"Сказочный мир кукол" в Тамбовском областном краеведческом музее

Выпуск № 9-169/2014, Выставка

"Сказочный мир кукол" в Тамбовском областном краеведческом музее

Свой первый сезон Тамбовский театр кукол официально открыл в январе 1934 года, однако кукольный театр в Тамбове появился в 1930 году, когда Наталья и Александр Ефимовы организовали в одной из тамбовских школ кукольный кружок. И вот уже на протяжении 80 лет Тамбовский театр кукол пользуется большой популярностью у подрастающего поколения тамбовчан и их родителей... В честь своего юбилея, который совпал с объявленным в России годом культуры в Тамбовском областном краеведческом музее открылась небольшая выставка «Сказочный мир кукол», где представлено 150 экспонатов из фондов краеведческого музея, музея тамбовского драматического театра, фондов тамбовского кукольного театра.

Начинается экспозиция с витрины, рассказывающей о создателях театра. Художник Александр Петрович и учитель черчения Наталья Николаевна Ефимовы как истинные подвижники в искусстве стремились внести в работу театра все самое новое и передовое. Они хорошо знали историю кукольного театра начиная с древнейших времен. В своих спектаклях они использовали петрушечные перчаточные и тростевые, а затем и «мимирующие» куклы с подвижным лицом. По воспоминаниям современников, им нравился процесс, когда художник становился как бы сказочным Папой Карло, создающим из различных деревяшек, лоскутков материи и других подручных средств непослушного Буратино. Особенно упорно трудились над лицом куклы. Только что вставленные рукой мастера глаза куклы начинали хитро улыбаться, а губы расплывались в улыбке, казалось, что кукла начинает жить собственной жизнью. И даже артисты говорили, что во время спектаклей у них появлялось чувство, что они не ведут куклу, а следуют за ней, ловя пальцами ее малейшее желание, отвечая каждому ее жесту. В начале каждого представления перед зрителями появлялся ни кто иной, как Петрушка, ведь становление театра пришлось на годы, когда вся культурная жизнь рассматривалась через призму идеологических принципов. Герой старинных ярмарочных представлений в руках кукловода А. Фадеевой приковывал внимание юного зрителя своими шутками и прибаутками на злободневные темы, а также в рамках указа Наркомпросса о необходимости «в деле воспитания подрастающего поколения идти через эмоции к мозгу» беседовал с юным зрителем, проводя идеологическую работу. К большому сожалению многие куклы того времени, в том числе и Петрушка не сохранились. В экспозиции представлен эскиз этого весельчака и балагура, а рядом портрет Натальи Николаевны, необычайно красивой женщины в меховом манто, увы, портрет художника Александра Петровича Ефимова не был помещен в экспозицию, зато есть фотография их семьи. В 1937-м художник был признан врагом народа и расстрелян, а его супругу отстранили от должности директора театра. За это время Ефимовы поставили спектакли «Карусель», «Анти-Рождество», «Негритенок Том», «К Октябрю», «Самбо», «Юкки и Лог», «Петрушка и веселая игрушка», «Путешествие Кати-малолетки по стране пятилетки», «Вор Игнашка», «Колобок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Шестеро товарищей», «Сальто», «Таня-революционерка», «Пик, Пак, Пок», «Петрушкина эстрада», «Волшебная галоша», «Красный флаг», «Три поросенка», «Каштанка», «Эстрада кукол», «Белая крыса», «Свадьба» и многие другие. В этом разделе экспозиции показаны две фотографии: «Кукольный кружок за работой. А.С. Фадеева, Н.Н. Ефимова, А.П. Ефимов. Тамбов 1933 г.» и «Подписание договора о творческом содружестве с Ленинградским кукольным театром. Тамбов 1932 г.». Не представлен в экспозиции композитор театра того времени - Григорий Сметанин, которому в этом году исполнилось бы 120 лет.

Плодотворной работе театра помешала начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война. Театр был временно закрыт, но актеры, не ушедшие на фронт, неоднократно выступали в фронтовых бригадах. Театр возобновил работу в 1944 году. Послевоенные 15-17 лет ознаменовались частой сменой режиссеров и художников, и среди них директор театра И. Власов, режиссер и художник М. Олейников, режиссер К. Линдерберг, художник Н. Ткачев. Увы, эти периоды в экспозицию не вошли.

