Постоянно включенный прожектор сознания. Вспоминая Дарью Карпову (Петрозаводск)

Выпуск № 9-169/2014, Вспоминая

Постоянно включенный прожектор сознания. Вспоминая  Дарью Карпову (Петрозаводск)

18 марта 2014 года исполнилось 100 лет со дня рождения одной из основательниц Национального театра Карелии народной артистки России Дарьи Кузьминичны Карповой.

Дарья Карпова родилась в деревне Совдозеро 18 марта 1914 года. Окончила семилетнюю школу в селе Паданы, история которого восходит к XVI веку. Статус уездного города Паданск получил, как и Петрозаводск, в 1777 году. К концу XIX века, по свидетельству современника, в Паданах уже «нет семьи, где бы не было грамотных», что не удивительно, ведь пять школ содержал Паданский приход. Кроме того, было открыто и учебное заведение недуховного ведомства - земское сельское училище Министерства народного образования.

Дарье Карповой было десять лет, когда умер ее отец. Семья оказалась без кормильца, а Даша осталась за старшую. В холодную и голодную зиму дети под предводительством Дарьи вышли просить милостыню. Но первая же попытка протянуть руку обернулась для девочки столь сильным душевным потрясением, что на два долгих года она потеряла голос. Человек, способный с юных лет жить столь насыщенной и драматической внутренней жизнью, не мог остаться незамеченным учительницей С.В. Миролюбовой, организовавшей в Паданской школе драматический кружок. Именно на сцене школьного драмкружка сделала свои первые шаги в большое искусство Дарья Карпова.

В 1929 году на VIII Всекарельском съезде Советов актеру и режиссеру Рагнару Нюстрему было поручено создать в Карелии профессиональный национальный театр. Решили набрать национальную карело-финскую студию при Первом Ленинградском художественном политехникуме. Дарья Карпова прошла вступительные испытания и в пятнадцать лет оказалась в Ленинграде - сокровищнице мировой художественной культуры. Ее однокурсниками были Нелли Бекман, Аниса Гардинина, Тойво Ланкинен, Матвей Любовин, Ирья Ремшуева, Суло Туорила, Эмма Хиппеляйнен и другие карелы, финны и ингерманландцы, а руководителем карело-финской актерской студии - главный режиссер БДТ им. М. Горького К.К. Тверской. Профессиональное образование в политехникуме претендовало на универсальность: кроме мастерства актера большое внимание уделялось вокалу, танцу, сценическому движению, акробатике. О многом говорит тот факт, что в техникуме параллельно со студийцами учились такие в будущем большие актеры, как П.М. Суханов, Е.В. Самойлов, М.А. Призван-Соколова.

То, что Дарья Карпова - драматическая героиня, выяснилось еще в процессе обучения. В 1932 году в первом спектакле Карело-Финского драматического театра - «Разлом» по пьесе Б. Лавренева в постановке Рагнара Нюстрема - она играла дочь командира крейсера «Заря» Татьяну Берсеневу. Затем подряд сыграла Оксану в «Гибели эскадры» по пьесе А.Корнейчука (1934), Любовь Яровую в одноименном спектакле по пьесе К. Тренева (1935) и, наконец, - вершину современного революционно-романтического репертуара: Комиссара в «Оптимистической трагедии» (1935), роль, в которой блистала Алиса Коонен. По словам самой Дарьи Кузьминичны, именно в сцене гибели Комиссара она впервые почувствовала, что живет в образе и «держит» зал. А для нее как для актрисы было очень важно, как говорил Михаил Щепкин «влезть в шкуру действующего лица». Тем более необходимо это в сцене смерти на сцене, которую нельзя убедительно обозначить, а возможно только «прожить». И не будем забывать, что актрисе было на тот момент всего двадцать лет, а не сорок с лишним, как Коонен.

Уже в первых ролях наметились характерные особенности искусства Дарьи Карповой - сдержанная патетика, простота сценической формы при тонком внутреннем психологизме роли. Ее героини были сильные, умные и волевые, но за счет того, что актриса не допускала резких движений или форсирования голоса (очевидцы вспоминают, что она вообще никогда не кричала), сценические образы Дарьи Карповой оставались исполнены женственности, грации и скрытого лиризма. Когда-то вынужденно промолчавшая два года, актриса ценила внешние выразительные средства и дозировала их скупо.

Тем более интересно, что следующий сезон принес Дарье Карповой три разноплановые роли мирового репертуара: трагедийная роль Айникки в пьесе «Куллерво» А. Киви, острохарактерная Анна Андреевна в «Ревизоре» Н.В. Гоголя (к тому же еще и возрастная) и лирико-романтическая Беатриче в комедии «Слуга двух господ» К. Гольдони. Актриса думающая, ищущая и размышляющая, Дарья Карпова в создании этих образов шла от зерна роли, а не от формы. Поиски были удачны, и творческий диапазон актрисы значительно расширился.

