Театр необъятен

Выпуск № 9-169/2014, Из жизни СТД РФ

Театр необъятен

В начале апреля в СТД РФ состоялся Форум «Любительский театр в контексте культурного пространства России», на котором были вручены премии СТД «Признание» режиссерам любительских театров, состоялись выступления директоров наиболее крупных фестивалей любительских театров, которые поддерживаются Союзом театральных деятелей. Вечером того же дня режиссеры уехали в пансионат СТД РФ «Звенигород», где в течение недели проходила III Всероссийская режиссерская лаборатория под руководством М.Н. Чумаченко (ГИТИС).

Обращаясь к участникам форума, Председатель СТД РФ А.А. Калягин сказал:

«Дорогие друзья! Я счастлив приветствовать всех участников форума «Любительский театр в контексте культурного пространства России»! Замечательно, что в Москве соберутся режиссеры любительских театров, директора всероссийских и международных фестивалей, театральные педагоги - все те, кто свою жизнь посвятил любительскому театру. Как правило, в любительском театре работают прекрасные и талантливые люди, преданные искусству театра, энтузиасты своего дела. Всем известно, какую уникальную роль играют любительские театры, в которых играют дети, ведь здесь их не только уберегают от улицы, но и приобщают к миру культуры. Но еще любительские театры, будучи более мобильными, открытыми поиску и эксперименту, являются важнейшими участниками театрального процесса. Наконец, для многих городов России, где нет профессиональных театров, а таких городов много, любительские театры формируют культурную среду города. Поэтому трудно переоценить значение любительского театра, невозможно не сказать слова благодарности всем, кто в них трудится. Я уверен, что вам есть, что обсудить, и форум даст такую возможность творческого диалога. Я желаю вам всем удачи, успеха, всяческих открытий и побед!»

Форум открыл первый заместитель Председателя СТД РФ, народный артист России Евгений Стеблов, он вручил Премии «Признание» режиссеру Народного студенческого театра Санкт-Петербургского государственного технического университета В.Ф. Борисенко, директору фестиваля студенческих и молодежных театров «АРТсессия» (г. Челябинск) и руководителю Детского музыкального театр И.В. Тульчинской (г. Реутов, Московской области). Коллеги из различных регионов России тепло приветствовали лауреатов, а юные артисты Детского музыкального театра из Реутова исполнили несколько концертных номеров.

На форуме присутствовали члены Комиссии СТД РФ по любительским театрам, Совета Российского центра АИТА, режиссеры из Москвы, Жуковского, Троицка, Химок, Реутова, Одинцово Московской области, Гатчины Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Челябинска, нескольких городов Свердловской области, Анапы Краснодарского края, Омска, Ангарска и... Иркутской области, Соликамска Пермского края, Тюмени, Вятских Полян Кировской области, Великого Новгорода, Ухты Республики Коми и др.

В синем зале, где состоялся форум, была организована выставка фотографий, афиш наиболее ярких фестивалей, которые проходят при поддержке СТД РФ. Все приглашенные могли познакомиться и получить изданные в последние годы книги, подготовленные к печати кабинетом любительских театров и Российским центром Международной Ассоциации любительских театров: «Любительские театры России вчера, сегодня, завтра», «Детские любительские театры России», информационный сборник на русском и английском языках Российского центра АИТА, Буклет «Международный практический семинар «Система К.С. Станиславского сегодня».

Форум вели доцент кафедры режиссуры Российского университета театрального искусства (ГИТИС), вице-президент Российского центра АИТА, Президент Ассоциации студенческих театров России (АСТР) М.Н. Чумаченко и заведующая кабинетом любительских театров СТД РФ, ответственный секретарь Российского центра АИТА А.В. Зорина.

 

Мы публикуем фрагменты выступлений участников форума.

Анна Козловская, режиссер Театра «ШуМим» и Наталья Козловская режиссер Театра-студии «Карусель», г. Омск:

- Уникальное явление в жизни театрального сообщества - два режиссера - сестры Анна и Наталья Козловские. Нам на удивление удается двигаться вместе. Несмотря на то, что каждая из нас имеет свой коллектив, вместе мы составляем творческое объединение «Два театра». Мы живем и работаем в Омске во Дворце искусств им. Малунцева. По структуре это Дом культуры, т. е. бюджетное учреждение. Но сейчас оно совершенствуется, и близятся новые реформы.

