В зеркале сцены. Конкурс-фестиваль профессиональных театров Липецкой области

Выпуск №10-170/2014, Фестивали

В зеркале сцены. Конкурс-фестиваль профессиональных театров Липецкой области

В год 60-летия образования Липецкой области в рамках социального проекта «Театральный камертон» в феврале прошел Первый конкурс-фестиваль профессиональных театров Липецкой области «В зеркале сцены», учредителями которого выступили Липецкое отделение СТД РФ, Управление внутренней политики Липецкой области и Управление культуры и искусства. В фестивале приняли участие все театры Липецка и области.

Липецкий государственный академический театр драмы - единственный театр в мире, который носит имя Л.Н. Толстого. Он показал два спектакля - «Дядя Ваня» А. Чехова и «Приключения Тома Сойера» Т. Мейсона.

Сегодня классику и, в частности, пьесы Чехова ставят по-разному, часто осовременивают, и поэтому новаторством нынче считается поставить спектакль в бережном отношении к тексту Чехова, его мыслям, идеям, философии. Режиссер Сергей Бобровский попытался решить спектакль, в основном, именно в этом русле. Очень подробная декорация (художник Оксана Столбинская) с деталями старого быта: стол, накрытый старинной кружевной скатертью, самовар, лампы, стулья, скамейка, диван, пианино, на стенах картины в старинных рамах, на заднике огромные шкафы с книгами в сочетании с музыкой, нежной, еле уловимой (Надежда Пчелкина). Все это создает с самого начала зыбкую атмосферу чеховских героев.

Основной сценический прием спектакля - исповедь, основной мотив - «пропала жизнь». Войницкий (Владимир Борисов) и Астров (Андрей Литвинов) живут миражами. Два интеллигентных порядочных человека на всю губернию оказываются никому не нужны.

Обычно дядю Ваню играют как рефлексирующего интеллигента, как трагедию несостоявшейся судьбы, задавленного жизнью, а иногда выставляют просто жалким. Дядя Ваня В. Борисова совсем не сломленный человек, а жесткий, злой и, порой, агрессивный. Он преображается только тогда, когда видит Елену Андреевну и смотрит на нее с обожанием. Услышав план Серебрякова о дальнейшей их жизни, он с криком швыряет все его книги на пол, а когда стреляет и не попадает в него, плачет, как обиженный ребенок. И только к финалу он совсем опустошен и даже впервые жалок.

А. Литвинов создает образ Астрова без внешних приспособлений и эффектов. Он брутален, мужественен, существует неспешно, легко, без наигрыша, хорошо слушает, хорошо молчит, говорит тихо (иногда даже слишком). Его Астров не способен любить и честно говорит об этом Соне. Единственное, что на него действует - это красота, что и заставляет на какое-то время увлечься Еленой.

Елена Андреевна (Анастасия Абаева), на мой взгляд, главный просчет спектакля. Актриса наигрывает не только внешне, картинно кокетничая, но и разговаривает как капризный избалованный ребенок, копируя Ренату Литвинову. Только к концу спектакля актриса попыталась быть более естественной и как-то более органично существовала на сцене.

Такая же история произошла с хорошим актером (я знаю его давно) Михаилом Янко, играющим Серебрякова. Практически весь спектакль он фиглярствовал, декламировал, пафосно разговаривал, а порой рычал. И даже в финале, в сцене прощания со всеми, продолжал паясничать, как клоун. Быть может, этому опытному актеру режиссер поставил именно такую задачу? Жаль.

Самым светлым образом в спектакле является Соня (Александра Громоздина). Юная, обаятельная, улыбчивая, искренняя. Именно она по-настоящему любит и Астрова, и дядю Ваню, и своего отца. В ней такой огромный запас любви и милосердия, что хватает на всех остальных, лишенных этого. Ее замечательный, проникновенный финальный монолог берет за душу и вызывает отклик в сердцах зрителей.

Писатель Марк Твен необычайно популярен не только в Америке, но и в других странах, и, в первую очередь, в России. Он не писал пьес, но инсценировки шли на сценах русских театров даже до революции. В 1908 году, когда театр для детей делал свои первые шаги, Марк Твен писал: «Я убежден, что детский театр - одно из самых великих изобретений ХХ века и что его огромная воспитательская ценность, пока едва замечаемая и лишь смутно понимаемая, вскоре найдет всеобщее признание».

