Четырнадцать шагов по "Радуге"

Выпуск №10-170/2014, Фестивали

Четырнадцать шагов по "Радуге"

С 15 по 21 мая в Петербургском ТЮЗе им. А.А. Брянцева прошел XV Международный театральный фестиваль «Радуга». Традиционно богатая программа показов, которой сопутствовала бурная внутренняя жизнь фестиваля с мастер-классами, презентациями и дискуссиями профессионалов, вполне соответствовала юбилейному формату события.

Любой театральный фестиваль, как и собственно театральное искусство, есть художественное отражение нашей жизни в ее концентрированной форме. Поэтому и программа юбилейной «Радуги», и интрига, сопутствующая ее формированию, не могли не отражать сложные, в том числе и политические, реалии нашего бытия. Это определило и некоторые трудности, с которыми столкнулись организаторы петербургского феста. С глубоким сожалением они узнали, что заявленный в афише театр Коршуноваса из Литвы не сможет принять участие в фестивале. Взамен тюзовцы получили от коллег письмо с наилучшими пожеланиями «Радуге», и потому сохраняют надежду, что замечательную постановку «Юлий Цезарь» все-таки увидят в Петербурге, - возможно, в рамках следующего фестиваля... Так или иначе, оставшиеся в программе четырнадцать спектаклей вызвали живой интерес публики, а временами и настоящий фурор. Традиционно хороший вкус тех, кто отбирал фестивальные работы, даже породил устойчивое мнение о том, что «Радуга» взяла за правило опережать «Золотую Маску». Хотя могли ли предположить тюзовцы, еще осенью верставшие программу показов, что два выбранных ими спектакля станут - один номинантом «Маски» (это спектакль Татарского академического театра «Однажды летним днем»), а другой - ее лауреатом («Онегин» в постановке Тимофея Кулябина из Новосибирска). Так что тюзовский фестиваль идет параллельным курсом с главным театральным конкурсом страны, но при этом отбирает лучшее, что может быть интересно старшим подросткам и молодежи.

Именно «Онегин», показанный на второй день фестиваля, стал ярким примером того, как классический пушкинский сюжет подается в новых формах и оригинальной режиссерской интерпретации. Новый театральный язык, особая, подчас острая и неожиданная подача материала - все это из года в год аккумулирует «Радуга». Недаром в разговоре, который в канун открытия состоялся у нас с главным креатором фестиваля и директором Петербургского ТЮЗа Светланой Лаврецовой, она еще раз подчеркнула, что и 15 лет назад, и сейчас создателям феста нужен предмет для творческого разговора, а подчас и горячего спора о поисках новых форм, в котором так нуждаются деятели театра. На вопрос, почему именно ТЮЗ взял на себя эту миссию, я получила вполне убедительный ответ: «ТЮЗ - это театр, работающий с юношеской аудиторией, которая всегда стоит на распутье, перед выбором в постоянно меняющемся мире. Такой театр должен по-особому остро чувствовать своего зрителя. В отроческом возрасте ребенок стоит на развилке не трех, а множества дорог, поэтому театр должен не просто «воспитывать», но показать ему весь спектр лучшего, что существует сегодня в драматургии, режиссерском и актерском искусстве. Фестиваль и должен стать местом сосредоточения нового во всех направлениях и жанрах. Даже если отдельные творческие эксперименты воспринимаются в штыки, они непременно должны быть у нас на фестивале, чтобы стать предметом дискуссии».

Темой заинтересованного, а то и яростного обсуждения среди публики и профессионалов театра становился почти каждый спектакль программы. Но наиболее острую реакцию вызвали подчеркнуто экспериментальные по форме постановки на стыке разных театральных языков. Таковым был и «сложносочиненный» спектакль «Окна в мир» главного режиссера Красноярского ТЮЗа Романа Феодори по книге Фредерика Бегбедера о трагедии, которую 11 сентября 2001 года все мы пережили вместе с Америкой. Именно поэтому организаторы не побоялись поставить его на открытие юбилейной «Радуги», еще раз напомнив миру о том, что все люди братья, и каждая жизнь бесценна. В дни, когда в соседней стране лилась кровь, особенно актуально прозвучала мысль о том, что ни одна держава не может остаться неуязвимой, если рушатся единые для всех законы здравого смысла и справедливости.