Анна Козловская:

- В 2009 году мы закончили Театральный институт им. Б.В. Щукина. Семь лет назад мы создали Творческое объединение «Два театра» и все большие проекты делаем вместе. Фестиваль «Неделя экспериментального театра в Омске» - один из больших проектов. Наши актеры выросли, у них большой организационный творческий потенциал. Были необходимы новые цели и задачи. Мы решили организовать фестиваль. Это сразу взбодрило и наш коллектив и город. Ведь для любительских театров у нас только один фестиваль.

Наталья Козловская:

- Омск - город театральный, у нас восемь профессиональных театров, Театральный институт (актерский и режиссерский факультеты), театральный колледж, где готовят будущих актеров, около 50 любительских театральных коллективов. У нас проводится фестиваль «Театральная весна» (во многих регионах есть фестивали с таким названием). На этом фестивале встречаются 30-40 коллективов. Уровень этих коллективов разный: от небольших студий и кружков до театров, которые имеют стаж - 30 - 40 лет. К сожалению, не смотря на широкую театральную среду, подход к конкурсам зачастую формальный.

В 2000 году счастливая судьба привела нас на остров Ольхон. Мы попали в атмосферу фестиваля-лаборатории, который организовал Александр Иванович Кононов. Очень быстро мы поняли: хотим, чтобы такая творческая атмосфера существовала и в нашем городе. Возникло желание создавать на фестивале среду, в которой можно проявить себя не только в спектаклях, но и в мастер-классах, чтобы наш фестиваль становился экспериментальной площадкой. Тогда фестиваль становился бы не просто местом просмотра спектаклей. То сообщество и круг зрителей, которые возникают на фестивале, чувствуют это стремление, они ощущают свободу и радость от того, что это возможно. Мы стремились к «живому» театру, потому что в «живом» театре происходят созидательные процессы, а не деструктивные. Мы стремились рассмотреть уже известное под другим углом, синтезировать с другими видами искусства, вот тут то и возникает ощущение свободы и творческого вдохновения.

Анна Козловская:

- На наш фестиваль мы приглашаем не только экспериментальные театры, но и традиционные театры с экспериментальными работами (такие есть в каждом театре). Каждый год мы вносим какие-то коррективы в программу фестиваля, оставляем то, что понравилось зрителям на прошлом фестивале, что-то убираем, что-то добавляем. У нас есть новшества, которые мы будем переносить из года в год. Это «Дни современной драмы». К нам можно приехать с эскизами спектаклей (синтез читки и эскиза), «Ночь современного искусства», когда на нескольких площадках идет знакомство с разными жанрами современного искусства.

Наталья Козловская:

- Наш Фестиваль мы начинали с ноля. Мы пришли к художественному руководителю нашего Дворца с идеей фестиваля, он сказал: «Да, хорошо, но денег нет». И тогда мы стали искать тех, кто движется в том же направлении что и мы. На первом фестивале были только омские коллективы: театр Флоры Бабаджанян, театр Ольги Красковой, наши два театра и еще семь омских коллективов.

Анна Козловская:

- На следующий год мы приехали в Москву, пришли в кабинет любительских театров СТД РФ рассказали о нашем фестивале, нас услышали и поддержали и уже на следующие фестивали к нам стали приезжать, рекомендованные кабинетом замечательные специалисты: Татьяна Тарасова, Елена Миронова (Салейкова), Майрбек Матаев и другие. Фестиваль зажил полной творческой жизнью, о которой мы мечтали. К нам на мастер-классы приходят не только актеры, но и простые ребята; происходит культурный рост, культурное образование. Теперь нас поддерживает наше Министерство культуры, второй год мы получаем финансирование. У нас есть различные планы развития, хотим вовлекать в наш фестиваль больше уличных театров.

Наталья Козловская:

- Мы приглашаем всех на наш фестиваль. В этом году он пройдет с 19 по 26 октября.


Александр Кононов, режиссер Народного театра «Факел», директор Международного театрального фестиваля «Сибирская рампа», Ангарск, Иркутская область:

- Я расскажу о Международном летнем театральном центре «Ольхон», который располагается на одноименном острове, что на озере Байкал и о Международном театральном фестивале «Сибирская рампа». Мы существуем уже 15 лет. Первым в наши края в 2000 году приехал Владимир Григорьевич Байчер, ныне декан режиссерского факультета Российского университета театрального искусства (ГИТИС). Тогда на Ольхон приехали только три театра (60 человек). Мы занимались изучением метода Михаила Чехова.

