С возвращением, Петр Уксусов! "Петрушка" в Московском театре кукол

Выпуск №10-170/2014, Премьеры Москвы

С возвращением, Петр Уксусов! "Петрушка" в Московском театре кукол

Московский театр кукол в 2014 году отмечает свое 85-летие, и это событие совпало с постановкой традиционной народной комедии «Петрушка». Премьера поистине знаковая, поскольку в начале своего творческого пути старейший государственный театр кукол столицы представлял собой маленький передвижной театр, пропагандировавший детскую книгу. Труппа из трех-четырех человек сама мастерила кукол, декорации, давала в библиотеках и во дворах жилых домов короткие представления, главным действующим лицом которых был не кто иной, как Петрушка.

Этот весельчак известен на Руси как минимум с XVII века. По крайней мере, о балаганном представлении с его участием в 1636 году написал в своей книге «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» немецкий ученый Адам Олеарий. Петрушка, он же - Петр Иванович (Петрович) Уксусов, представлял собой перчаточную куклу в красном кафтане, шароварах, колпаке с кисточкой. Потешник отличался выдающимся носом, большим смеющимся ртом и визгливым голоском. Именно таким сегодня его можно увидеть на малой сцене Московского театра кукол.

Режиссеры-постановщики Анатолий Архипов и Лариса Балеевских - известная супружеская пара кукольников - взяли за основу традиционные фольклорные тексты. «Записей сохранилось много, однако все они прилизанные, - рассказал Анатолий Николаевич. - Петрушка был очень скабрезен, но как только кукольник видел в толпе лицо, не принадлежащее простому народу, он сразу все нивелировал, и представление получалось чистеньким, аккуратненьким. Была, к примеру, сцена «Петрушкина свадьба», никаких записей о которой нет, потому что игралась она после основного представления. Кукольник выбирал из толпы трех-четырех мужиков, заводил их в балаган и там показывал эту сцену. Они выходили ужасно довольные, но никому ничего не рассказывали».

В премьерной комедии «Петрушка» Московского театра кукол такой сцены нет. Зато есть другие, тоже очень забавные и жизненные: «Петрушкин сон», «Петрушка хочет жениться», «Поскакушки от Петрушки», «Петрушка на ярмарке», «Доктор-лекарь». Примечательно, что внутри каждого эпизода кукольник импровизирует в зависимости от зрительской реакции и настроения Петра Уксусова. Порой сами актеры не знают, что может учудить этот остряк. Конечно, воссоздавать театр Петрушки в аутентичном виде в зрительном зале, а не на улице очень сложно, поскольку балаганные представления раньше игрались на ярмарках и были построены на диалогах: носатый хулиган задевал какого-нибудь прохожего, тот отвечал - и пошло дело! В театре же публика настроена созерцать, а не препираться. Тем не менее, артистам Московского театра кукол Алексею Шило и Галине Кузнецовой удается ее расшевелить. Особенно бурно реагируют дети, стараясь помочь веселому Петрушке и выкрикивая подсказки.

Специально для этого спектакля Алексей Шило освоил пищик - небольшой инструмент, состоящий из двух тонких металлических пластин, стянутых ниткой так, что между ними образовывается щель. Актер берет пищик в рот и говорит сквозь него, выдавая высокий пронзительный голос Петрушки. А еще Алексею одному во время представления приходится управляться с более чем десятью персонажами. Такой скорости перевоплощения позавидует любой артист! Да и вообще диву даешься, как можно помимо яркого, харизматичного, неуемного Петра Уксусова одновременно играть еще одну или две роли. Кстати, помимо классических героев народной комедии, таких как пройдоха-цыган, доктор в огромных очках, толстая жена Петрушки, любящая подтрунивать над людьми смерть, в спектакле Московского театра кукол есть и гастарбайтер, без которого сложно представить современную столицу, и полицейский, и генерал, и вредная собачка, и даже сексапильная негритяночка. Нельзя обойти вниманием помощника Петрушки Музыканта в исполнении очаровательной Галины Кузнецовой. Она не только играет на балалайке, гармошке, трещотках, но и является посредником между шутом и зрителями.

Художник-постановщик Ольга Смелянец поместила Петрушку в привычную для него среду - традиционную переносную ширму, на которой много веков шла и сейчас возрождается вновь кукольная комедия. Она же придумала достоверные русские народные наряды артистам и куклам. А изготовил персонажей Анатолий Архипов, сам работающий Петрушку уже четверть века. «Традиционно куклы для комедии о Петрушке делаются деревянные, потому что папье-маше не выдержит удара палкой, - поделился Анатолий Николаевич. - Хотя это специальная палка, расщепленная пополам, чтобы при ударе издавать сильный звук, бьет Петрушка все-таки по-настоящему. Так что кукол для спектакля я вырезал из липы. С одной стороны, это очень прочное дерево, с другой - легко поддается обработке».

В репертуаре Московского театра кукол есть две версии комедии «Петрушка» - для детей от семи лет и для взрослых. В первом варианте Петр Уксусов не дерется палкой, воздерживается от сальных шуточек и не играет некоторые сценки, в частности, с гробом. А вот для зрелых зрителей он не скупится на остроты, высмеивая всевозможные человеческие пороки. Причем делает это столь искрометно, талантливо, что понимаешь, почему Петрушкой восхищался не только простой люд, но и такие великие русские писатели, как Максим Горький, Федор Достоевский, Николай Некрасов.

 

Фото из архива Московского театра кукол

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.