Под знаком 140-летия Казанской оперы. Международный оперный фестиваль им.Ф.Шаляпина

Выпуск № 9-169/2014, Мир музыки

Под знаком 140-летия Казанской оперы. Международный оперный фестиваль им.Ф.Шаляпина

В течение двух с половиной недель ощущалось присутствие Шаляпинского гения на сцене Татарского оперного театра. В это время проходил XXXII Международный оперный фестиваль им.Ф.И. Шаляпина под знаком 140-летия существования оперы в Казани. В далеком 1867 году сформировалась постоянная оперная труппа под руководством непревзойденного мастера оперного дела, антрепренера Петра Михайловича Медведева.

Бесценные афишы из фондов ТАГТОиБ им. М. Джалиля гласят: «26 августа 1874 года в день коронования их императорских величеств, в городском театре артистами русской оперной труппы под управлением П.М. Медведева будет представлена опера М. Глинки «Жизнь за царя». Именно с этой исторической даты и началась эпоха постоянных оперных сезонов в Казани. Репертуар труппы был достаточно богат по тем временам и включал из зарубежных опер «Трубадура», «Травиату» Верди, «Норму» Беллини, «Фауста» Гуно, «Фенеллу» Обера, «Вольного стрелка» Вебера и др. А отечественные оперные шедевры были представлены именами А. Верстовского («Аскольдова могила»), М.Глинки («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»), А. Даргомыжского («Русалка») и А. Серова («Рогнеда»).

Интерес к Шаляпинскому фестивалю растет год от года, он давно утвердился как оперный форум международного класса, включающий в свою афишу знаменитые шедевры зарубежной и отечественной классики, а также раритеты оперного жанра, подобные операм «Дон Кихот» Массне, «Порги и Бесс» Гершвина и «Очарованный странник» Щедрина. По мнению столичных критиков, этот первый в России оперный фестиваль является сегодня прекрасно работающим механизмом со своей идеей и своим лицом.

Казанский феномен утвердил ту модель музыкального марафона, которая позже широко распространилась по всей России. «Казань оказалась не только колыбелью великого певца Шаляпина, - по сию пору - русского вокалиста номер один во всем мире - но и колыбелью фестивального движения России».

Музыкальный критик из Питера Нора Потапова, характеризуя уникальную модель оперного театра Казани, отмечает, что он стал первым и пока единственным в России, который готовит премьеры, набирая составы исполнителей, что называется, со всех концов земли. А затем постоянно приглашает уже подготовленных артистов на каждый спектакль. Эффект налицо: кровь спектакля часто обновляется, на сцене всегда качественные солисты, а публика постоянно заинтригована.

Афиша нынешнего фестиваля включала 9 спектаклей и 2 гала-концерта. Открылось торжество блестящей премьерой «Севильского цирюльника». Остальные спектакли «Аида», «Кармен», «Риголетто», «Евгений Онегин», «Травиата», «Борис Годунов», «Турандот» поставлены в разные годы и до сего времени удерживают высокий художественно-исполнительский уровень. Гости из стран Европы и Америки показали высочайший класс мастерства в прочтении редко исполняемой первой национальной американской оперы «Порги и Бесс» Гершвина.

На уровень события выдвинулись 4 спектакля: «Севильский цирюльник», «Риголетто», «Борис Годунов» и «негритянская» опера «Порги и Бесс». Премьерный «Севильский цирюльник» оказался сенсационным в постановке одного из востребованных российских оперных режиссеров Юрия Александрова, итальянского дирижера Марко Боэми и театрального художника Виктора Герасименко. Юрий Александров поставил в России и за рубежом более 200 опер, но «Севильского цирюльника» среди них не было. На пресс-конференции перед премьерой режиссер поведал журналистам о том, что задумал поставить полноценный спектакль, в отличие от своих коллег, интерпретирующих «Севильского» в минималистском стиле. «Россини написал «Севильского цирюльника» в жанре комической оперы, но я ни разу не видел смешного спектакля, который бы мне понравился. За 200 лет существования этой оперы выработалась масса штампов, вызывающих представления о спектакле с кривыми кринолинами, убогой мебелью, зеркалами и пошлыми виньетками».

Отходя от штампов, Юрий Александров так выстраивает сцены, чтобы зрители, не понимая итальянского языка, сумели ощутить комизм ситуаций через музыку и сценическое действие. В итоге получился искрометный, брызжущий весельем, остроумный, удивляющий режиссерскими находками спектакль, на котором публика веселилась от души, воспринимая сюжет Бомарше о находчивом, предприимчивом цирюльнике.

