров, ниже - эскизы к декорациям и костюмам; воочию понимаешь, что такое  «большой стиль» и высота жанра.

Художники - удивительное созвездие: В. Щуко, К. Петров-Водкин,  А. Бенуа, В. Дмитриев, Н. Акимов, В. Рындин... и далее, вплоть до А. Тышлера, завершающего период. Пир красок, игра объемов, сценическое великолепие -  не самодовлеющее, однако, а слитое со смыслом спектакля, с его атмосферой и с тем, что читается в лицах актеров. По этим лицам понимаешь, как здесь играли в высоких жанрах - без масок, трагических или гротескных, но с редкостной силой и полнотой.  В начале, в «Дон Карлосе»,  Ю. Юрьев - романтический, озаренный внутренне маркиз Поза и Н. Монахов - суровый король Филипп, задают тон. В конце ряда - тот же Монахов, но уже другой король -  Ричард Ш (грозное лицо с печатью несомненного демонизма). Он будто смотрит через зал на Генриха IV, сыгранного в конце 60-х С. Юрским; короли венчают каждую из двух эпох БДТ.  Между ними более 30 лет, но перекликаются, рифмуются театральные времена, говоря о чем-то большем, чем совпадение: о стойкости изначальной породы, о генезисе театра - и о неизбежных переменах, и о том, что они не стирают глубинных традиций.

Правая стена зала посвящена БДТ товстоноговского периода. Первым здесь идет Мастер со своей характерной пластикой, с ощутимым даже на фотографии излучением воли; затем - те, кто наследовал ему в театре (К. Лавров, Т. Чхеидзе, А. Могучий), и, наконец, спектакли.

Выбрать спектакли из товстоноговского периода нелегко - слишком много значительных, необходимых, без которых не поймешь, не узнаешь театра. Выбраны: «Идиот», «Три сестры», «Мещане», «Ханума», «Король Генрих IV», «История лошади». Тоже - большой стиль, хотя уже иной, более земной, человечный, менее пафосный, с иными приоритетами. Если в 20-30-е годы впереди были художники и актеры, а режиссеры сменялись калейдоскопически, то с середины 50-х здесь правит бал режиссер со своей роскошной командой, сделавший надолго вперед БДТ маяком театральной жизни страны.

Быть может, один из секретов Товстоногова в том, что он сумел стать полновластным хозяином театра, опираясь на все его вековые опоры - автора, актера, сценографа - и гармонизируя их.

Формула Блока о новом и старом могла быть повторена им не только в репертуаре, где рядом и вровень с классиками, Горьким и Чеховым, встает, как автор театра, А. Володин, но и в решениях. Недаром в центре выставки, в глубине зала так крупно, по-особому представлена «История лошади» - спектакль, быть может, самый дерзкий и неожиданный и для Товстоногова, и для его союзника и соавтора Э. Кочергина, и поныне главного (не только по должности) художника БДТ.

В целом сценография здесь дана более сдержанно, в костюмах князя Мышкина и Маши Прозоровой, в кольчуге короля Генриха; в деталях, будь то шарманка для «Ханумы» или семейное фото Бессеменовых из «Мещан» в старой овальной рамке.

Главная ценность товстоноговского БДТ, его звездная коллекция - в актерах.

Чувство особой породы, личностного масштаба  царит и здесь, среди наших современннков, героев своего театрального времени: З. Шарко, Т. Доронина, Л. Макарова, Э. Попова... И. Смоктуновский, Е. Лебедев, П. Луспекаев, В. Стржельчик, О. Басилашвили, К. Лавров, О. Борисов, С. Юрский... Всех не перечтешь.

Смотришь на крупные планы, заполнившие длинную стену зала, радуешься, что удалось всех увидеть «живьем», но вдруг ощущаешь какую-то неполноту, недосказанность, обрыв чего-то. Многого, конечно, не охватить, и выбрано неслучайное, характерное - и все же... Где первая и мощная демонстрация товстоноговской  режиссуры в БДТ, его кредо, его диапазона? Общеизвестно, на рубеже 50-х и 60-х годов: «Варвары», «Пять вечеров» Володина, «Горе от ума». Их в экспозиции нет. Все начинается с «Идиота», открытия великого актера, но открытие великой режиссуры -  в названных трех спектаклях;  далее - ее развитие, продолжение.  Отсутствует ключ, исток - все равно, что представлять ранний МХТ без «Чайки», а «Современник» - без «Вечно живых».

Нехватка места, обилие материала - проблема любой экспозиции, но ведь необязательно с таким размахом показывать, например, «Хануму» - можно и потесниться, и разместить рядом необходимое.

Тут еще какая-то история с хронологией. Товстоноговский период доведен до середины 70-х. Далее, в Малом зале, те, кто ставил в БДТ при нем и после него: Э. Аксер и Л. Додин, А. Шапиро, Э. Нюганен, Т. Чхеидзе - и так до нынешнего худрука, А. Могучего.  Решение справедливое и логичное, но среди  «других» затесался сам Мастер со своим «Дядей Ваней» начала 80-х и поздней «Игрой в карты». Как говорится: или - или. Если этот Малый зал не для него, не разместить ли «Дядю Ваню» в Большом?

Переводя  взгляд на левую стену, где вроде бы нет проблем, вдруг замечаешь обрыв в конце линии. Все кончается «Ричардом Ш»; лицо Монахова действует магически, как будто ничего более и не надо. Но где та «горькиада» БДТ, что, начавшись в 30-е годы, выявила надолго вперед главного автора театра, ставшего таковым и для Товстоногова? Где ряд спектаклей, ярких и сильных, в том числе - «Мещане» А. Дикого, «Дачники» Б. Бабочкина , и сам Бабочкин на знаменитой фотографии, в роли Власа, с таким ощутимым порывом, будто мы его застали на взлете?

На стенах выставки - какие-то технические устройства, маленькие мониторы; быть может, здесь должны были показывать то, что кажется мне пропущенным, но они затемнены и молчат.

Могут сказать: выставка - всегда отбор, выбор ее составителя, автора, куратора (во всех трех лицах, наверное, одна Хмелева). Но странны эти пустόты для опытного искусствоведа с таким знанием материальной среды театра, с таким чувством пространства - левая сторона зала, прошлое БДТ тому пример.

Странно еще одно (последняя ложка дегтя): в экспликации к выставке, в довольно подробном тексте, среди основателей театра отсутствует имя Андреевой. А ведь без нее ничего бы и не было.

Это она подписала в 1918 году декрет о создании «Особой драматической труппы» (будущий БДТ), была Председателем правления, удержала в театре Блока... Как ее забыли?

Тот, кто захочет изучить или вспомнить историю БДТ по выставке, получит яркие впечатления, но  пусть знает: они неполны. И, насладившись богатым зрелищем, заглянет потом и в книгу...

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.