Находясь здесь, в этом синем зале СТД я немного ностальгирую по тому времени, когда сюда приходил Михаил Буткевич, руководитель уникальной творческой лаборатории. В течение пяти лет мы, пятнадцать режиссеров, творили здесь совершенно уникальные вещи под руководством этого гениального педагога. Но вернемся на Ольхон...

На следующий год к нам присоединился Юрий Михайлович Авшаров, профессор Театрального института им. Б.В. Щукина, народный артист России. Он стал ежегодно приезжать на Ольхон, руководил работой Центра и своим присутствием создавал необыкновенную творческую атмосферу. Под его крылом выросло не одно поколение учеников, многие из них стали заниматься театральным искусством профессионально.

Позднее с нами работали профессор Театрального института им. Б.В. Щукина В.Поглазов, профессор Школы-студии МХТ В.Мархасёв, профессор Клайпедского университета (Литва) Гитис Падегимас. В разные годы на Ольхон приезжали А. Никольский, М.Чумаченко, Т. Тарасова, Ю. Авшарова, Е. Миронова (Салейкова), Р. Калькаев, О.И. Снопков и другие. Уникальность проекта в том, что остров Ольхон практически лишен цивилизованных условий существования. И мы, создавая проект, решили погрузить театры в необыкновенную первозданную атмосферу, где все представляет собой театр: можно играть на воде, в лесу, среди скал. Театры сами выбирают места для своих спектаклей. Это стимулирует эксперимент и творческий поиск режиссеров. Уникальность еще и в том, что после фестиваля показанное уже невозможно повторить в других условиях, и нужно двигаться дальше и постигать другие вершины. Это открывает перспективу для театров.

Фестиваль не презентационный, он рабочий. Мы не устраиваем конкурсов, мы общаемся с людьми на языке театра. С восьми утра артисты погружаются в работу: идут мастер-классы, происходит обмен опытом (каждый режиссер должен провести зарядку с участниками, показать, как он занимается со своими актерами). Далее в программу фестивального дня включаются педагоги, они проводят занятия до пяти часов вечера. Потом, после небольшого перерыва - просмотр спектаклей и обсуждение. Обсуждения, как правило, длятся далеко за полночь.

Каждому фестивалю мы определяем определенную тему и стараемся провести ее через все занятия. Грядущий фестиваль 2014 года, который состоится в конце июля, будет посвящен теме «Театр - это что?». Театр необъятен, но мы хотим определить для себя, что же является сутью драматического театра, понять, что происходит в театральном процессе сегодня. Ежегодно в рамках фестиваля «Сибирская рампа» проводятся занятия по актерскому мастерству, режиссуре, сценическому движению, петербургский драматург Андрей Зинчук проводит занятия по работе с драматургическим материалом. На фестивале есть место детским театрам и театрам кукол. Поздним вечером проходят «Встречи у Турухтана» - посиделки у костра, презентации театров, дискуссии режиссеров, знакомства актеров, играются капустники - всё это способствует общению театров.

Масштабы проекта расширяются и теперь на фестиваль приезжает около 500 человек участников. С 2004 года мы работаем над тем, чтобы соорудить на острове стационарный Международный театральный центр. В этом хотят участвовать театры разных стран: Японии, Италии, Франции, Южной Кореи. Мы разработали проект, его поддержал Союз Архитекторов России, проект опубликован в журнале «Архитектура». По этому проекту в будущем Центре можно будет играть спектакли при различных погодных условиях, будут построены открытая и закрытая сценические площадки; предусмотрено общежитие, парковки, блок питания. Мы получили под это участок земли на берегу Байкала и теперь пытаемся найти инвесторов для реализации проекта. Я выступал на обсуждениях городского и муниципального бюджетов и просил внести финансирование на строительство Центра в план. По закону в течение 10 дней мне должны были дать ответ, но пока ответа я не получил. Но мы продолжаем работать, рассчитывая на свои силы, находим спонсоров, нам помогает СТД РФ и многие безвозмездно участвующие в подготовке и проведении фестиваля. Мы всем рады, так что, пожалуйста, приезжайте к нам на Ольхон!


