Посвящая жизнь искусству. Вспоминая Валерия Вольховского (Воронеж)

Выпуск № 9-169/2014, Вспоминая

Посвящая жизнь искусству. Вспоминая Валерия Вольховского (Воронеж)

История Воронежского театра богата замечательными именами. Талантливейшие режиссеры работали в городе, восхищая и радуя зрителей на протяжении многих лет. В послевоенные годы Драматический театр прославили Всеволод Энгелькрон, Александр Дунаев, Фирс Шишигин, Петр Монастырский... Всесоюзную известность принесли воронежской сцене Глеб Дроздов и Анатолий Иванов. Зрительскую любовь, кроме кольцовской Драмы, снискали со своими лидерами Театр оперы и балета, ТЮЗ, Камерный и, конечно же, Театр кукол. Взлету «кукольного» искусства в городе мы обязаны режиссерам Игорю Лукину и, безусловно, Валерию Вольховскому, получившему мировое признание. Именно об этом выдающемся мастере хочется вспомнить сегодня, в дни 75-летия со дня его рождения.

Валерий Аркадьевич Вольховский родился 16 декабря 1938 года в городе Николаеве в театральной семье. Его мама была актрисой, а отец - художником кукольного театра. Судя по всему, атмосфера в семье, интересы родителей и их друзей определили путь будущего народного артиста России, его мечты, вкусы, устремления. В 1960-м Вольховский поступил на отделение «Актер театра кукол» Ленинградского государственного института театра, музыки и кино на курс известного кукольника Михаила Королева. Это было удивительное время подъема страны, воспрявшей после страшной войны, время расцвета отечественной культуры, в том числе литературы, кинематографа, театра... Не стал исключением и театр кукольный.

Поработав актером в Тамбове и Харькове, Вольховский заканчивает Высшие режиссерские курсы в Москве, которые вели народные артисты СССР Сергей Образцов и Андрей Гончаров. Получив в 1966 году диплом, молодой постановщик начинает яркую и необычайно насыщенную творческую жизнь в театрах Белгорода, Орла и Брянска, везде проявляя себя оригинальным, ищущим свой почерк и свою тему режиссером.

В 1977 году Валерий Ольховский получает приглашение возглавить Челябинский театр кукол, где через несколько лет к нему приходит всемирная известность. Именно в этот период сформировались основные принципы его режиссуры. В уникальном синтетическом театре мастера появились спектакли не только для детей, но и для взрослых - постановки философские, глубокие, показывающие новые возможности соединения куклы и «живого» актера. В Челябинске при его участии была создана лаборатория кукольных театров Урала и Сибири, проводились фестивали лучших спектаклей. С Вольховским сплотились его единомышленники Виктор Шрайман, Анатолий Тучков, Роман Виндерман, Михаил Хусид... Тогда же состоялся его творческий союз с художником-сценографом Еленой Луценко (верным сподвижником мастера на долгие годы). Высочайшего художественного уровня достигли постановки Вольховского тех лет, среди которых были «Соломенный жаворонок» В. Новацкого, «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта, «Мертвые души» Н. Гоголя. В 1985-м Вольховский был удостоен Государственной премии РФ имени К. С. Станиславского.

С 1987 года Валерий Вольховский становится главным режиссером Воронежского театра кукол. Уже первый его спектакль «Процесс над Жанной Д'Арк» поразил зрителей удивительным сочетанием кукол, масок и так называемого «живого плана» - работы актеров на сцене с открытым лицом (без масок и кукол). Проникновенная театральная полифония покорила всех своей непредсказуемостью, искренностью и вдохновенным талантом.

Следующей программной постановкой был «Озерный мальчик» П. Вежинова. Этот тонкий и пронзительный спектакль на долгие годы стал визитной карточкой театра, получив множество международных наград. С ним воронежцы выезжали во Францию и Швейцарию, Чехословакию, Болгарию, Венгрию... Во многих странах побывали и другие постановки Вольховского, которым всегда восторженно рукоплескали зрители и самые взыскательные ценители сценического искусства.

Среди незабываемых воронежских спектаклей режиссера - «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Из жизни насекомых» братьев Чапеков, «Левша» Е. Замятина по Н. Лескову, «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта, «Мертвые души» и «Шинель» по Н. Гоголю, «Соловей и император» и «Дикий» В. Синакевича, «Хитроумный идальго» по М. Сервантесу. Они отличались феерической режиссерской фантазией, неожиданностью и изысканностью метафор, сложнейшими сочетаниями марионеточных, верхушечных, тростевых и планшетных кукол с масками и «живым планом» открыто работающих актеров. Все эти средства художественной выразительности служили не внешним эффектам, а усилению основной мысли, сверхзадачи каждого спектакля. Гармония целого возникала из тщательно продуманных и взаимосвязанных эпизодов и нюансов, углубляющих идею той или иной постановки.

В театре Валерия Вольховского, который по инициативе мастера получил название «Шут», создавалось множество разнообразных постановок, украшающих и сугубо детский репертуар: «Легенда о добром сердце», «Мой золотой цыпленок», «Три поросенка и серый волк», «Солдат и ведьма», «Японские сказки», «Али-Баба и 40 разбойников», «Волшебная лампа Алладина», «Солнышко и снежные человечки»... За свои спектакли Валерий Аркадьевич получил в 1998 году вторую Государственную премию РФ. Он всегда старался говорить с детьми просто о сложных вещах, никогда, однако, не опускаясь до примитива и пошлости, стараясь достучаться до каждого сердца, прививая так или иначе незыблемые основы Человечности - доброты и чуткости, благородства и сострадания, способности мыслить. Под этим знаком Валерий Вольховский организовал и провел в Воронеже несколько Международных фестивалей кукольных театров, названных «Посиделки», на которые стремились попасть (как и на все спектакли Вольховского) целыми семьями многие и многие театральные поклонники.

Он обладал редким качеством привлекать к себе самых разных людей. Давал возможность приглашенным режиссерам проявлять себя и ставить спектакли на воронежской сцене. Друзья помнят удивительные «вечера» в его кабинете с вкусным чаем, который он заваривал сам, разговоры обо всем на свете и, конечно же, о его любимом театре, который был главным делом его подвижнической, наполненной высоким творчеством жизни.

Конечно же, судьба мастера не была гладкой и безоблачной. Ему, как и другим большим художникам, пришлось преодолевать всякое - равнодушие чиновников, непонимание, а то и противостояние некоторых актеров, собственную болезнь, смерть близких, развал страны и вопиющую деградацию культуры «нового времени». Он проходил испытания, не изменяя своим принципам, превозмогая все до самого своего ухода из жизни, оборвавшейся 19 сентября 2003 года.

Спектакли Валерия Вольховского остались в нашей памяти. Что-то запечатлено на пленках, в книгах и статьях, рассказывающих о нем - подлинном рыцаре театра, Мастере, чье искусство было обращено к Душе и Совести человека. Этому искусству он посвящал всего себя.

Сегодня созданный Вольховским театр продолжает работать, пополняя репертуар, получая новые призы и признание зрителей. И значит, все было не зря.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.