Самым знаковым периодом в истории Тамбовского кукольного театра стал приезд из Крыма в Тамбов и назначение на должность директора и главного режиссера Андрея Петровича Трапани. В витрине, которая посвящена ему и его супруге театроведу Симоне Густавовне Ландау представлены их личные вещи, фотографии, литературные издания. Помимо их портретов можно увидеть фотографию здания театра кукол (левое крыло Тамбовского драматического театра, где театр располагается с 1937 года и по настоящее время), снимки, на которых сняты участники семинара самодеятельных кукловодов, проходившего в Тамбове в 1978 году и зрители на выездном спектакле театра в одном из детских садов города в 1965 году. Представлены также ручка Андрея Петровича, его билет действительного члена международной организации кукольников УНИМА, статуэтка одной из самых популярных кукол Советского Союза - конферансье Апломбова из спектакля театра С. Образцова «Необыкновенный концерт». А также куклы из спектакля 1970 года «Али-баба и разбойники» (режиссер А. Трапани, художник Н. Олейников), и Заяц с Чебурашкой - куклы ручной работы, подаренные Симоной Ландау своему супругу.

Рядом с витриной представлены эскизы и фотография одной из сцен спектакля «Каменный гость» А.С. Пушкина в постановке Андрея Трапани. В одной из витрин можно увидеть эскиз куклы и фотографию одной из сцен спектакля «Поросенок Чок», который был сыгран более 1000 раз, фотографию актрисы Татьяны Осиповой в спектакле «Чебурашка и его друзья», Львенка - куклу из спектакля «Таинственный гиппопотам», а также куклы и эскизы к спектаклю «Золушка» Е. Шварца. Всего же в Тамбовском театре кукол Андреем Трапани осуществлено 53 постановки.

После смерти Андрея Трапани в 1978 году директором театра стала заслуженный работник культуры Елена Аскарова, а главным режиссером театра в 1979 году - Николай Одинцов, в то время завершавший обучение в ЛГИТМИКе. Дипломный спектакль «Голубой щенок» стал первой его постановкой в Тамбовском театре, а за восемь лет свой работы он поставил около 20 спектаклей. После ухода Одинцова главным режиссером становится Надежда Леонтьева. Но увидеть на выставке фотографии, афиши спектаклей того времени не предоставляется возможным, зато в экспозицию помещены портреты двух художниц театра разных периодов Галины Харлампиевой и Лидии Булгаковой, посвятивших театру всю свою жизнь, портретные фотографии труппы сегодняшней и труппы в период 60-летнего юбилея театра. А призы и награды с различных фестивалей и конкурсов занимают отдельное место в экспозиции.

Очень скудно представлено творчество целой династии кукольников, основателем которой стал ушедший из жизни в 2013 году заслуженный артист России, режиссер, художник Анатолий Истомин, пришедший вместе со своей супругой Галиной Истоминой в 1967 году. К сожалению, в конце 2013 года Анатолий Истомин ушел из жизни, создав более 100 героев, являясь с 2002 года главным режиссером театра. По стопам своих родителей пошла их дочь Лия Пыльнева со своим супругом Олегом Пыльневым и их внучка Ксения Пыльнева, которая сейчас работает в Санкт-Петербурге.

И, конечно же, главное место на выставке уделено куклам. Это герои спектаклей разных лет: «Царевна-лягушка» (1988), «Сказка о Царе Салтане» (2003), «Гадкий Утенок» (1995), «Отшельник и Роза» (2006), «Аленушка и солдат» (2010), «Гасан - искатель счастья» (2003), «Страсти по Башмачкину» (2002).

Сегодня театр кукол входит в состав государственного автономного учреждения культуры «Тамбовтеатр», который возглавляет директор Петр Куликов. В театре активно и очень успешно продолжается практика постановки спектаклей приезжими режиссерами, многие из которых являются давними друзьями театра, среди них Станислав Железкин, Дмитрий Смагин, Борис Ходырев и многие другие, есть и дебютанты, один их них Артем Томилов, поставивший спектакль по пьесе Николая Гоголя «Ревизор». В честь своего юбилея и в Год культуры России театр проводит Первый международный фестиваль театров кукол «Преданья старины глубокой», призванный выявить в регионах России и Ближнего зарубежья спектакли, основанные на местных преданиях и легендах.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.