Виктор Борисенко, режиссер Народного студенческого театра Технического университета, Санкт-Петербург:

- Несколько лет назад была организована Ассоциация студенческих театров (АСТР) Ассоциация студенческих театров для меня открыла возможность постоянно действующего процесса повышения квалификации. Мы с Вами прекрасно знаем, что такое институт, что такое дома народного творчества, но вдруг появляется несколько лет назад Ассоциация студенческих театров, которая объединила студенческие театры России, мы стали встречаться чаще, проводить фестивали.

В чем особенность? Во-первых, объединение студенческих театров. Студенты, участники театров объединяются в цикл лабораторий. Первая лаборатория - режиссерская. Они занимаются по определенной программе, получают задание и через полгода приезжают уже со своими актерами. И тут происходит самое интересное, потому что я, как режиссер должен работать с чужими актерами, а с моими актерами работают другие режиссеры. За время проведения лаборатории все между собой знакомятся и общаются. В результате показывается представление из тех фрагментов, которые все вместе сделали.

После этого идут фестивали студенческих театров, на которых можно проверить, что на самом деле получилось. Таким образом, пропадает конкурентная атмосфера фестиваля, все относятся друг к другу как друзья, потому что все вместе работали. Первое что дает Ассоциация - объединение.

Кто из студентов участвует в лабораториях? Те, кто впоследствии становится основой коллектива. Эти ребята, побывав на лаборатории, двигают за собой всех остальных. Это все было бы невозможно без Союза театральных деятелей. Поэтому хочется сказать спасибо Кабинету любительских театров, президенту Михаилу Николаевичу Чумаченко, который очень хорошо знает особенности студенческого театра, он не сторонний наблюдатель, а талантливый театральный педагог, который многое дает и коллективам и режиссерам. Он потом помогает им развиваться и расти творчески.


Наталия Сейбель, руководитель студенческого театра «Профиль», г. Челябинск:

- В продолжение выступления Виктора Филипповича, хочу рассказать еще об одной модели фестиваля студенческих и молодежных театров, которая проводится под эгидой АСТР. У нас в городе, на базе нашего Университета мы в течение пяти лет проводим фестиваль, который назвали «АРТессия». У нас специфический проект. «АРТсессия» кроме показов спектаклей включает в себя еще и научный аспект - мы приглашаем литературоведов и культурологов, которые занимаются проблемами драмы.

Первая половина фестивального дня предполагает доклады, конференции, круглые столы, открытые лекции. Далее показ одного или двух спектаклей. Мы, как правило, зовем театры, которые соответствуют направлению нашего проекта, что существенно его дополняет и расширяет повод для дискуссий. Финальная часть - обсуждения. По итогам «АРТсессии» мы издаем сборник научных материалов. Это примерно более 25 статей докторов и кандидатов наук.


Надежда Назаровa, режиссер Театра «ЖЕСТ», Великий Новгород:

- Нашему театру 30 лет. Первые восемь лет мы были Театром не слышащего актера, где играли только не слышащие люди. Сейчас в театре есть ребята с ДЦП, ребята на колясках, очень много ребят, которые просто имеют проблемы со здоровьем. Но мы не говорим о болезнях. Мы говорим о театре и об искусстве. И чтобы о нас заговорили, как об искусстве нам понадобилось 30 лет. Ежегодно мы празднуем День рождения театра и к нам приходит город. Первые ряды - люди не слышащие, в проходах - люди на колясках, а дальше все остальные - это и студенты, и чиновники. Зал бывает переполнен, иногда даже вносим дополнительно скамейки, чтобы вместить всех желающих.

Мы начинали с «Прости меня» Астафьева. Любимый наш спектакль «Ромео и Джульетта», потом стали делать концертные представления и концертные номера, некоторые из них стали показывать на мероприятиях города. Концертные номера - это этюды с жестовым пением, но в них мы используем и танец, и пантомиму.

О таких, как мы говорят: «театр с ограниченными возможностями», а мы - с неограниченными. В этом году мы написали на своей афише «Театр безграничных возможностей». Мы существуем благодаря грантам. Участвуем во всех фестивалях, о которых слышим. За спектакль Жана Ануя «Жаворонок» мы получили Международную премию «Филантроп», а на фестивале «Протеатр» мы играли спектакль в Театре на Таганке.