Высокий уровень «Севильского» определило совершенство его художественных компонентов - музыки, режиссерской концепции, оригинальной сценографии и блестящего актерского ансамбля. Бессмертная музыка Россини была достойно интерпретирована Марко Боэми, сумевшего передать тембровый блеск и воздушную прозрачность партитуры Россини. Такого стремительного темпа prestissimo, сопровождавшего ключевые сцены спектакля, не знали прежние постановки Россини в Казани.

Режиссерское видение «Севильского» убедительно и современно. Юрий Александров по-новому переосмысливает образ Фигаро. Трансформацию главного образа режиссер объясняет следующим образом: «Нашего «Севильского цирюльника» мы постарались сделать актуальным, связанным с реалиями времени. Примета нашего времени - власть брендов. Наш Фигаро - это раскрученный бренд, это организация, которая берет на себя весь спектр услуг, не только бритье и стрижку. Целая команда людей работает над корпоративным брендом Фигаро - у нас это артисты хора, роль которых в спектакле очень важна. Вообще «Севильский цирюльник» - это командный спектакль, где каждый герой связан с другим, каждый аккомпанирует своему партнеру, составляя самое ценное в спектакле - ансамбль... Особая тема в комической опере - юмор. Мы старались не уходить в клоунаду и смех ниже пояса в стиле Комеди Клаб. Основу нашего юмора составляет череда неожиданных ситуаций и предлагаемых обстоятельств, в которые попадают наши герои, вызывая улыбку почтенной публики...».

Осмыслить «Севильского цирюльника» в постановке Александрова с первого раза довольно сложно. Настолько он стремительный, безостановочный в своей динамике, удивляющий комическими поворотами действия и режиссерскими «приколами». Александровская концепция решена в разнообразных стилистических ракурсах - от итальянской комедии dell'arte (партии Берты и Амброджио), демократического жанра итальянской оперы-буфф до мюзик-холла и современных эстрадных шоу. Такая полистилистика воспринимается на удивление органичной и не мешает логике развертывания итальянской оперы начала XIX века.

Сценографическое решение спектакля современно и практично в условиях оперной сцены. На протяжении двух действий на сцене установлена легкая белоснежная 2-х этажная конструкция с балконом в форме «киношного» павильона, наполненного доверху декорациями разных спектаклей. В пояснении режиссера, декорация в «Севильском цирюльнике» представляет своеобразный «ящик Пандоры», в котором хранятся мебель, костюмы, реквизит, собранные за 200-летнюю историю существования «Севильского». В определенный момент артисты достают из ящика все, что нужно для действия: рояль, бюро, стулья, костюмы, шпаги.

Костюмы героев в исполнении Елены Бочковой (Москва) далеки от исторической эпохи конца XVIII века. Одежда действующих лиц напрямую ассоциируется с жанром комедии, пестрит уморительными деталями и эпатирует публику своей разностильностью, броской цветовой гаммой и пристрастием к гротеску. Главные действующие лица: Фигаро, Розина, Альмавива, Бартоло, дон Базилио в каждой сцене являются в новом неподражаемом обличье, вызывая хохот и изумление публики.

И все же некоторые театроведы, журналисты не приняли «Севильского», усматривая в нем параллели с капустниками, телевизионным КВН и Комеди Клаб. «Стремление режиссера осовременить постановку - само по себе неплохо, но, судя по реакции зрителя, не все идеи Александрова оказались «читаемыми». Наверное, это повод подумать о нашем отношении к классике, которая, как ни крути, актуальна без прикрас. А её интерпретация - дело тонкое...»

Позволю себе возразить: отношение к классике у Юрия Александрова весьма чуткое и бережное, контролируемое превосходным художественным чутьем и профессиональным знанием законов музыкальной и сценической драматургии.

После Шаляпинского фестиваля оперная труппа сразу же выехала на гастроли по странам Европы. «Севильский» производит фурор и вызывает всеобщее восхищение.

