Улан-Удэ. Спектакль для чуткого сердца

Выпуск № 9-169/2014, В России

Улан-Удэ. Спектакль для чуткого сердца

В Государственном русском драматическом театре имени Николая Бестужева состоялась премьера спектакля «Игрушки». На этот раз режиссер Евгений Зайд отважился поставить совсем непростую пьесу современного драматурга Антона Маркова.

Пьеса «Игрушки», самим автором заявленная, как «комедия в одном детстве», была написана в 1999 году. За прошедшие 15 лет ее ставили и играли неоднократно. Несмотря на неоднозначное отношение и зрителя, и критиков, режиссеры вновь и вновь возвращаются к ней. В чем же причина? Скорее всего, пьеса Маркова притягательна потому, что затрагивает вечные вопросы смысла жизни, значения любви и дружбы, безвозвратного ухода детства и прошлого. Несмотря на свое название - «Игрушки» - это пьеса для взрослых, в которой автор, используя комичные характерные образы, показывает, как больно и разрушительно одиночество.

В свою очередь режиссер Зайд трактует пьесу как философскую притчу, возрастные ограничения к просмотру спектакля русского театра «+16». Однако этот спектакль в первый раз стоит посмотреть именно вместе со своим ребенком, чтобы просто понять «о чем» он. И совсем не потому, что герои его одеты в «мультяшные» костюмы, а потому что взгляд ребенка более зорок и более объективен. Он смотрит не глазами, а сердцем. И, самое главное, он свободен от стереотипов.

На премьере детей в зале не оказалось, а вот зрители, которых этот спектакль потряс, задел за живое, были. По окончании спектакля кто-то незаметно смахивал набегавшие на глаза слезы, кто-то искренне благодарил режиссера, а кто-то, погруженный в свои мысли, молча уходил, не обращая внимания на обычную для премьеры суету. О чем думали эти люди? Возможно, о том, что все мы выброшены кем-то на эту Землю, и живем здесь не зная «зачем», «почему», «для чего».

Вопрос «зачем мы здесь», несомненно, важен для Евгения Зайда, именно поэтому в его спектакле заняты актеры старшего поколения. Лишь на первый поверхностный взгляд может показаться, что режиссер делает ставку на возрастных актеров, чтобы предоставить им возможность работать. На самом деле это не так. Старшее поколение в данном конкретном театре востребовано, все актеры, занятые в спектакле, играют, и играют успешно. Хотя, справедливости ради стоит признать, что эта проблема в большинстве театров действительно существует - возрастные актеры меньше заняты, не могут похвастаться разнообразием ролей и от этого мучаются и страдают. Однако замысел режиссера шире: он в демонстрации ненужности, выброшенности каждого в какой-то момент, а, возможно, изначально, из жизни, которая нас окружает. Мы стремимся это изменить и не можем «это» поймать.

Наиболее отчетливо в спектакле эта тема звучит у медвежонка Белогрудки (заслуженный артист Бурятии Валерий Шарафутдинов), который стремится отказаться от времени, убежать от него. Он ищет «невременье», но это невозможно. Совсем не случайно режиссер вводит в спектакль новый персонаж, которого нет в пьесе - «часы-ходики» (народная артистка России Галина Шелкова), постоянно присутствующие на сцене, но не внутри действия, а параллельно ему. Персонаж практически бессловесный, потому что время не может говорить или выражать чувства, оно объективно и беспристрастно. Для того, чтобы подчеркнуть суть вводимого персонажа, режиссер использует японскую поэзию. Он не привязан к конкретному имени, в спектакле звучат хокку Мацуо Басё и Еса Бусон. Присутствие двух авторов рождает понимание, что в данном случае важно не имя, а форма. Хокку - это как раз та отстраненность от жизни, которая присутствует во времени.

Удивительно, но именно этот придуманный Евгением Зайдом персонаж, совсем неслучайно пытающийся вначале найти свое место среди взявшихся за руки игрушек, которые его не пускают, потому что не видят и не осознают, по ходу действия становится второй ключевой фигурой спектакля. Зритель постепенно начинает понимать, что ходики - не просто отражение времени, это еще и некое внутренне аlter ego главного персонажа медвежонка Белогрудки.

Незримый, но осязаемый дуэт Белогрудка - Ходики не единственный художественный прием режиссера. Актеры, занятые в спектакле, не просто проживают роли, написанные драматургом, они импровизируют. Безусловно, кому-то эти импровизации могут не понравиться и даже вызвать недоумение. Но зритель внимательный, заинтересованный поймет - ничего случайного, надуманного здесь быть не может. Не только люди, но и любая вещь, с которой соприкасается каждый из нас в этой жизни, становится носителем информации о нас. Игрушки не исключение. Игрушки Евгения Зайда - это отражение и тех людей, которые ими играли, и той жизни, в которой они присутствовали.

Наиболее ярко это чувствуется в поведении Обезьяны (заслуженный артист Бурятии Владимир Перевалов). По правилам игры, когда-то установленным кем-то, он - Злодей. Оказавшись на антресолях, он продолжает играть эту роль, потому что другой роли его не научили, хотя на самом деле Обезьяна - персонаж совсем не злой, и об этом говорит Белогрудка: «Ты добрый. Тебя сделал добрый человек. Злой игрушке нельзя быть злодеем. Поэтому ты самый добрый из нас». Обезьяна, как и Белогрудка, уже не первый раз на антресолях, он старается не помнить об этом, не вспоминать, но как только открывает рот, воспоминания говорят за него. То он с завыванием произносит несколько слов из монолога призрака отца Гамлета, то вдруг начинает напевать куплеты блатной песни. Обезьяна не рассказывает, где он всего этого понабрался, он просто пугает, ведь ничто так не страшит нас, как неизвестность и... необъяснимое. А вот зритель уже сам додумывает историю Обезьяны вне антресолей. Кто знает, возможно, заботливые руки матери однажды засунули эту игрушку в мешок уводимому в ночь, в неизвестность, сыну. Возможно, он - вчерашний мальчишка, осужденный по пресловутой 58-й статье, оказавшись в одном бараке с «блатными», трясясь от страха и, прижимая к сердцу детскую игрушку, делил с ней самые страшные дни и ночи своей жизни. Кто знает, что могут рассказать нам и о нас наши игрушки, имей мы возможность их услышать.

«Имеющий уши, да услышит». Для истории, рассказанной драматургом Марковым, режиссером Зайдом и актерами русского драматического театра Улан-Удэ, уши не сыграют особой роли. Главное, чтобы у тех, кто придет на спектакль, оказалось чутким сердце.



Фото Сергея ПРИМАКОВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.