В драматическом театре им. Льва Толстого была показана пьеса американского драматурга Тимоти Мейсона «Приключения Тома Сойера», где ожили неунывающие герои Марка Твена и сам автор в прекрасном исполнении Владимира Борисова, который в течение всего спектакля находится на сцене и очень иронично комментирует все происходящее.

Очень интересна сценография, создающая атмосферу спектакля (художник Дмитрий Хильченко). На заднем плане палуба корабля, натянутые паруса, веревочная лестница, большой колокол, спускающийся на толстой веревке и детали быта в быстро сменяющихся, органично связанных друг с другом многочисленных эпизодах. Постановка режиссера Юрия Горбунова направлена на то, чтобы донести до зрителей улыбку Марка Твена, его иронию и поэтический юмор в отношении к жителям американского захолустного городка, его любовь к своим героям - мечтательным и романтичным и, вместе с тем, очень деятельным и практичным. В этом многонаселенном спектакле слаженный актерский ансамбль. Том (Александр Скачков) - очень живой, умный, с благородным сердцем, не унывает, попадая в различные передряги. Гекльберри Финн (Эмин Мамедов), изящная, грациозная, очаровательная, порой капризная Бэкки Тэтчер (Лилия Ачкасова), Джо (Владимир Юрьев) все они с такой наблюдательностью выведены на страницах пьесы и так замечательно сыграны актерами, что сегодня юные зрители узнают в этих героях своих сверстников.

В спектакле много режиссерских находок. Урок в школе, во время которого учитель в замечательном исполнении Максима Заврина так увлечен книгой с картинками по анатомии человека, что не замечает, как развлекаются его ученики. Или сцена на необитаемом острове, куда убежали Том, Гек и Джо, сцена отпевания их в церкви, когда мальчиков считали погибшими, сцена на кладбище. Спектакль доносит до зрителей гуманные мысли о дружбе, товариществе и справедливости.

Самый молодой профессиональный театр области Липецкий драматический театр, основанный в 2000 году, перенес на сцену, что обычно совсем нелегко, восхитительную бунинскую прозу - рассказ «Натали».

Бунина считали современным певцом любви. До него, пожалуй, в отечественной литературе не было писателя, в творчестве которого мотивы любви, страсти играли бы такую важную роль. И при этом он был уверен: чтобы любовь не исчерпала себя, необходимо расстаться - и навсегда. Если этого не делают сами герои, вмешивается судьба. Обманутое, растерянное чувство первой любви - одна из любимейших тем писателя. Об этом постановка Геннадия Балабаева.

Надо отметить, что этот лирический спектакль вызывает противоречивые чувства и оценки. Виталий Мещерский (Александр Малахов) приезжает погостить к своим родственникам Черкасовым и сразу окунается в вихрь нахлынувших на него чувств к двум героиням рассказа - Соне и Натали. К своей кузине Соне он испытывает плотское влечение, какое бывает у юноши впервые, который хочет стать мужчиной. А его чувство к Натали возвышенное, в основе его любование и поклонение.

Несколько смущает трактовка актрисой Александрой Иванцовой образа Сони. С первых минут ночной встречи со своим кузеном Мещерским, которого она не видела много лет, она ведет себя очень вульгарно, заигрывая и соблазняя его, не говоря уже о ее костюме - откровенно распахнутом халате, обнажающим ноги. А Натали (Диана Митусова) - как раз слишком холодновата, аморфна, да и разговаривает порой не очень внятно. Совершенно не сыграна эмоционально сцена, когда она после объяснения в любви Мещерскому, застает его в постели с Соней. Очень хорошая работа у актера Александра Малахова. Он очень разный, этот красивый, эффектный молодой человек. Поначалу это невинный, скромный юноша, приехавший в имение к дяде и ищущий любви. При встрече с Натали его словно пронзает молния, у него загораются глаза, и он сразу становится как-то серьезнее и старше. После расставания Натали выходит замуж без любви, а он ведет беспутную жизнь, бездумно, тоже без любви, сходится с крестьянкой, которая родила сына и обещала убить и ребенка и себя, если он их бросит.

Музыкальное оформление - громкая, бравурная, раздражающая музыка не вяжется с кружевным бунинским словом. И совсем уж из другого спектакля, на мой взгляд, сцена бала, куда попадает Мещерский в очередной приезд к родным. Это больше похоже на фантасмагорию, граничащую с оргией: все действующие лица в темных одеяниях, похожие на стаю ворон, кружатся, подпрыгивая, а затем выносят Мещерского, увидевшего на балу Натали с мужем. Он валяется на полу, потом, страдая, пьет водку и слушает песни под гитару.

