"Рыцарь оперетты" / Владимир Келин (Иваново)

Выпуск №8-168/2014, Вспоминая

"Рыцарь оперетты" / Владимир Келин (Иваново)

Ушел их жизни один из выдающихся артистов оперетты, народный артист России Владимир Келин. Этот человек был не просто легендой Ивановского музыкального театра, которому служил верой и правдой 51 год, но и «визитной карточкой» театрального искусства Ивановской области. За десятилетия служения сцене им было сыграно более трехсот ярких и запоминающихся ролей - это на редкость большой послужной список для театрального актера, причем каждая из них накрепко впечатывалась в память зрителей разных поколений.

От природы Владимир Федорович был богато одарен всеми данными артиста самого «легкого» и самого «трудного» сценического жанра, каким является оперетта: это обаяние и эмоциональность, мастерство танца и удивительная заразительность, увлекающая и публику, и партнеров одновременно. Однажды поверив в себя и свою мечту, молодой человек из Сибири начал свой путь в искусстве, который стал судьбой настоящего Артиста. Старт был самым обыкновенным, ведь столько юных дарований мечтают о сцене и славе, устремляясь в Москву учиться на артиста. Но для Володи Келина все складывалось необыкновенно удачно. С первой попытки он становится студентом одного из престижных институтов столицы - ГИТИСА, на факультете музыкальной комедии. Юноша сразу окунается в удивительный мир театральной Москвы конца 50-х годов, когда рождался театр «Современник», когда впервые на гастроли приехали Жан Вилар и Джон Гилгуд, когда в Большом театре пели великие певцы, и еще много всего проходило на его глазах, что стало историей российской культуры, о чем будут писать в театральных мемуарах. Он вошел в мир, где много счастья и невзгод, где уживаются добро и зло, где трепет славы кружит голову, где есть взлеты и падения.

В. Келину повезло с выдающимися учителями-режиссерами: в институте - И. Туманов, в первом театре, в Краснодарской оперетте, - режиссер-новатор М. Ошеровский. Именно встреча с ним определила творческий путь артиста. Грезивший о карьере тенора, молодой В.Келин с легкой руки режиссера избирает амплуа «простака». Он становится тем персонажем, без которого немыслима оперетта. В его репертуаре были практически все классические роли: Бони, Тони, Зупан... Все эти герои жизнерадостные, добрые, никогда не унывающие, а легкость, с какой они порхали по сцене, вселяла радость и дарила хорошее настроение  публике. До сих пор зрители Иванова и других городов вспоминают блестящего Бони-Келина из оперетты И. Кальмана «Сильва». Уникальная пластичность, музыкальность и артистизм сделали его героев неунывающими мотыльками, а Келина непревзойденным Мастером жанра, в которого с годами превратился вчерашний студент.

Поистине судьбой В.Келина стал Ивановский театр музыкальной комедии. Именно здесь его талант окреп, получил огранку высокого профессионализма. И вновь мир Театра подарил артисту прекрасных учителей-режиссеров И. Фаликова, Б. Бруштейна. В спектаклях Б. Бруштейна начинается новый период творчества В. Келина. Вершиной этого периода были гастроли Ивановского театра музыкальной комедии в Москве в 1975 году. Тогда имя артиста Владимира Келина стало известно не только московской публике, но и всем театральным критикам столицы. Почти все театральные газеты и журналы писали о спектаклях театра. В каждой рецензии отмечали его блистательного Министра-администратора из «Обыкновенного чуда» В.Гроховского, Флорестино из «Тогда в Севилье» М.Самойлова и других.