Более камерную историю предложил зрителю казанский режиссер Фарид Бикчантаев, поставивший по пьесе норвежского авангардиста Йона Фоссе спектакль «Однажды летним днем» (Татарский Академический театр им. Г. Камала) - о том, что в жизни каждого случаются минуты, заставившие вдруг «остановиться, оглянуться», чтобы осознать события давно минувших дней. Но главной героине это не удается, понимание ситуации ускользает из-за постоянной трансформации смыслов в пространстве и времени. Как постоянно меняющее местоположение и размер окно в заднике, которое одновременно является дверью в прошлое. Собственно, спектакль и стал следствием любви режиссера к работе с атмосферой, когда сценическое действие не ограничивается единым представлением о времени, когда есть несколько пластов повествования, вложенные один в другой по принципу многоликой матрешки. Совсем иными мотивами руководствовался Александр Суворов, чей режиссерский дебют по пьесе популярного ирландского драматурга и сценариста Мартина МакДонаха «Лейтенант с острова Инишмор» показал Московский ТЮЗ. Недаром дерзкую, состоящую из парадоксов черную комедию театр не рекомендует к просмотру «ханжам, любителям «постить» котиков, ярым противникам табуированных тем» et cetera. Как подметил знакомый критик, «действие строится на несоответствии ценностей героев нашей привычной картине мира», именно поэтому зрителю становится смешно там, где следовало бы, по-хорошему, горько рыдать. А как еще прикажете выживать в мире, где любовь к котам оказывается важнее любви сына к отцу, мужчины к женщине и женщины к мужчине?


Уже не смерть кота, а гибель соседского пса в корне меняет жизнь мальчика-аутиста из спектакля Тверского ТЮЗа «Загадочное ночное убийство собаки», который стал плодом участия недавнего выпускника ВГИКа Даниила Романова в лаборатории «Молодые режиссеры детям». История писателя Марка Хэддона о том, как, расследуя убийство собаки, аутист Кристофер находит путь из своего замкнутого «параллельного» мира к родителям, обществу и самому себе, позже вызвала жаркие споры среди практиков театра, которые в рамках научной конференции решали, в том числе, и вопрос о том, каким должен быть спектакль для семейного просмотра. Одни считали «Убийство...» эталоном такой постановки, а другие утверждали, что само понятие «спектакль для семейного просмотра» - искусственное и надуманное. Просто есть хорошие спектакли, которые полезно смотреть и в одиночку, и с семьей, а есть неудачные, вредные всем.

Мне, например, показался весьма пригодным для похода всей семьей удивительно добрый и красочный спектакль «Плыл кораблик белопарусный» по северным сказам Шергина, который поставила в ТЮЗе им. Брянцева молодой режиссер Мария Критская. Светлое ощущение полета над обыденностью, которое дарит незрячей девушке ее безграничная фантазия, и удивительная история приключений обыкновенной капли воды - вот открытия, которыми щедро делится со зрителями Ереванский государственный театр кукол имени О. Туманяна, где были созданы спектакли «Полет над городом» (режиссер и исполнительница главной роли - Нарине Григорян) и «Дзынь» в постановке Рубена Бабаяна. Формально говоря, можно было бы отчасти назвать кукольным и спектакль Компании Филиппа Жанти «Dustpan Одиссей», где главные роли вместе с живыми актерами на равных правах сыграли штопор-Одиссей, пустышка-Пенелопа, пивная кружка-Циклоп, корабельная команда - горстка конфет... А корабль, на котором смельчаки пустились в плавание по бурному морю из прозрачной синей пленки на наших глазах был построен из метелки, совка для мусора (dustpan) и веера. Филипп Жанти, как всегда, фонтанирует режиссерскими придумками, интерпретируя вечный сюжет с помощью подручных средств. И еще раз доказывает, что большой театр можно представить и на маленьком столике, затянутом пленкой.


