Березники. Радость без обмана

Выпуск №10-170/2014, В России

Березники. Радость без обмана

В рамках фестиваля «Театральная весна» Березниковский драматический театр (славная аббревиатура) показал три спектакля. Три автора, три жанра, три постановщика, три места действия. Канонически на сцене со зрителем в зале поставлен спектакль «Строгановы» - большое исторически-приключенчески-философское полотно (уже рецензировалось после премьеры), поставлено главным режиссером театра Денисом Кожевниковым. Спектакль яркий, многофигурный, «долговременной», постановочно изобретательный. Он и рассчитан, кажется, на пробуждение и развитие патриотизма, слегка задремавшего в последнее время, что уж душой кривить. Отклик получился стопроцентный. Можно отметить радостную готовность зрителя воспринимать достаточно серьезный материал о персонажах-земляках.

Зрителям сегодня рассаживаться на сцене не привыкать. И в театре вообще и в Березниковском в частности. В театре есть малый зал для камерных спектаклей, но, согласитесь, находиться на сцене - это совсем другое ощущение. Здесь не просто близко, здесь - вместе. Здесь зритель отчасти сотворец. В достаточно новом жанре «вербатим» это особенно важно. Напомню, подобный спектакль делается не по пьесе, а по результатам разговоров с горожанами на улице. На самые разные темы. На основе этих, возможно только слегка литературно причесанных монологов артисты на скорую очень скорую руку и создают спектакль. Очень про сегодня, очень на злобу дня. Не то что «утром в газете - вечером в куплете». И совсем необязательно сатира. Люди могут рассказывать абсолютно личные истории смешные и грустные. Кто-то философствует, кто-то юморит, кто-то пытается разоблачать наотмашь, кто-то жалуется на судьбу. Нужен очень большой такт и очень хороший вкус для создания подобного спектакля. Эти качества Березниковские артисты, и опытные - заслуженные и юные, явили в полной мере.

На спектакль «Барышня-крестьянка» по повести А. Пушкина зрителя тоже приглашают на сцену, но совсем по другой режиссерской задумке. Андрею Шляпину необходимо все свободное пространство зрительного зала, включая галерку. Потому что незатейливая, но, как выяснилось, гениальная и бессмертная литературная пушкинская история приведена режиссером в волшебный и безграничный мир театра. И как же все постепенно, поспирально и восхитительно интересно раскручивается! Соседи антагонисты (Вячеслав Беляков-Нестеров и Николай Волхонский), конечно, идейные противники, однако вовсе не Дубровский с Троекуровым, являясь нам еще на сцене уморительно изображают сцены из своего взлелеянного быта - славянофильского и англофильского соответственно. Есть, где порезвиться и господам, и челяди. Господа хороши, но и слуги своего не упустят. Они радостно и слегка снисходительно подыгрывают чудачествам хозяев, ничуть не удрученные холопской долей. И русскую народную затянут и из «Beatles» споют, если надо. Собственно говоря, эти веселые и энергичные холопы и закручивают интригу и расширяют постепенно камерное реалистическое действие до размеров всего зрительного зала и фантасмагорических масштабов. Чего стоит сцена охоты в зрительском пространстве, где горничная Настя (Надия Ахунова, Наталья Соколова) готова стать жертвенным зайцем! Это вам не платье барышне отдать! И вот уже мало места в зале, и бумажными голубками летят письма Алексея с балкона. А потом все снова возвращается на сцену, и комический балаган, затихнув, уступает место пронзительно лирической сцене-дуэту Алексея и Лизы (Дмитрий Поддубный и Надежда Аленочкина). Так мало слов, а воздух дрожит и звенит от напряжения. Что за прелесть эта Лиза (так, кажется, говорила о себе Наташа Ростова), что за бестия. Откуда в этакой глуши? Столько женственности врожденной, природного мастерского кокетства. Это пушкинское и режиссерское по-настоящему мужское понимание женщин. Восхищение, преклонение и...снисходительность. Алексей обречен. Обречен на счастье взаимной любви там, где меньше всего рассчитывал ее найти, уже почти что пресытясь (как Онегин) радостями столичного высшего света. Обречены зрители Березников испытать, вероятнее всего не слишком ожиданное, счастье от общения с вот таким веселым автором - Александром Пушкиным. И совсем он не бронзовый, а кудрявый и живой. По этому поводу, пусть тривиально, но хочется сказать: «Ай, да Шляпин! Ай, да...молодец». Да - придумал, да - дополнил, да - дописал. Привел из далекого далека на сцену героев, оживил, закружил. Было? Не было? «Ах, обмануть меня не трудно...», «Тьмы низких истин нам дороже...» и столько всего прекрасного в голову пришло. Хорошее понятие - патриотизм.

  

Фотографии предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.