Магадан. А ценности всё те же

Выпуск № 9-169/2014, В России

Магадан. А ценности всё те же

Все персонажи музыкального спектакля «Рыцарские страсти» по пьесе В. Плешака и В. Красногорова с первых секунд были на сцене Магаданского государственного музыкального и драматического театра. Не часто зрители начинают аплодировать сразу после открытия занавеса, когда все актеры не только молчат и не двигаются, да еще и стоят спиной к зрителям. Но стараниями сценографа Андрея Непомнящего, декораторов театра, столь красочным оказался двор испанского замка с живым фонтаном посредине, что не отреагировать аплодисментами зрители не смогли. Этот зрительский аванс звучал много раз во время всего действия и не только после исполнения арий, дуэтов. Аплодисменты вспыхивали после забавных реплик, смешных и трогательных мизансцен и даже во время пауз, мастерски выдержанных актерами в нужное время и нужный момент. Яркий пример - молчаливое выслушивание шепота Монаха (Николай Бекасов) Графиней в исполнении Оксаны Плиско. Ни слова в зал, но мимика актрисы была столь выразительна, что стал понятен весь смысл переданных ей слов. Это только эпизод, но он точно иллюстрировал тот тон взаимопонимания, что сложился между зрительным залом и артистами на сцене. А именно это взаимопонимание стало определяющим для создателей спектакля - режиссера-постановщика, заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Добровольского и прославленного композитора, также заслуженного деятеля искусств РФ Виктора Плешака, который впервые в жизни прилетел в столь дальний от Санкт-Петербурга город, чтобы еще раз услышать музыку, что он сочинил для этого сценического произведения.

Именно - еще раз, так как почти 30 лет назад этот спектакль был поставлен этими же людьми - Добровольским и Плешаком - в Хабаровске и имел оглушительный успех. Вот и тревожились творческие друзья: а как сейчас современные зрители, особенно молодежь, примут те ценности, что преподносят им рыцари и дамы далеких времен, когда все, что двигало их поступками и чувствами, кажется уже безвозвратно канувшим в Лету. Нет, не канули в Лету любовь, поэзия, смелость и страсть, а звон скрещенных шпаг служил бравурным музыкальным фоном для тех, кто не боялся обнажить их.

Сюжетная линия пьесы оригинальна и забавна. Почти что «Ромео и Джульетта» - но все наоборот. Противники любви юных Амаранты (Наталья Аушкина) и Дона Фелиса (Тимур Самарханов), их родители, Барон в исполнении заслуженного артиста России Аркадия Касацкого и Графиня, решили излечить влюбленных именно тесной любовью в течение года, приказав им быть вместе постоянно, ночью и днем, не отлучаясь друг от друга, Смелый эксперимент и удался и не удался, и здесь закипали прямо таки шекспировские страсти. Ведь под сомнение ставились такие великие ценности как любовь, терпение, душевная теплота. И герои мучились поистине гамлетовским вопросом - быть или быть всему этому в их жизни?

Спектакль наполнен любовью, поединками, испанской страстью, серенадами и куплетами. Новые грани своего таланта облачил в безумства странствующего поэта и рыцаря Влад Поляков. Этому актеру всегда присуща полная отдача, стремительность и азарт, умение так погрузиться в образ, что, похоже, он отрешался от всего, что существует вне сцены. Он был именно Доном Родриго, который во время исполнения своей главной арии заставил зал замереть и, возможно, позавидовать героям, которые так умели «сражаться и любить». Музыкальный спектакль по жанру очень близок мюзиклу, поэтому музыкальных номеров было предостаточно, но пронзала все действие и драматическая сюжетная линия, где игра и пение Амаранты, Дона Фелиса, Графини, Капитана стражников (Владимир Дмитриев), были в точном соответствии с режиссерскими замыслами и звучанием живого оркестра под управлением Вячеслава Карякина. А сюжетная линия до конца держала зрителей в напряжении - как же все-таки завершится эта вечная борьба любви с обыденностью?

Конечно, свою добрую и умную волну внесли в спектакль ветераны сцены, А. Касацкий и Н. Бекасов. Каждое их появление на сцене было органично, концентрировало на себе внимание зрителей, а пели они, как всегда, мастерски и красиво. А Бекасов к тому же филигранно преподнес зрителям свое прочтение роли Монаха. С одной стороны - он хитер как Тартюф, с другой - бескорыстен как аббат, венчающий Ромео и Джульетту. Свои чистые душевные помыслы он не отделяет от алчности. Монах был интересен всем - и персонажам спектакля и зрителям. Заслуженный артист РФ Валерий Бунякин в маленькой, но заметной роли «покрытого пылью веков» Архивариуса, запомнился именно своей точной драматической игрой, ведь он и не пел, и не танцевал. А вот артисты Михаил Попов и Юлия Кунашенко, составившие классическую пару слуги и служанки, пели, танцевали, дурачились от души, и являли нам тот сценический кураж, без которого нельзя представить истинный мюзикл. «Куражистые» танцы поставили Анастасия Ульянич из Оренбурга и Светлана Касацкая, и в них балет музыкального театра, выросший за последние годы почти вдвое, буквально купался.

Отрадно, что в магаданском театре явно прогрессирует игра молодых. Тимуру Самарханову, выпускнику магаданского курса ГИТИСа, все чаще режиссеры доверяют ключевые роли, и в этом спектакле он сделал новый и яркий шаг в своей актерской профессии, и, что интересно, в своем Доне Фелисе он обнаружил и явил зрителям абсолютно современные черты молодого, обеспеченного повесы, инфантильного и беспринципного.

Спектакль совершенствуется постоянно. Исчезли мелкие сбои и погрешности, замеченные во время официальной сдачи, артисты обретают уверенность, каждое новое представление всегда слегка новое, и так будет постоянно, ведь таким, вечно новым, оно и есть - сценическое искусство. А самое главное, что герои «Рыцарских страстей» доказали: ничуть не померкли главные ценности человеческих отношений - любовь, честь, рыцарство. Зрители с этим согласились.


Фото Анатолия Старцева

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.