Сергей Суворов, режиссер Учебного театра «АзАрт» Детской школы театрального искусства (г. Вятские Поляны Кировской области):

- Моя дочь как-то сказала: «Театр начинается с любви!» Думаю это правильно и гениально. Наш театр начинался с любви и мечты о своем театре. А точнее - у нас была мечта создать детскую школу театрального искусства. Это идея принадлежит моей супруге, Н. Н. Суворовой, мне и еще двум педагогам: Н.Т. Кашиной и С.В. Триценко. Мы обращались с этой идеей в разные инстанции, и в какой-то момент администрация пошла нам на встречу. Мы стали заниматься в библиотеке. Здесь родился наш первый спектакль «Ромео и Джульетта». А затем у нас появилось свое помещение, своя сцена, свои классы для занятий.

Нашему театру в июне 2014 года исполнится 15 лет. Наш девиз: «Играя, познаем!» Мы изучаем географию на практике, побывали во многих городах и странах, мечтаем купить удобный самолет и побывать в других уголках нашей страны и зарубежья.

В расписание занятий нашей школы входит несколько предметов: актерская грамота, сценическая речь, сценическое движение, вокал, беседы об искусстве, технические зачеты, выпуск спектаклей. Мы ищем сплав жанров: драматических, пластических, музыкальных. Нам нравится синтезировать современные театральные тенденции с тенденциями ушедших времен. Интересен поиск диалога между разными поколениями, различными культурами. Многие наши выпускники закончили высшие театральные учебные заведения и играют в московских театрах.

Главным событием последних лет в жизни нашего театра, школы и города стала Всероссийская летняя школа для детей и подростков «Театральные каникулы на Вятке» , которую мы провели на своей базе в июне 2013 года в тесном сотрудничестве с СТД РФ. Это было чудесное время и для детей, и для режиссеров. Эту прекрасную форму учебы, общения, дружбы, воспитания подрастающего поколения средствами театра переоценить просто не возможно. Приглашаем всех на «Театральные каникулы на Вятке», которые должны состояться летом 2015 года.

Мы всегда чувствуем поддержку Союза театральных деятелей по различным творческим вопросам, а это так важно для нас. Большое спасибо кабинету любительских театров!


Любовь Лешукова, руководитель Молодежного театра «Мимикрия», г.Тюмень:

- В прошлом году нам исполнилось 10 лет. По-настоящему наше творческое рождение началось с того момента, когда мы попали на фестиваль студенческих театров «Новый взгляд» в Санкт-Петербурге. Попадая в фестивальную среду, начинаешь учиться, фестивальная атмосфера - это некий воздух, благодаря которому театр начинает дышать и расти. Благодаря Российскому центру АИТА мы побывали на различных фестивалях (Латвия, Германия, Норвегия). Но не всегда есть возможность выезжать на фестивали, поэтому мы решили делать свой. В 2007 году у нас родился фестиваль, который мы назвали «Театральная революция». В 2013 году фестиваль обрел статус международного. Следующий фестиваль состоится в 2015 году, приглашаю вас на «Театральную революцию - 2015» к нам в город Тюмень!

Юрий Захаров, актер театра «Мимикрия»:

- До 2011 года у фестиваля не было единой сверхзадачи, и мы стали серьезно работать над его концепцией. Появился лозунг «Молодежному театру быть!», и мы впервые провели «Театральную революцию» в революционном стиле. Сейчас мы пытаемся с помощью фестиваля провести мысль о том, что «театр - это не просто искусство, театр - это модно!». Следующая цель, которую мы ставим перед фестивалем - отбор коллективов. Мы стараемся, чтобы коллективы были разнообразными.

У фестиваля есть финансирование, но оно не всегда достаточное. Хочется, чтобы у театров была возможность приехать за счет оргкомитета фестиваля, но пока у нас нет возможности оплачивать переезд коллективов. У каждого фестиваля находится коллектив, который показывает финальный спектакль, как подарок для всех гостей и участников фестиваля. Также определяется перспективный коллектив, которому мы помогаем с приездом на фестиваль.