Получив телеграмму, что умер муж Натали, он приезжает из Парижа элегантный, повзрослевший, по-прежнему любящий, так же как и она. Замечательная сцена их встречи, тихая и нежная. Она говорит ему: «Разве бывает несчастная любовь?» Через год она умирает в родах в Швейцарии. В финале хор очень хорошо исполняет «В лунном сиянии колокольчик звенит...», после чего, разрушив всю лирико-ностальгическую атмосферу, вновь звучит бравурная музыка, под которую актеры выходят на поклон.

Театр, прикоснувшись к живительной, как чистый родник, прозе Бунина, к сожалению, не во всем справился с ней, хотя сам по себе факт обращения к такому автору очень важен и интересен и для актеров, и для зрителей. Для режиссера и актеров важно было рассказать светлую и печальную историю первой юношеской влюбленности и, отчасти, передать ту боль, которая поселяется в душе после неизбежного расставания.

Пьеса «Кармен иначе», написанная драматургом Д. Минчёнком, на мой взгляд, не является примером высокой или просто хорошей драматургии. Сюжет ее не может не волновать, но сам текст оставляет желать лучшего. Молодая выпускница РАТИ Анна Фекета поставила в Липецком драматическом театре великолепный пластический спектакль, уделив в нем большое внимание хореографии, и актеры замечательно исполняют откровенно чувственные танцы. На мой взгляд, спектакль был бы еще интереснее, если бы шел без слов (как, например, в театре имени Вахтангова «Отелло» и «Анна Каренина»). Насколько блестяще актеры двигаются, настолько плохо они разговаривают.

Действие происходит в наши дни на Балканах, где разместились косовские миротворцы - солдаты и офицеры, правда, порой больше похожие на бандитов. В него вклиниваются сцены, идущие на заднем плане, где в больничной палате сумасшедшего дома сидит тореадор Луис (Роман Коновалов) и рассказывает свою историю о корриде, о схватке с быком, о том, что бык лишен чувства жалости точно так же, как и человек. По ходу действия он вспоминает, как мимо арены прошла Кармен (Мария Пропастина), которая была вся соткана из солнца и умела сжигать взглядом.

Кармен Пропастиной на самом деле напоминает яркий цветок, она замечательно танцует, завлекая солдат, одному из которых (Хозе) кидает цветок. Женщины вокруг смеются над ней, оскорбляют, и одну из них она убивает ножом, отняв его у обидчицы. Кармен отводят в полицейский участок и заставляют солдата Хозе (Александр Малахов) стеречь. Они рассказывают друг другу о себе. Кармен, когда началась война, приехала сюда из деревни в поисках работы, родителей убили, а сестра повесилась, и она за еду и ночлег стала спать с солдатами. Хозе, взяв на себя вину друга, убившего человека, чтобы не попасть в тюрьму, бежал на войну. В участке происходит необыкновенно пластичная и очень лирическая сцена любви, после которой Кармен, приковав Хозе наручниками к кровати, покидает его. Возвратившийся капитан Цунига по прозвищу Смерть (Александр Сущик), который обещал за большие деньги предоставить Кармен своим клиентам, в ярости избивает Хозе и отдает его на поругание солдатам.

Параллельно на заднем плане в своей палате тореадор хочет повеситься, но его спасает санитар и надевает на него смирительную рубаху. Кармен находит Хозе изувеченным, без сознания, отмывает его, целует, пытается накормить, читает Библию, которую потом выбрасывает. С трудом поднявшись на ноги, Хозе возвращается в гарнизон. А дальше происходит встреча Кармен с тореадором (идет ретроспекция). Луис Коновалова красив, изящен, элегантен и великолепен в эротических танцах с Кармен. Очень яркая и хорошо поставленная сцена корриды, на которую уходит Луис. В сцене боя быков, где быка изображает другой тореадор (Ростислав Семенихин), очень точно выверенные ритмические движения тореадоров, игра с красным плащом.

А в это время в комнату к тореадору, где его ждет Кармен, врывается Хозе, которого объявили убийцей Цуниги: он дезертировал и уговаривает Кармен бежать с ним в Америку. Кармен говорит, что уже не любит его, что была только страсть. Начинается драка Хозе с вернувшимся после боя окровавленным, со сломанной рукой Луисом. Во время жестокой схватки Луис вонзает пику в грудь Кармен, пытающейся заслонить собой Хозе, а потом и ему наносит смертельный удар. Хозе падает рядом с Кармен, и они лежат, держа друг друга за руки, как Ромео и Джульетта. Луис сходит с ума и заканчивает свои дни в палате сумасшедшего дома.