Все чаще среди беззаботных обаятельных «простаков» Келина зрители стали видеть характерных персонажей, исполненных психологически точно и органично. В сочетании трогательной иронии, комизма и лирики артист находил те уникальные характеристики для своих персонажей, которые делали их поистине неподражаемыми: это Дед Захар из «Бабьего бунта», чудик Глеб Козулин из «Сладкой ягоды» Е.Птичкина, Яшка-артиллерист из «Свадьбы в Малиновке» Б.Александрова, Граф Федерико из «Собаки на сене» Г.Гладкова. Эти герои были созданы актером в творческом сотрудничестве с режиссером, заслуженным деятелем искусств России И.Дубницкой. Именно в этот период творческого расцвета таланта актера она помогла ему найти себя в острохарактерных ролях. Героев Келина отличала удивительная черта - трогательность. Таков был его старый еврей Арье Лейб, хранитель устоев и истории нации из «Биндюжника и короля» А.Журбина. Кажется, что вся скорбь и страдания еврейского народа звучат в его пронзительной, грустной песне. В этой роли актер достиг поистине трагического звучания образа.

Основное амплуа артиста последнего периода - комик. Это сложное амплуа, имеющее не одну градацию: комик-ромали, комик-буфф, характерные персонажи. И артист В.Келин по праву принадлежал к актерам театра представления, владея всеми его средствами выразительности.

Одна из таких ролей - маркиз де Понсамбле из оперы-буфф Жака Оффенбаха «Мадам Фавар». Хитрый, хищный вельможа скрывается за личиной старика-ромали. В этом образе слились воедино приемы театра масок дель арте и театра интриги. Герои оперы не сразу разгадают тайну де Понсамбле. И прежде чем быть повергнутым, коварный старик с блеском разыграет свою интригу хитреца, царедворца, злодея и даже жертвы.

В репертуаре В.Келина были и такие незабываемые персонажи как Капеллан в «Дамах и гусарах» Л.Солина, князь  Воляпюк из оперетты «Сильва» И.Кальмана, Государственный муж Акакий из музыкальной комедии «Табачный капитан» В. Щербачева.

Дороги были артисту и его комики-буфф. В.Келин умело пользовался гротеском, средством очень ярким, но коварным, если не чувствовать меры, не знать той грани, за которой актера ждет фальшь, поражение. Но В.Келин - истинный Мастер своего жанра, которому были подвластны сочные краски и полутона, хотя индивидуальность артиста явно тяготела к созданию броских, ярких персонажей, таких, как Сенатор де Ляква из оперетты «Ночь в Венеции» Р. Планкетта, Аристид Жиро из оперетты «Фраскита» Ф.Легара, Поль, слуга в доме Шуфлери, в комической опере «Званый вечер с итальянцами» Ж. Оффенбаха.

На протяжении всей своей артистической карьеры В.Келин всегда много и с огромной радостью играл для детей. Сколько сыграно королей и злодеев, волшебников и других удивительных сказочных персонажей! В.Келин был первым исполнителем роли Старика Хоттабыча в музыкальной комедии Г.Гладкова. Спектакль много лет жил в репертуаре театра. А как можно забыть его Кащея или Хамелеона...

Владимир Келин был не только ведущим мастером сцены Ивановского музыкального театра, каждая его роль становилась событием. Именно таким театральным событием 2010 года стал сэр Джон Кентервиль в мюзикле В.Баскина «Призрак замка Кентервиль» по мотивам рассказа О.Уайльда «Кентервильское привидение». Музыкальный и литературный материал дали актеру возможность сочетать глубокий драматизм с открытой театральностью, разными гранями смешного, гротескового и трагичного. Вокальная партия сколь велика, столь сложна, и образ сэра Джона Кентервиля лишен однозначности.  Владимиру Келину удалось прожить на сцене судьбу одинокого, отчаявшегося старика, убившего когда-то свою жену и ставшего привидением, для которого смерть представляется желанным избавлением. К несомненным достоинствам актерской трактовки этого образа следует отнести не только откровенную симпатию, которую актер испытывает по отношению к своему персонажу, но и нескрываемую иронию, которая окрашивает его в теплые тона.

«Рыцарем оперетты» когда-то назвали Владимира Федоровича Келина в одной из газетных рецензий и это звание закрепилось за артистом на все времена. Он до последнего дня на сцене был темпераментен и незабываем. Творческого равнодушия он не знал и не прощал его другим, заражая своих партнеров вулканической энергией лицедейства.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.