Мы занимаемся планированием работы по привлечению зрителей и организацией внутренней фестивальной жизни, что представляется нам очень важным в подготовке любого проекта. Перед фестивалем мы проводим различные перформансы, акции, направленные на привлечение внимания горожан к фестивалю. Что касается спонсоров, то мы очень много и серьезно работаем в этом направлении. Мы ищем партнеров по принципу взаимовыгодного сотрудничества и это срабатывает.

В прошлом году вместе с М.Н. Чумаченко в рамках фестиваля мы снимали часовую программу о театре - «Гастролеры». Каждая программа была посвящена определенной тематике. Мы заботимся о постпродакшне, уверены, рано или поздно он «выстрелит». Что касается внутренней среды - поскольку тематика у нас революционная, все досуговые мероприятия фестиваля мы назвали «подпольем». Это - катание на катке, фотосессии, создание места для отдыха участников фестиваля, где всегда есть чай и сладости, где можно просто посидеть и пообщаться. Этому мы, наверное, научились у театра «Манекен» и фестиваля «UniFest». Мы обязательно заказываем, а затем раздаем участникам сумки, бейджики и другую театральную атрибутику, чтобы горожане, видя участников, обращали на них внимание и понимали - в городе идет «Театральная революция»! То есть мы работаем над созданием благоприятного информационного повода.

В этом году мы ввели обязательное правило - каждый режиссер, приехавший на фестиваль, должен провести мастер-класс. Мы обязательно придерживаемся точного временного графика фестиваля - этому способствует организационная и службы фестиваля, а также служба гидов. С формированием экспертного совета нам помогает А.В. Зорина. Мы стараемся, чтобы в составе совета обязательно был режиссер, критик, специалист какого-либо конкретного сценического направления. В будущем мы очень хотим устраивать в рамках фестиваля творческие встречи с профессиональными деятелями театра. Хотим увеличить число зарубежных участников. И в далекой перспективе хотим формировать афишу фестиваля в двух направлениях: на программу молодежных и студенческих коллективов и программу профессиональных театров.

Любовь Лешукова:

- В течение пяти лет мы были студенческим театром при вузе. Когда ребята закончили вуз, мы ушли из института и стали работать в торговом центре, в котором нам предоставили помещение для репетиционного процесса, там мы стали создавать театр и работать над организацией фестиваля. Помимо «Театральной революции» мы стали проводить фестиваль уличных театров. Так как пространства для игры полноценных спектаклей у нас не было, мы играли в самых различных местах. Так сама жизнь создала экспериментальную, синтетическую модель театра.

Недавно мы придумали проект «Экспериментальная сцена». Проект шел год, раз в месяц театры представляли свои спектакли вне театрального пространства: в подвалах, на парковках, в заброшенных зданиях. Каждый театр сам выбирал пространство, которое считал подходящим. Мы выступили в качестве организаторов и координаторов проекта, занимались технической частью и привлечением зрителей. Помимо представлений проводились лаборатории и мастер-классы. На реализацию этого проекта мы получили финансирование.

В этом году мы сделали акцент на лаборатории - «Экспериментальная сцена - все виды театра». Один раз в месяц мы приглашаем специалиста в том или ином театральном направлении для проведения занятий для всех желающих. Успешно прошел мастер-класс по теме: « Театр художника». Проект объединяет молодежные театры, как любительские, так и профессиональные.


Наталья Алексеевна Платонова, проректор по научной части Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС), Москва:

- Несколько лет назад ректорат нашего университета принял решение создать студенческий театр, и мне поручили его создание. На счастье, я приехала в СТД и познакомилась с Аллой Валентиновной.

Почему появилась потребность в создании театра? - Во-первых, уровень культуры молодежи меняется; мы решили, что театр сможет создать в вузе культурную среду. Во-вторых, мы хотели организовать вечерний досуг для студентов, как-то их занять. Позднее мы сделали фестиваль. Он прошел три года назад. В этом году, осенью, будет второй фестиваль. Приглашаем всех в качестве участников и зрителей.

Что дает фестиваль вузу? - он влияет на учебный процесс. Мы сделали у себя бизнес-театр, обучающую игру; тренируем студентов, разыгрываем ситуации, связанные с их будущей профессией. Так как у нас Университет Туризма, мы делаем вместе с музеями анимационные программы. Что касается творчества, мы также объявили детский конкурс стихотворений о родном крае. Пришло 2,5 тысячи стихов. Так что театр внес творческую волну в работу преподавателей и студентов.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.