Спектакль очень экспрессивный, идет с замечательным музыкальным оформлением - еврейские мотивы, сербские и цыганские песни, в которых звучит скорбь народа. Липецкий драматический театр поставил пластический спектакль-эксперимент, и, в общем, он оказался удачным.

Один из самых старинных русских городов - Елец Липецкой области - славен тем, что является родиной Ивана Бунина, Михаила Пришвина, Тихона Хренникова, здесь бывали и работали А.Н. Островский, М.П. Садовский, М.С. Щепкин, В.И. Немирович-Данченко. В свое время сюда приезжали на гастроли Федор Шаляпин и Сара Бернар. Уже более 150 лет назад здесь работал профессиональный драматический театр. Многое менялось, в 1948 году он перестал существовать, но в 1993 году возродился под названием Елецкий драматический театр «Бенефис».

Театр обратился к современной драматургии, которая, конечно, должна присутствовать в сегодняшнем репертуара. Современная драма очень разная, вызывающая неоднозначное отношение к ней, хотя среди современных пьес есть очень интересные, имеющие право на существование. Удивляет, что Елецкий театр обратился к далеко не новой пьесе Ольги Донец, которая и сама удивилась, узнав об этом. При чтении пьеса вызывает, мягко говоря, странное впечатление, но ее сценический вариант и постановка Юрия  Мельницкого вообще привели меня в уныние. Если это эксперимент, то в любом эксперименте должна быть логика происходящего, а здесь, на мой взгляд, ее нет.

Начинается спектакль «Из жизни огней» с воспоминания некоего Игнатия Олеговича Волкова о жизни своей семьи. Кстати, актер Евгений Ермаков, играющий эту роль, единственный, кто органично и естественно существует на сцене. Идет поток жизни, но в дальнейшем все так запутывается, что вызывает ощущение, что все многочисленные герои, появляющиеся в бесчисленных эпизодах, - больные люди. В конце спектакля даже показалось, что я в сумасшедшем доме. Все актеры либо срываются на крик, либо что-то шепчут, а громкая музыка заглушает эту невнятную речь, не давая расслышать некоторые интересные философские рассуждения о бренности жизни, о том, что «есть в жизни что-то вечное, и это вечное связано с человеком, о чем люди твердят 5000 лет». В общем, если это история одной семьи, как обозначено на афише, а в программке издевательски как «рассказ о счастливой семье», мне по-настоящему жалко всех ее членов.

И совершенно не узнать театр и этих же актеров в очень интересном спектакле «Гроза» в постановке Радиона Букаева.

К.С. Станиславский утверждал, что театральное творчество, в общем, сводится к борьбе со штампами. И в этом отношении особенно фатально не повезло «Грозе» - одной из лучших русских пьес, русских трагедий, которая почти за 200 лет была принесена в жертву школьному образованию, в жертву штампов. Сегодня «Грозу» ставят по-разному. Редко, кто ставит просто текст Островского, чаще режиссеры сражаются с ним, обязательно осовременивают, и в итоге процветает авторская режиссура, главная цель которой - поставить так, чтобы не было похоже на другие спектакли.

Спектакль Елецкого драматического театра «Бенефис» целостный, в нем отчетливо слышен текст Островского, который оказывается очень злободневным. Это история о сильных женщинах и слабых мужчинах, о трагической страсти, которая всегда требует жертв, и о свободе, которая всегда приносит страдания.

Очень интересно выстроен спектакль (сценография и костюмы Аси Давыдовой): зрители сидят на сцене, посреди зала построен длинный помост, а вокруг все стулья накрыты зеленоватой легкой тканью, изображая реку, омут, в котором живут, любят и погибают герои пьесы. На авансцене бульвар, где происходит основное действие - встречи, расставания, диалоги героев, появление странницы Феклуши (Ольга Климова), полусумасшедшей барыни (Людмила Соловьева-Лунник), часовщика-самоучки Кулигина (Сергей Приставко).