Наряду с молодыми деятелями театра в этом году к «Радуге» примкнули, помимо Жанти, и такие мэтры, как Валерий Фокин с его новым проектом - экспериментальной постановкой Николая Рощина «Старая женщина высиживает». Академический «монстр» Петербурга неустанно находится в творческом поиске, именно поэтому признался, что «Радуга», которая открывает новые имена, ему интересна. Постановка абсурдистской пьесы польского драматурга-реформатора Тадеуша Ружевича не случайно оказалась в программе фестиваля этого года: она органично вошла в «польский блок» вместе с фееричным спектаклем «Двое бедных румын, говорящих по-польски» (по пьесе необычайно популярной в Европе Дороты Масловской в постановке руководителя Ярославского театра драмы имени Федора Волкова Евгения Марчелли) и ярким, с живой музыкой, порой шокирующим своим натурализмом спектаклем Польского театра во Вроцлаве «Кортни Лав» по пьесе Павла Демирского в постановке Моники Стршепки. Каждый год на семинарах «Радуги» профессионалы говорили о современной драматургии - французской, немецкой, эстонской. В 2014-м пришла очередь польской драматургии, об основных тенденциях которой рассказал известный филолог, педагог и культурный деятель Дариуш Клеховски в рамках презентации «У нас все хорошо? Польская драматургия идет навстречу». Так, он отметил, что в польской драматургии начался процесс, который определяется тремя основными трендами - компиляция, осовременивание и адаптация. Его воплощение на польской сцене Клеховски показал на примере таких драматургов, как Лукаш Хотковски, Павел Демирски, Павел Палыга и Иоланта Яничак.

Поскольку в мире постоянно происходит процесс взаимопроникновения новых театральных тенденций, наверняка какие-то из названных трендов уже определяют работу как российских драматургов и постановщиков, так и их коллег из Америки, Германии, Швейцарии, Финляндии и Японии. Иллюстрацией именно такого сотрудничества названных стран в рамках одного театрального проекта стала экспериментальная постановка «Пассажиры», которая уже была показана в специальной программе «Новая пьеса» премии «Золотая Маска». Проект позиционируется как уникальный пример смешения разных театральных языков. Спектакль, действие которого протекает в специально созданном медиа-пространстве, вызвал неоднозначную оценку зрителей и профессионалов, но, безусловно, заслуживает внимания как интересная попытка пойти навстречу эстетическим вызовам времени, когда эффект клипового сознания рождает элементы нового театрального видения. Кроме того, идея интернационального проекта показалась весьма уместной в контексте надвигающейся угрозы разобщения, к которому толкает народы безумие политиков. Объединяющая сила искусства - вот тот негласный, но четко сформулированный самой идеей тюзовского фестиваля посыл, который определил дух юбилейной «Радуги».


В фестивальной атмосфере творческого поиска, как в питательном бульоне, растет и учится новое поколение деятелей театра. По традиции, в рамках «Радуги» происходит непременное знакомство с театральными школами. В этом году здесь «показались» студенты 2 курса СПб ГАТИ под руководством Вениамина Фильштинского и Адольфа Шапиро (мастерская Ларисы Грачевой), которые скоро пополнят труппу ТЮЗа. В помещении студенческой аудитории будущие артисты показали класс-концерт «Студенты, студенты, студенты», являющий собой собрание этюдов, созданных на занятиях по актерскому мастерству. Яркими событиями «учебной» программы фестиваля стали и ставшие для многих незабываемыми мастер-классы Компании Филиппа Жанти «Способы физического выражения и использования пространства» и проходившие на протяжении нескольких дней «штудии» Андрея Малаева-Бабеля из «Актерской школы Н.В. Демидова». Интеллектуальной кульминацией «Радуги» стала конференция «Театр для молодых. 2010-е», которую провел руководитель художественных проектов петербургского ТЮЗа, действующий глава международной ассоциации АССИТЕЖ Адольф Шапиро вместе с театроведом, профессором СПбГАТИ Николаем Песочинским. За полтора часа горячих обсуждений мудрено было дать исчерпывающий ответ на череду стоящих сегодня перед практиками театра вопросов. Что надо ставить для подростков и правомерно ли сегодня делить театр на детский и взрослый? Много ли пользы принесли театру навязанные сверху возрастные градации типа «18+»? Следует ли с такой готовностью уходить от традиционного театра в угоду новым информационным пристрастиям публики, оказавшейся в плену теле- и компьютерной эстетики? Черту дискуссии подвел Адольф Шапиро, заметивший, что нынешняя молодежь живет на новых скоростях: подростковый период во времена, когда Толстой писал «Детство. Отрочество. Юность», длился пять-шесть лет, сегодня же ограничивается двумя-тремя годами, куда вмещаются и детские переживания, и страдания молодого Вертера. Задача театра сегодня, - воспитание молодежной элиты общества, которой предстоит строить новую Россию.

Очевидно, что фестивали, подобные «Радуге», вступающей в живые отношения со зрителем - заметный шаг на этом пути. Не случайно в Год культуры «Радуга» при поддержке министерства культуры вырвалась за пределы России, успешно опробовав в апреле пилотный театральный проект «Радуга в странах Балтии». И успех нового фестивального формата говорит о том, что у него есть будущее.

 

Фотографии предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.