Играть человека. Евгения Фасулаки (Хабаровск)

Выпуск №10-170/2014, Лица

Играть человека.  Евгения Фасулаки (Хабаровск)

Во время репетиций спектакля «Черное молоко» в Хабаровском ТЮЗе к Евгении Ивановне Фасулаки, исполнявшей роль старухи Петровны, обратилась актриса, для которой материал ее роли показался неподъемным. Как это играть? И получила лаконичный, но при этом удивительно точный ответ: «Посмотри, у твоей героини, единственной из всех, есть имя. Вот человека и играй».

Да, именно Человек - настоящий, без тени пафоса и театральности, с его сильными и слабыми сторонами - в каждой работе заслуженной артистки России Евгении Фасулаки, на мой взгляд, одной из самых ярких актрис Хабаровского ТЮЗа. Поэтому даже небольшая роль в общем сценическом полотне - объемная, притягательная. Именно такова ее Няня в «Сказке о Золотом Петушке», Петровна в «Черном молоке», бабушка Валентины в спектакле «Валентин и Валентина», Переводчица в «Другом солнце».

В ней есть что-то особенное. Внутренняя собранность и точность, с которой актриса строит рисунок своих ролей, становится тем камертоном, который и настраивает зрителя на спектакль. Еще - слегка ироничный взгляд на себя и окружающих и полное отсутствие самолюбования. Евгения Ивановна убеждена: каждый, кто служит в театре, должен уметь честно ответить, и прежде всего себе, на главный вопрос - зачем я здесь? Ей самой для этого потребовалось немало времени, но ответ нашла: в театре она - для себя, для самосовершенствования. А иначе не стоит заниматься этой профессией.

Настойчивое стремление понять и разобраться, что же это за явление такое - театр, в ней самого детства. Евгения Ивановна родилась в старинном городе Муроме. Захолустье по тем временам, и не удивительно, что именно сюда из Москвы сослали сына известного композитора Рыбакова - Владислава Петровича. Но ему не хотелось жить скучно, и он решил устроить в школе оперный театр. Ни больше, ни меньше. В качестве премьеры выбрал небольшую оперу своего отца «Морозко», а главную ставку сделал на девочку Женю, у которой обнаружился абсолютный слух. Для спектакля все готовили сами: декорации, костюмы, даже театральный свет. Потом были и другие музыкальные постановки, и уже тогда для нее стало абсолютно ясно: театр - интереснейшая вещь, жизнь без него теряет краски.

В городе Горьком, куда Евгения приехала погостить к родственникам, она случайно увидела объявление на столбе: набор в театральное училище. Это был филиал ЛГИТМИКа. Пошла туда вместе с сестрой, но оказалось, что поздновато. Ей предложили попробовать свои силы в следующем году, тем более что курс планировал набирать режиссер. Фамилия его, правда, ей тогда ни о чем не говорила - Табачников. Это уже потом станет ясно: встречи с такими мастерами - большая удача в жизни.

Через год приехала в Горький и ... не прошла по конкурсу. А поскольку отступать не привыкла, стала задавать вполне логичные, с ее точки зрения, вопросы: «Что значит, нет мест? Стульев не хватает? Я свой принесу!» У директора филиала оказалось нормальное чувство юмора. Как уж ей это удалось, но она уговорила Ефима Давыдовича Табачникова взять в качестве вольнослушателей настойчивую девчонку и еще двенадцать таких же «оставшихся без стульев». Правда, с одним условием: после первого курса все учащиеся будут строго оцениваться, и уж тогда - никаких обид.

На второй курс Евгения перешла легко, а когда учеба завершилась, их отпустили в свободный полет. С этого момента она и превратилась в перелетную птицу.

Первым в ее актерской биографии стал театр в Кемерове, куда она прибыла вместе со своим мужем, тоже актером. Правда, кемеровский период оказался недолгим. Как иронично замечает Евгения Ивановна, ничем особенным в Кемерово не отличилась, сделала одиннадцать вводов и успела родить старшего сына. Решили уехать, рассматривали географическую карту и варианты городов, в итоге выбрали Лиепая. Какое-то время работали в местном театре, но опять что-то не то, не так... И снова в полет. На этот раз в Красноярск, куда позвал уже знакомый режиссер из Кемерова. Потом Брянск, Новокузнецк, Орел... Она ехала к ярким, интересным мастерам, потому что для нее жизнь в театре не могла быть механической, стереотипной. Но режиссеры - те же перелетные птицы. Не засиживались подолгу на одном месте. Вот и ей приходилось всякий раз собираться в дорогу.

Пока Евгения Ивановна Фасулаки добралась до Хабаровска, она сменила немало городов, и даже в какой-то момент решила завязать с театром навсегда. Без него ей удалось прожить целый год. Работала в гидрометеослужбе, но как только раздался телефонный звонок: «Тебя ищет режиссер Петровский, хочет позвать в Орел», - приняла единственно возможное решение - ехать.

В 1982 году Евгению Фасулаки пригласила в Хабаровский ТЮЗ Светлана Черепанова - в то время его директор. Видимо, что-то изменилось в перелетной птице. Понимание жизни, театра... Она приехала на Дальний Восток и больше уже никуда не улетала. Между прочим, больше 30 лет уже прошло.

- Меня все время отговаривали от ТЮЗа. Говорили: «Только не ходи в ТЮЗ!» Это и задело. Сколько лет я уже думаю, и, наконец, поняла: начинать нужно именно с детства, для детей работать. И быть с ними всегда честным. Пытаясь разбираясь во многих вопросах и проживая жизнь в театре, находясь к нему лицом к лицу, не так просто разглядеть какие-то важные моменты. Когда ты имеешь возможность немного отстраниться, ты понимаешь масштаб этого явления, которое мы называем Театром...

Роли. Это шаги, ступеньки, вехи. Как угодно можно сказать. Иногда они проходящие, иногда становятся достижениями. Фасулаки, по ее собственному выражению, любит «столкнуться с ролевым материалом». Когда мучаешься, сомневаешься, не знаешь, зачем тебе дана эта роль и как к ней подходить. Так было со Свахой в спектакле «Женитьба Бальзаминова», поставленном Вадимом Паршуковым. Во время этой работы многое казалось неясным, странным, но в итоге вылилось в настоящий труд. Евгения Ивановна любит, когда происходит именно так. В спектакле «Черное молоко» по пьесе современного драматурга Сигарева у Фасулаки роль старухи. Исполняет она ее блистательно. И даже когда уже прошло достаточно времени после премьеры, спектакль с успехом шел на Новой сцене, внутри актрисы продолжалась мучительная работа. Впрочем, понятно, что современные пьесы не могут быть легкими. Но здесь, говорит Евгения Фасулаки, нужно помнить очень важную вещь. Режиссер режиссером, но существует еще личная ответственность и культура актера.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.