Зима 1936 года была ознаменована 36-дневным походом - «Театром на лыжах», когда актеры Национального театра, и Дарья Карпова в том числе, прошли по лыжне Антикайнена, дав 43 спектакля и концерта в районах республики.

Осенью 1937 года театр был закрыт, Рагнар Нюстрем и половина мужского состава труппы арестована, а оставшиеся на свободе актеры переведены в Театр русской драмы. В 1939 году актеров Финского театра отправили в распоряжение ленинградского военного округа, и в течение советско-финской войны они выступали на передовых и в госпиталях.

Новый виток творчества театра и Дарьи Карповой в нем связан с именем выпускника режиссерского факультета театрального института Степана Котсалайнена, возглавившего Финский театр в 1940 году. В 1940-1941 годах актриса создает два характерных и неоднозначных образа: дочери Булычова Варвары в драме «Егор Булычев и другие» по пьесе А.М. Горького и Матери Маши в лирической комедии «Машенька» по пьесе А. Афиногенова. В подобных ролях имеет значение, «адвокат» или «прокурор» своих героев актер. Дарье Карповой удавалось, не выходя из образа, относиться к своим героиням и с иронией (фирменная чуть заметная хитринка в глазах»), и с сочувствием одновременно.

В начале Великой Отечественной войны Степан Котсалайнен погиб, защищая Петрозаводск, а театр был эвакуирован в Архангельскую область. В конце 1942 года в качестве художественного руководителя Финского театра был приглашен режиссер и театральный педагог, ученик Станиславского Н.В. Демидов, создатель собственной системы работы над актерским мастерством. Основа демидовской системы - этюдная техника, сохраняющая творческое восприятие молодого актера, дающая ему свободу и спонтанность сценического существования. Это как раз то, что было нужно Дарье Карповой, стремящейся к органичности создаваемых образов. После почти года углубленных занятий с труппой в 1944 году в Беломорске состоялась премьера драмы «Нора» по пьесе «Кукольный дом» Г. Ибсена. В статье «Неизвестный Демидов» М.Н.  Ласкина пишет: «Местная пресса и приехавшие из Москвы театральные специалисты восторженно отозвались о спектакле. Исполнительницу роли Норы, Ирью Вийтанен, они готовы были ставить наравне с великой Комиссаржевской». О роли подруги Норы Кристины Линде - Н.В. Демидов отозвался так: «Искренний и правдивый образ создала Дарья Карпова. Она очень естественна. Во многих сценах актриса превосходна». К сожалению, этому спектаклю не было уготовано долгой жизни...

После войны Дарья Карпова наряду с Елизаветой Томберг заняла прочное положение ведущей актрисы театра. Они составляли отличный актерский дуэт. У Карповой не было мощного темперамента, сильных и глубоких аффектов Томберг, но была точная филигранная работа; ее роли не так захватывали зал, но всегда были и наслаждением для глаза, и зарядкой для ума. В ее существовании на сцене не было суетности, случайности, ведь при столь скрупулезном подходе к работе над ролью не оставалось места неудаче.

Дарья Карпова сыграла более ста ролей в спектаклях классического, национального и современного репертуара. От ролей Кручининой в драме «Без вины виноватые» Н.А. Островского и Аниты в драме «Сын рыбака» В. Лациса без видимого труда переходила к острокомедийным образам Маминой Лийзы в спектакле «Бабье лето» по пьесе М. Лассила и Кесарии в спектакле «Пока арба не перевернулась» О.Иоселиани. Глубоким благородством и безупречностью дышал в ее исполнении образ женщины-дипломата Кольцовой в спектакле по пьесе братьев Тур «Чрезвычайный посол». Достоверным и правдоподобным был образ Устеньи в национальной драме «Примешь ли меня, земля карельская?» и полным лиризма - образ Манни в спектакле «Дикий капитан» по пьесе Ю. Смуула.

Снималась Дарья Карпова и в кино - фильмы «Сампо» и «Холодное лето пятьдесят третьего...». Всю жизнь много читала, прекрасно играла в шахматы, всегда находилась в курсе всех значимых событий, охотно общалась с молодежью, которой было всегда с ней интересно. Плодотворно занималась общественной работой. Была первым председателем правления Карельского отделения Всероссийского театрального общества. Избиралась депутатом Верховного Совета СССР 3-4 созывов, депутатом Верховного Совета Карело-финской ССР. В 1994 году стала Почетным гражданином Петрозаводска.

Масштаб личности актрисы поразителен. Зять Дарьи Кузьминичны, Алексей Самойлов в воспоминаниях о ней пишет, что она «жила... с постоянно включенным прожектором сознания. ... так живет философ или крупный писатель, который рефлексирует по поводу всего, что происходит».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.