«Жестокие нравы в нашем городе, жестокие...» - эти слова звучат очень современно, их можно поставить во главу угла спектакля. Ирина Кислых играет Катерину искренне, свежо, просто, без открытых эмоций. Она ровна со всеми, хотя является натурой свободолюбивой, мятежной, страстной. Она, как струна, натянута до предела, так как по своей натуре не может приспосабливаться. Катерина не любит своего мужа и по-настоящему узнает любовь только с Борисом. И она не боится ни Кабанихи, ни «мирского суда», а боится лишь «греха», суда совести. Борис (Евгений Ермаков) - интеллигентный и чувствительный человек, случайно попавший в этот город, ощущает себя здесь, как и Катерина, чужим.

Тихон (Дмитрий Голобородов) не очень умен, но и не глуп. Он по-своему любит Катерину, но свободу больше. Он добр, но отсутствие воли, привычка к беспрекословному подчинению губят его жизнь. По существу и Тихон, и Борис предают Катерину. Безвольный Тихон, мечтая вырваться из дома, из этого бабьего царства, не внемлет мольбам Катерины не уезжать или взять ее с собой, а любовь Бориса разбивается от дядюшкиного самодурства, и он, уезжая, тоже не может забрать Катерину с собой.

В спектакле образы Кабанихи (Ирина Проняшкина) и Дикого (Владимир Громовиков) интересны по внешнему современному рисунку, где даже есть намек на их интимные отношения, но они не стали столь яркими и заметными, как остальные.

Замечательный финал спектакля, когда после своего последнего монолога с балкона Катерина раздевается и бросает свое платье в омут, а Кулигин бережно, как человека, его поднимает, баюкая. Сцены спектакля, где выявлены конкретные человеческие характеры, отбиваются песнями и плясками. В спектакле есть свободное вольное дыхание и живой нерв.

Липецкий театр кукол был создан в 1965 году. Сейчас театр имеет свое прекрасное здание, в его репертуаре около 30 детских спектаклей.

В пьесе Юлия  Кима «Чудеса на змеином болоте», поставленной Олегом Пономаревым, в одном царстве, в одном государстве Царь (Алексей Рыбаков) собрался на пенсию, а так как у него есть только дочь Алена (Галина Изотова), он хочет найти достойного наследника, чтобы отдать корону в надежные руки, а заодно и дочь выдать замуж. А задание претендентам дает такое - извести болото змеиное, Змея Горыныча и его сестру Змею Подколодную. Все действие спектакля построено на борьбе за эту корону. За нее борется смешной и неуклюжий Аника-Воин (Сергей Русаненко), Барон фон дер Финдер (Людмила Теплякова), Али Баба Али Хан (Галина Федякова). На змеином болоте женихов превращают в лягушек и баранов, после чего и Змей Горыныч (Владимир Никулин) и Змея Подколодная (Н. Чулюкова), превратившись в людей, пошли искать спрятанную корону (не очень только понятно, зачем им она понадобилась). В результате всех приключений корону находит Иван (Екатерина Рязанцева), приехавший из деревни невесту себе искать. Он возвращает корону Царю, чтобы тот не уходил на пенсию, а еще поработал, а сам женится на его дочери Алене. Пьеса слишком многословна и затянута, а спектакль, в общем, получился веселый, музыкальный, с замечательными костюмами, особенно Змея Горыныча и Змеи Подколодной (художник по костюмам Светлана Рыжкова).

«Липецкая ярмарка» А. Пономарева и Э. Кораблиной написана по мотивам фольклора - поговорок, частушек, народных сказок, пословиц, собранных на территории этого региона, и имеет очень большое значение для возрождения и сохранения культуры народного творчества Липецкой области.

В спектакле два актера - Егорка (Сергей Русаненко) и Романушка (Екатерина Рязанцева) рассказывают о ярмарке, которой с давних времен славилась липецкая земля. Актеры работают и с куклами, и в живом плане, изображая различных персонажей, попадающих в необыкновенные ситуации. Они очень пластичны, хорошо двигаются, прекрасно поют и разговаривают, вовлекая в действие и ребят, сидящих в зрительном зале.

Как и в первом спектакле здесь очень хорошие, яркие костюмы (Светлана Рыжкова), яркая декорация - лотки, на которых красиво выложенные товары, а также музыка. Все это создает истинную атмосферу ярмарки.

Этот фестиваль показал, насколько разнообразна и интересна театральная жизнь Липецка и Липецкой области, где каждый театр имеет свое лицо, свой репертуар, режиссеров, имеющих свой почерк, интересные театральные труппы.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.