Казанская публика впервые познакомилась с прочтением Владимира Маторина (Большой театр России) партии Бориса в «Борисе Годунове». Убеждает психологический подход артиста к роли мятежного царя и глубина воплощения его личной драмы. Обладатель мощного баса, В.Маторин создал цельный образ многострадального царя с выразительнейшей кульминацией в эпизоде галлюцинаций в сцене смерти Бориса. Оркестр под управлением Рената Салаватова, который являлся музыкальным руководителем постановки 2005 года, и хор (Любовь Дразнина) сумели воспроизвести трагическую атмосферу смутного исторического времени и создать наивысший градус народной музыкальной драмы, доведя ее до общечеловеческой трагедии.

Мощное воздействие на зрителей оказал «Риголетто», благодаря

участию таких солистов редкого дарования, как Борис Стаценко (Германия) в партии Риголетто и Альбина Шагимуратова (ТАГТОиБ им. М. Джалиля, Метрополитен-опера, Нью-Йорк) в роли Джильды. Мы и раньше наблюдали их тандем на фестивале в этом же оперном контексте в 2010 году. С величайшей силой трагизма передана Стаценко психологическая сложность противоречивой натуры Риголетто, проклятого несчастным старцем Мантероне. Альбина Шагимуратова наделила Джильду гаммой разнообразных чувств: чистотой облика, природным обаянием и красотой души. Вокальное мастерство певицы поражает своим размахом, широтой дыхания, тончайшей нюансировкой музыкальных фраз, подчиненных глубокому раскрытию трагического женского образа.

Достойный дуэт примадонне составил обаятельный, пылкий, яркий в сценическом плане Сергей Скороходов (Герцог).

Явным просчетом оказалось приглашение из Италии дирижера Роберто Пармеджани на сложнейшие фестивальные спектакли «Аида» и «Риголетто». Управление оркестром было далеко от идеала - поблекли тембровые краски, утерян ритмический и звуковой баланс.

Эмоциональное потрясение испытала публика на опере Гершвина «Порги и Бесс». Казанская постановка гершвиновской оперы прошла в концертном исполнении. То, что мы слышали ранее во фрагментах на концертной эстраде, обрело цельность и драматическую завершенность. Превосходная музыка Джорджа Гершвина, впитавшая колоритные напевы афро-американского фольклора, рэгтаймы, мелодии и ритмы джаза в сочетании с танцевальной американской культурой - все это воспринималось свежо и современно. Опера, созданная Гершвиным в 1935 году, не утратила своей свежести и новизны. Неподражаемый колорит американской музыки блестяще передали великолепные исполнители из европейских стран и Соединенных Штатов: Терри Кук - Порги, Лакита Митчел - Бесс, Алексей Дедов - Краун, Рональд Самм - Спортинг Лайф, Нейл Нельсон - Джейк, Мельба Рамос - Клара, Анна Кейта - Сирина и артисты Татарского оперного театра.


Общие впечатления от «Порги и Бесс» было сравнимо с воздействием культурного шока. Восторг вызывали мощные и вместе с тем гибкие голоса американских певцов. Чрезвычайно интересным было знакомство с вокальной техникой солистов, у которых все было новым по сравнению с российской вокальной культурой: специфика вокала, певческое дыхание, звукообразование, полетность звука, его филировка и, главное, беспредельная сценическая раскованность и актерское мастерство. Темнокожие певцы, обладая «звериной» пластикой, свободно поют и, изящно пританцовывая, двигаются, создавая незабываемый сценический образ.

Необыкновенной красоты звучания достигали оркестр в руках маэстро Марко Боэми и многотембровый хор, освоивший технику блюзовой оперы. Сложную полиритмику партитуры оперы оркестр, хор и солисты преодолевали легко и непринужденно. Эффектное, яркое и масштабное зрелище захватило зал.

XXXII Шаляпинский оперный фестиваль достойно завершили два гала-концерта. С чудными сюрпризами и приглашением замечательных вокалистов современности Вероники Джиоевой (Большой театр России) и Татьяны Мельниченко из Испании. А сюрпризами были трио басов в составе Сергея Магеры, Андрея Валентия, Тараса Штонды и трио теноров - Ахмед Агади, Сергей Скороходов с Алексеем Татаринцевым, исполнивших в финале гала-концерта «О sole mio». Постановку гала-концерта осуществил заслуженный деятель искусств России, режиссер Валерий Раку (Москва).

На следующем Шаляпинском фестивале мы ждем новых масштабных и креативных проектов в области оперного искусства и приглашения новых звезд мировой величины.


Фото представлены Пресс-центром Татарского Академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.